Армянские хачкарыАрмянский народ на протяжении своей многовековой истории создал сокровища культуры, получившие широкое признание и высокую оценку всего цивилизованного мира.
Армянская средневековая архитектура, миниатюра и музыка издавна вышли за пределы
истории армянской культуры и заняли достойное место в истории мирового искусства.
Одним из самобытных
явлений армянского средневекового искусства являются так называемые "хачкары"
(крест-камни) -- памятники, нашедшие широкое распространение в Армении. К такому
же роду памятников относятся и "....", массивные каменные изваяния,
обнаруженные в горах.....
санных глыбах, имеющих форму гигантской рыбы, заметны следы обработки, рельефные
изображения символов. Вищапы были связаны с распространением у предков армян
культом богини воды Астхик Деркето.
Если между упомянутыми
выше памятниками и хачкарами не прослеживается непосредственной связи, то урартийские
памятники (VIII--VII вв. до н.э.), состоящие из постамента и установленной на
нем вертикальной четырехгранной плиты, покрытой клинописью, могут рассматриваться
как прообраз объемно-пространственной конструкции хачкара.
В дохристианский период существовали памятники иного содержания. В письменных
источниках упоминаются скульптурные памятники, установленные в городах языческой
Армении и вдоль дорог, связывающих города.
Часть их, сохранившаяся до раннехристианского периода (IV--V вв.), и послужила
основной для дальнейшего оформления четырехгранных столбоообразных памятников
с изображением креста, обнаруженных на склонах Арагаци, в частности в Талинском
и Артикском районах. Эти памятники тоже двухчастны, они состоят из постамента
и вертикального объема. Наиболее совершенные образцы памятников раннехристианского
период имеют трехчастное строение. Под постаментом подстилается ступенчатое
основание (Аван, Ардви, Д...х, Одзун, ....) ..... (IV в.) армянская церковь
превращала некоторые языческие святилища в христианские, иногда воздвигая на
месте разрушенных языческих капищ монастыри и устанавливая крест -- символ новой
веры. По свидетельству Анатангеоса, Григорий Просветитель установил кресты в
Вагаршанате, на месте мученичества св. дев. Рипсимэ и Гаянэ, на дорогах, улицах,
площадях. По преданию, деревянные кресты в Армении были установлены на острове
Севан, в ...., а также в соседней Грузии на горе у Мцхеты, где в VII в. была
построена церковь Джвари (джвари -- по-груз. крест).
В IV--VII вв.
деревянные кресты были заменены каменными. Они представлены "крылатыми
крестами", найденными при раскопках Двина. "Крылатые кресты",
пришедшие на смену деревянных, вместе с тем послужили основой для формирования
новой и самобытной области армянского искусства.
Происхождение
Хачкаров и их назначение
Восстановление политической власти в Армении, начавшееся вследствие ослабления
арабского халифата во второй половине IX в. образование царств Багратидов в
Ани, Арцруни в Васпуракане, а также Карса и Сюника создало благоприятные условия
для подъема национальной культуры.
Начиная с IX--X
вв. города Армении переживают бурный расцвет (Ани, Лори, Карс, Ван), основываются
храмы и монастыри (Татев, Севан, Гндеванк, Санаин, Ах..пат, Оромос), которые
одновременно становятся важными центрами развития духовной культуры. Переживают
процесс возрождения архитектура, стенная роспись, скульптура.
Именно к этому периоду и относится появление хачкаров. Самые ранние из известных
нам хачкаров относятся к IX--X вв. Достоин внимания памятник близ Нижнего Талина,
представляющий огромную треугольную каменную глыбу с высеченными на ней крестом.
Ниже креста ........., где, по-видимому, хранились святые мощи. Не исключено,
что этот памятник не IX век, а более ранний. Жена Ашота I Багратуни, царица
Катраниде, в 879 г. в Гарни "во имя спасения своей души" установила
хачкар, который из известный нам точно датированных хачкаров -- самый ранний.
Особый интерес
как произведения искусства представляют хачкары, составляющие группу, которая
положила начало мемориальным памятникам нового типа. Таковы хачкары, установленные
в 881 г. на кладбище селения Мец Мазра Варденисского района в память Сюникского
и Атванского князя Григора Амирне..., а также не датированные хачкары у Нижнего
Талина и внутренние хачкары часовне св. Рипсимэ и св. Гаянэ селения Мартирос
в Вайо..зоре. Обобщенные формы этих хачкаров, связанность немногочисленных узоров
(гроздья винограда, пальмовые листья), непринужденное расположение их на плоской
поверхности камня и простота композиции, выполненные с тонким чувством пропорций,
создают монументальный и величественный памятник нового типа.
Обнаружены также памятники с рельефом креста, отличающиеся по композиции от
отмеченных выше хачкаров, как, например, больших размеров круглая плита, находящаяся
в часовне св. девы Сандухт Талинского района, на которой высечен равнокрылый
крест.
Если рельефы
на фасадах соборов и памятников IV--VII вв. служили распространению и упрочению
христианства, то с конца IX в. главной их идеей становится спасение души. Осуществлению
этой идеи служили высеченные на фасадах некоторых церквей скульптурные фигуры
ктиторов с моделью церкви в руках (Гагик Арцруни на церкви св. Креста в Ахтамаре,
Кюрике и Смбат на церквах Аменапркич в Санаине и св. Ншана в Ахпате, Гагик Багратуни
на церкви св. Григора в Ани).
Существование и национальная независимость армянского народа зачастую были
обусловлены торжеством веры и победой церкви. Будучи тесно связанной с исторической
судьбой народа, армянская церковь в борьбу против иноземных завоевателей изначала
же привнесла еще одну идею, сыгравшую большую роль в деле сплочения армянского
народа в освободительной борьбе и поднятия его национального самосознания. Борьба
армянского народа за освобождение от арабского ига и восстановление национальной
независимости в VIII-- -IX и частично в начале X вв. тесно связывается с идеей
самопожертвования (распятие сына божьего во имя спасения человечества).
Однако хачкары
служили не только своеобразным символом веры, они создавались и устанавливались
по самым различным поводам: в честь военных побед, для увековечения событий,
имеющих важное историческое значение, по завершении строительства храмов, родников,
мостов и других сооружений. Так, например, в надписи на хачкаре, установленном
в Амберде в 1202 г., братья Захариды упоминают о своих победах над сельджуками,
а царица Ванени для увековечения памяти своего преждевременно усопшего мужа
царя Абаса строит мост в Санаине (вероятно после 1192 г.) и устанавливает хачкар.
Хачкары служили
также и в качестве надгробия. Являясь составной частью надгробного сооружения,
хачкары иногда придают завершенность архитектурному облику последнего. Вспомним,
к примеру, два хачкара, установленные на западном фасаде двухэтажной усыпальницы-церкви
монастыря Цахац-кар (1041 г.) и усыпальницы княжеского рода ..... Ахпатского
монастыря (1211--1220 гг.)
Совершенными
образцами гармоничности хачкара и архитектурных форм могут служить также хачкар
1184 г., установленный Мхитаром в честь настоятеля Сана.....ского монастыря
Тутсорда, или хачкар 1175 г., установленный мастером Петросом у дороги села
Кош Аштаракского района. И, наконец, наиболее полное выражение единство хачкара
с архитектурными формами проявлятся в XIII--XIV вв. (группа хачкаров на кладбище
...., хачкар 1291 г., села Кармрашен Азизбековского района, хачкар 1340 г. села
Алаяз Ехегнадзорского района и др.)
Отдельную группу
составляют так называемые "Амена......" ("Всеспаситель")
хачкары, например, хачкар 1273 г. малого притвора Ахпатского монастыря, ....
хачкар, созданный мастером Вахрамом в 1281 г., а также хачкар 1279 г., который
недавно был перевезен из Араратского района в ..... . В отличие от других хачкаров,
на их западном фасаде изображено распятие. Народ приписывал таким хачкарам способность
исцелять недуги и превращая их в святилища. Хачкары воспринимались народом символически,
как сила, способная обуздать стихийные бедствия.
Значение хачкар...
заключается также в высеченных на них ....графических надписях, которые зачастую
содержат исторически важные сведения, помогают уточнить дату памятника, сообщают
имя заказчика, мастера-резчика, повод, по которому установлен хачкар. И в этом
смысле хачкары являются также важными документами истории армянского народа.
Хачкары создавались
на каменных плитах правильной формы, а иногда и прямо на ска... Подобные памятники
встречаются внутри церквей и притворов (Ахпат, Гехард, Ованан...) они встроены
во внешние стены, установлены даже на крышах, у входов церквей (Гехард, А..рцин,
Го....), а также в естественной среде монастырские комплексы или кладбища).
Подобные хачкары устанавливались отдельно или группами (Ариндж, Бжии, Овананванк,
Егвард) на постаментах, прямо на земле или на обломках скал (Мастара, Гехард,
Караглух).
Искусство хачкара
и его развитие
Хачкары, как
самобытное искусство, переживали ..... развития и совершенствования. Если IV--VII
вв. явились периодом зарождения самой идеи хачкара, а IX--XI вв. периодом становления
формы и композиции, то XII--XIII вв. являются периодом окончательного формирования
художественного мышления и изобретательности, явление, которое дает право классифицировать
хачкары по определенным художественным направлениям или школам.
Необходимо отметить
также мастеров, создателей этих изумительных и самобытных памятников.
Изучение эпиграфических
надписей выявило ряд имен мастеров, плодом творчества которых являются хачкары.
В надписях хачкаров имена их создателей встречаются с XII в. Самым известным
мастером этого периода был Мхитар со своим учеником Аветисом. Достаточно упомянуть
великолепного писца и миниатюриста, зодчего и ваятеля Момика. Его деятельность
протекала в 1282--1321 гг. Созданные им хачкары находятся в ..... Эти хачкары
своим тонким и совершенным орнаментом классифицируются в ряду лучших. Творениями
Момика являются церковь в ..... и, вероятно, церковь-усыпальница в Нораванке.
Венцом этой
области искусства являются также хачкары Гошаванка работы мастера Погоса (1291
г.), хачкар, находящийся в притворе Гехардского монастыря, творение мастеров
Тимота и Мхитара (1213 г.) Достойное упоминания и имя мастера-резчика Вахрама,
создателя хачкаров "......" в Ахпате и Д..... привнесшего в декор-хачкаров
новые форму и содержание.
Последний период
Естественный
процесс развития искусства армянских хачкаров прерывался нашествиями сельджуков
и монголов. Но несмотря на это, органическая связь между отдельными периодами
очевидна. Очевидно также непрерывное развитие искусства хачкара, сохранение
и совершенствование сугубо национальных мотивов, блестящие образцы которых были
созданы в XII--XIII и частично в XIV вв.
Многочисленны
хачкары, относящиеся к этому времени. Это в основном надгробия, установленные
на кладбищах. Армянский народ, потеряв государственную и политическую самостоятельность,
переживая тяжелое экономическое положение, был лишен возможности осуществлять
большие строительные работы общенационального значения и поэтому его усилия
были направлены на создание малых архитектурных форм. По этой причине орнамент
и рельеф хачкаров этого периода упрощается, теряя прежнее изящество и сложность
формы, неповторимое богатство вязи. Подобные хачкары можно встретить почти во
всех районах Армении, в особенности на кладбищах Норадуза, Камо (Нор Баязет),
Вардениса, Мартуни и Старой Джуги. На кладбищах Норадуза и Джуги количество
хачкаров достигает нескольких сотен. Хачкары обширного Норадузского кладбища
дают возможность проследить этапы развития хачкаров от X до XVII вв. Этот ряд
завершается работами известного мастера Кирама, который по сохранившимся надписям
охватывают время от 1551 до 1610 гг. Созданные им хачкары встречаются также
на кладбищах в Мартуни, Камо, Аштарака (1602 г.) и др.
Мастерству исполнения
и самобытности творений Кирама не уступают хачкары его современников, мастеров
Аракела и Меликсета, которые вместе создавали хачкары, отличающиеся удивительным
единством стиля (кладбище в Камо).
Декор хачкаров
этого периода, несмотря на четкость линий и простоту вязи, отличается однообразием
и придает схематическую сухость всей композиции.
Образцы последнего
периода развития хачкаров можно встретить на кладбище в Джуге. Эта многочисленная
группа хачкаров, созданная в XVI--XVIII вв. своей самобытностью занимает особое
место в истории искусства армянского хачкара. Еще в XVI в. Джуга являлась оживленным
торговым центром. Имея торговые сношения с Западом и Востоком (в особенности
с Персией), Джуга стала местом скрещивания армянской и восточной (позднеиранской)
культур. На хачкарах Джуги ясно прослеживается влияние персидского искусства.
И как следствие этого влияния преображается не только орнамент хачкара, но и
его объем, облик и композиция. Хачкар становится узкой, устремленной ввысь,
легкой стелой. Центральный крест располагается в узкой нише, завершающейся характерной
для восточной архитектуры стрельчатой аркой. Хачкары Джуги привлекательны мастерством
исполнения и изя................................. исключительно самобытной области
армянской культуры.
Хачкары как
неотъемлемая часть армянской скульптуры своей исключительной художественностью
и национальной окрашенностью являются выражением христианкой веры армянского
народа, его патриотизма, культуры и высокого уровня художественного вкуса, и
как таковые, они занимают достойное место в сокровищнице мирового искусства.
|