Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Дуга воздушного моста

«Они так ругались по-армянски, - сказала мать, придя из магазина, - думали они одни, и вокруг ни одна живая душа их ни за что не поймёт.»… Я взял у матери сумки, отнёс на кухню и дослушал её историю. Два молодых армянина  стояли в очереди в московском магазине и, громко обсуждая свои дела, попутно уснащали свою речь отборнейшей армянской бранью. Мать не выдержала, и на очередном речевом вираже  негромко  попросила лихих землячков быть поаккуратней в выражениях. Собеседники вытаращили глаза и смолкли. Надо же! Оказывается, они не первые армяне, ступившие на землю этой забытой богом планеты, и есть кто-то из армян, кто пришёл сюда раньше, успел прижиться, вписаться в контекст, встать в очередь, стать здешним и, не забывая родной язык, остаться собой.

КАК ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Я не страдаю ксенофобией, но неужели  трудно себе представить, что в Москве или в Санкт-Петербурге, в Ростове или в Сочи, как и в других российских городах, не один десяток, а порой и не одну сотню лет живут местные армяне, их дети и внуки, и эта с виду как бы «чужая планета» давно обитаема, и не надо вести себя  на ней, как ошалевшие инопланетяне или залётные первопроходцы.

Армения – это не только та узкая полоска земли со столицей в Ереване и трехмиллионным населением, но и все девять миллионов армян, живущих на земле.

Сколько раз слышал от армян диаспоры это ворчание, - они, мол, айастанские,  с ними лучше дела не иметь, они приедут, накуролесят  и уедут, а нам здесь жить, люди они не плохие, но слишком долго жили в Ереване… и т.д. и т.п. В чём тут дело, и действительно ли армяне диаспоры лучше армян из Армении? Конечно, же нет. Но люди, живущие вдалеке от родины,   обожествляют и идеализируют Армению и армян, и относятся к любому человеку из Армении почти как к святому посланнику из рая.  А армянин, приехавший из Армении, воспринимает всех армян просто как людей, он с детства  вырос среди подобных себе, и других людей, можно сказать, не видел.  Армянин диаспоры, обманывая (предположим)  земляка, обманывает   своего, что уже самый худший вид обмана. А армянин из Армении, обманывая (опять предположим) земляка, обманывает как бы чужого, потому что для него с малых лет все люди таковы – говорят на армянском, выглядят по-армянски и крестятся слева направо, что ж их любить и щадить только за это, ну уж…

Ну, и как же тогда быть? Во-первых, не обманывать, а, конечно, любить и щадить.  Не обманывать ни своих не чужих, ну и любить и щадить тех же. Хотя обман ли это, когда гонец из Армении, например, просит помочь купить ему партию товара для родины, и деловой земляк из диаспоры прогибается и, отказавается от своей доли в сделке во имя «заветного братства и общей любви», а пришлый землячок под это дело наваривает двойной куш, и  нещадно «дербанит»  братьев по крови по обе стороны воздушного моста «спюрк-айреник». По-моему, это – обман, и спекуляция на самом святом. Если, конечно, дело строится  на подобном лукавство, а не на заранее  оговоренной односторонней благотворительности. Но всегда можно в этом спокойно разобраться.

ВСЕ ВМЕСТЕ МЫ  ТАКОВЫ

Во-вторых, стоит перестать идеализировать Армению и её посланцев, потому что правильно говорили умные люди в подобной ситуации: «Мы не можем быть только нацией шахматистов и скрипачей, спортсменов и астрономов, святых и учёных . Мы – нормальный народ со всем спектром человеческих типов - от гениев до прохиндеев.» Тогда . может быть, будет легче воспринимать негативную информацию из  масс-медиа, в которой фигурируют, к    примеру, армянские имена  и фамилии. Знаю российского тележурналиста, армянина по национальности, который жутко комплексовал от того,  что известный на весь мир американский врач по прозвищу Доктор-Смерть, оказался армянином  Джеком Кеворкяном. Комплексовал и утверждал, что Кеворкян не армянин, а просто человек, который , как   какой-нибудь Киркоров,  случайно носит армянскую фамилию. Ну да. Как бы не так. Просто с ума сойти. Научите свою бабушку бить в бутыль,  чтобы дно не дребезжало.

В-третьих, надо, видимо, понять, что Армения – это не только та узкая полоска земли со столицей в Ереване и трёхмиллионным населением, но и все девять миллионов армян, живущих на земле, и говорящих на армянском, русском, арабском, турецком, французском, английском и других языках.  Да, мы все -  Армения, и та Малая Армения, что осталась сейчас на политической карте мира,  и эта невидимая  Великая Армения от  Армянского переулка в Москве до острова Сан-Ландзаро в Венеции, от армянской деревни под Сочи до армянского клуба в Лос-Анжелесе или Тегеране, от Еревана до Бейрута, от Карабаха до Калифорнии.  (Насчёт Великой Армении, надеюсь, вы меня поняли, я не об экспансии здесь веду речь, а о поле духовного единения.) Так случилось, что не все говорят по-армянски, так случилось, что не все живут среди армян, но все вместе – мы таковы, и ни одна из частей, не хуже другой. 

Друг рассказывал, что армяне, давно живущие в Швейцарии, были шокированы, что среди турецких эмигрантов в этой стране вдруг обнаружились армяне, говорящие только по-турецки и желающие посещать армянскую церковь, где бы служба велась на турецком языке. Для старожилов это было немыслимо, для отуреченных армян ничего другого не оставалось, - или идти с остальными турками в мечеть, или вспомнить о вере отцов и проложить свою «дорогу к храму», где бы Бог, разговаривал с ними на единственно понятном языке, пока они, быть может, не выучили другого. Всё, кажется,  устроилось образованием нового церковного прихода. По-моему  это нормальное решение.  Теперь паства обоих приходов со временем имеет шанс слиться путём, так сказать, конвергенции и на  основе постепенного взаимного  братания. Вряд ли армянский язык при этом останется в стороне.  Бог даст, забывшие  - вспомнят, ищущие – да обрящут.

ЗДОРОВЫЙ РЕФЛЕКС

Ездили с братом по автосервисам, искали, где бы  глушитель приварить подешевле. Из четырёх мест - в двух последних мастерами и хозяевами были армяне. За услугу просили чуть больше,  чем мы собирались заплатить. Но, рассудив, что деньги всё же, как никак платим «своим», решили не жаться и воспользоваться услугами земляков. Эти «свои» наших мотивов не поняли, армян в нас не идентифицировали, но это нам было и не важно. Главное, мы знали, что к чему,  главное выбор был, и мы, как говорится, «свой выбор сделали». Несерьёзный, забавный, смешной патриотизм? Да нет, вряд ли. Скорей просто бытовая логика и здоровый национальный рефлекс. Тот самый, что при покупке абрикосов на московских рынках заставляет выбирать среди прочих армянские, а при нехватке денег на армянский коньяк, покупать дагестанский из Кизляра, потому что там хотя бы директор армянин (такая вот витиеватая комичная логика, и, по сути, хохма). Но это уже всё в режиме свободного художества, ясно ведь, что зарубаться на этом смешно… Хотя почему же?

Однажды сидели и выпивали в хорошей компании. Вдруг кто-то прочёл на бутылке экзотического пойла, что напиток сей произведён в Бразилии, и, купив его, мы тем самым как бы спасаем от вымирания жителей индейского племени с берегов Амазонки. У всей нашей компании аж дух перехватило от такого поворота событий. Мы думали, что мы просто «хорошо сидим», а, оказалось, что мы при этом помогаем далёким индейцам. Тут же послали гонца за ящиком  бразильского бухла, чтобы выполнить свой интернациональный долг настолько, на сколько денег хватит… Вот и по отношению к Армении можно было бы регулярно выполнять такой же интернациональный (или национальный, - как хотите) долг. Надо только чтобы, кто-нибудь выпустил по аналогии с бразильским случаем, например, карабахскую тутовую водку,  с соответствующей припиской на этикетке, или оригинальный набор из армянских варений-солений. А народ по эту сторону воздушного моста в это дело по ходу пьесы врубится и по возможности  поддержит далёких земляков. Вот такие могут получиться нешуточные шутки,  эдакая может реализоваться овеществлённая солидарность и гуманитарная  взаимопомощь, так сказать.

И небо – это то, что объединяет нас рассеянных во времени и пространстве, раскиданных по этой земле, но соединенных воздушными мостами обычного земного братства

А то вот недавно в газетах и телепередачах прошла информация по разделу криминальной хроники о задержании в Москве одного более чем состоятельного армянского бизнесмена, у которого в доме при обыске обнаружили несколько миллионов долларов наличными. Ну, показали  его пару раз, фотографии напечатали. Ну не Билл Гейтс внешне, но не всем же профессорами выглядеть. Однако, лицо незнакомое, хотя Москва – город, конечно, большой. С другой стороны – армянская церковь только одна, не разминёшься, даже если захочешь, как говорится. Хотя мало ли армян атеистов, может он туда и не ходит вовсе, или на дому молится,  библию читает и чем-то ещё душу свою успокаивает. Но, оказывается, знают его наши земляки. Родом – карабахский. Из деревни в Гадрутском районе, в которой до сих пор  водопровода нет. В принципе, мог бы помочь, но, видимо, не помог. Благотворительность дело добровольное, однако, не будем чужих денег считать. А была бы продукция «специального назначения» типа тутовой водки или наборов варений-солений, глядишь этот далеко  не бедный человек и проучаствовал  бы ещё и так в судьбе родного края. Проще ведь двигаться от меньшего к большему. Не так ли. Сегодня - бутылка, завтра – ящик, а послезавтра, может быть, и водопровод.

РАЗБОР ПОЛЁТОВ

В июне московские газеты сообщили о трагическом случае, участником  которого невольно оказался карабахский армянин, бывший спецназовец перебравшийся на жительство  в Москву. Он с сестрой и другими знакомыми девушками выходил из ночного клуба, когда на него и девушек напала подвыпившая компания из семи человек, большая часть которых была служащими срочной службы одной из частей МВД, находящимися в самоволке.  Девушек пытались повалить на землю, требовали денег, пытались избить... Ничего не вышло, - «Пока неясно, у кого изначально мелькнул в руках нож,  но в конце концов оружие оказалось именно в руках спецназовца…Двое нападавших от полученных ножевых ранений скончались на месте. Ещё троих пришлось госпитализировать…Сам парень тяжело переживает случившееся и говорит, что хотел только одного – защитить девушек от пьяных хулиганов» (цитирую по газетной вырезке).

Кто виноват в этой трагедии, суд, скорей всего разберётся, защитник девушек задержан, да он и не пытался скрыться с места происшествия. А я думаю, не сослужила  ли здесь дурную службу солдатам частей МВД привычка считать любого кавказца на улицах Москвы своей законной добычей.  Ведь сколько  раз  мы это видели, - сотрудники МВД и их помощники из служащих срочной службы выискивают в толпе южан и начинают с ними «работать по полной программе», что заканчивается часто в лучшем случае вымогательством, а в худшем - избиениями и незаконным задержанием. Правозащитники говорили и говорят, что надо ловить не брюнетов, а бандитов. Но местные власти науськивают своих исполнителей, тем не менее, на брюнетов. Так им, видимо, проще. И у молодых солдат-срочников срывает крышу, им сказали «фас», «ату их» и молодые ребята выпив спиртного в самоволке  продолжили свою обычную служебную забаву – охоту на брюнетов, –  но уже в более раскованной манере: с палками в руках, с приставаниями к девушкам, с попытками ограбления и прочим безумием. Пожалеть их? Конечно, пожалеть. Расизм стал частью их служебной практики, исказил их сознание, расчеловечил , - ну как их тут  не пожалеть…Но хорошо, что не пришлось жалеть девушек,  которых удалось защитить брату одной из них.

Больное сознание, сон разума – такие вещи до добра не доводят. В вышеуказанном случае наш соотечественник защищался, а вот пример, как  наши соплеменники нападали. Но на кого!.. Случай, конечно,  отличается от уличной драки, но произошёл примерно в то же время, что и оная. Двенадцать человек, бывших бакинцев армянского происхождения … напали из-за угла на Армению, опубликовав в «Независимой Газете» на правах рекламы (то есть, оплатив публикацию) дурацкое «Открытое письмо» главам стран-участниц  Договора о коллективной безопасности, встреча которых происходила в Ереване.

Письмо содержит обычные пропагандистские антиармянские блоки, которые в ходу у спец-служб  Азербайджана. Есть в нём белиберда про «воинственный сепаратизм в Карабахе», и про якобы вероломную агрессию Армении, и о вымышленном сокращении  населения Карабаха за последние несколько лет  в восемь раз, и о том, что ««Враждебное окружение» и «экономическую блокаду» Армения устроила себе сама»…

Стыд не дым, глаза не ест. Публикация  текста такого  объёма в «НГ» стоит не меньше  полторы тысячи долларов. Значит, пришлось скинуться примерно по долларов сто. Каждый помогает Армении как может, кто-то не помогает совсем, некоторые  - так даже совсем наоборот, поют с голоса тех, кто устраивал армянские погромы в Сумгаите и Баку, разармянивал Карабах, резал и жёг, а теперь пытается повесить всех собак на пострадавшую сторону руками самих же пострадавших.  Чувствуется давно знакомая турецкая изощренность нынешних бакинских горе-кукловодов. По некоторым сведением, кое-кто из подписантов, даже не знал о том, что его именем воспользуются, чтобы попытаться опорочить Армению и армян. Если это так, то им можно только посочувствовать, а если подписи ставились  сознательно, - стоит посочувствовать вдвойне.  Участвовать  в пропагандистской кампании организаторов геноцида армян, будучи самому армянином, что может быть прискорбней. Ну, нет сил помогать, так хотя бы не навреди, и то польза. Да где там…Лжесвидетельство грех, но и уныние – тоже грех, так стоит ли унывать от того, что кто-то в очередной раз бездарно пытается морочить нам голову…  Ну их, проехали.

И  ТИШИНА

Воздушный мост соединяющий  историческую родину с армянской  диаспорой  - это мы сами, но так получается, что и Армения - это тоже мы с вами. Помню, знакомая армянка из одного очень своеобразного семейного клана  удивилась, познакомившись с нехарактерным в её понимании армянином. Этот «нехарактерный» не водился с блатными, не курил травы, не говорил на жаргоне, был равнодушен к золоту и не играл в карты, просто он  был с виду как бы  «не  своим». Так, наверное, в своё время какая-нибудь одесская еврейка из «ближайшего окружения»  Бени Крига,  удивлялась, что еврей может быть не только налётчиком или кабатчиком, а ещё  и математиком или поэтом. Случай забавный, не более того.  Ведь мы давно уже представляем собой супер-этнос со всем спектром  человеческих типов, чему тут удивляться. И шахматист Каспаров с писателем Довлатовым – это часть нас, и  теннисист Агасси с певицей Шер – это часть нас, да мало ли... Карабахский солдат и  зангезурский крестьянин,  ереванский студент и московский предприниматель,   ростовский ремесленник и сочинский музыкант, голливудский кинорежиссёр и парижский дизайнер, среди которых – и  праведники и далеко не ангелы – это все мы,  реальные люди, притом, что мы –  и частица ещё чего-то большего, -  всего нашего народа, - всего человечества, -  всего Божьего мира. И небо – это то, что  объединяет нас, рассеянных во времени и пространстве, раскиданных по этой земле, но соединенных воздушными мостами обычного земного братства. И тишина – это только пауза в разговоре, на пути от одного пролёта моста к  другому.

Тигран Некрасов

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении