Новоявленный Ататюрк «Дружба народов». Неправда ли, какая симпатичная расхожая фраза. ? Союз народов –как это мило, здорово. Не случайно этот союз стал нашим гербом, нашим самым большим достоянием, величайшей силой советского общества. И мы знаем, какие трудные роды были у этой дружбы. Она рождалась в классовых битвах против самодержавия, в борьбе за победу Октября, крепла на стройках пятилеток, закалялась в огне Великой Отечественной войны. Но мы умеем, наделены удивительной способностью, сохранив оболочку, в корне изменить содержимое, суть. Что оставалось от нашей дружбы, от всех её прикрас, если взять за основу, в качестве примера, Карабах, Баку, Кировабад, Нахичеван. Это только в одном Азербайджане. Ничего, мыльный пузырь, посильнее дунь и лопнет, разлетится прохудившаяся оболочка, Впрочем, здесь обходятся и без оболочки, мыльный пузырь давно лопнул, Обратимся к фактам. Из Азербайджана армяне бегут, Бегут не только армяне, но они составляют главный отряд в этом потоке беглецов, Бегут от пожара, разожженного новоявленными националистами, от ататюрков, не сбросивших с себя красноармейских коммунарок, - так удобней обманывать легковерных судей. Это бегство людей от расправы над ними под шумок елейного разговора о дружбе, братстве, интернационализме. Мы удивляемся, как Ленин мог поверить в скоморошество Ататюрка, перекрасившего себя в революционера, в красного, и не удивляемся вере в Гейдара Алиева. Алиев тот же Ататюрк, еще не сбросивший с себя коммунарки. Дружба народов. Мы постоянно говорим о том ,чего нет, не существует на практике. Нынешний 75 год- год триумфального шествия азербайджанского национализма, азербайджанского пантюркизма. Такого разгула национализма, такого бегства армян из республики не было никогда раньше, даже при свирепом Багирове. Л.И. Брежнев как-то в одной из речей говорит: «Мы были и остаемся непримиримыми к любым проявлениям национальной розни, шовинизма, национализма». Слова, слова! Я не раз лично обращался к Брежневу, указывая на вопиющие факты проявления национализма в Нагорном Карабахе – и полное молчание. Никакой непримиримости к проявлениям национализма за ним я не заметил. Всё то же оптический обман. Внимание: к великому нашему достоянию- дружбе народов, подведён бикфордов шнур. Одним концом он зажжен. Остановите огонь, взорвемся. Я тянусь к этому шнуру, хочу сбить огонь, но меня бьют по руке. Что ты лезешь, несмышлёныш? Говорят, нельзя вступить в войну, не имея шансов на победу. Не согласен. Нужно вступать в бой, если даже знаешь, что твоя смерь ничего не изменит. И я ползу, ползу к этому опасному шнуру. Вперед, старина, и никаких шансов на победу. Помнится, в двадцатые годы, при мусаватистах, когда вспыхивали армянские селения подожженные азербайджанцами, дядя садился на коня и направлялся в Новрузлу азербайджанское село, где у него стоял винный завод. Он покупал там на корню виноград и давил. Я говорю об известном в Карабахе виноделе Арутюне Оганесяне, о котором не раз писал. - Куда ты, Арутюн, неровен час, пристрелят в дороге! - На все эти предостережения он отвечал односложно: - Меня азербайджанцы не тронут. Я никому из них не причинил зла. И хлестнув коня, ехал своей дорогой. Но думаю, что дядю не трогали не из – за того, что он не делал им зла. Никто из армян не делал им зла. Думаю, что дядю не трогали из-за другого. Он тогда очень нужен был азербайджанцам. В то время азербайджанцы еще не производили вина, без дяди виноград пропал бы. И эта нужность дяди была его щитом. Я собираюсь в Карабах. Можно ли мне сегодня совершить такую поездку, не опасаясь за жизнь. Моя нужность Карабаху не стала моим щитом. 1975 г.
|