Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Волшебная лампа и ташкентский салют

Оказаться в Ташкенте несложно. Билет, самолет, привет, дорогой! Оказаться в Ташкенте легко. Звонок другу, несколько слов, карусель памяти: и вот ты плавно въезжаешь в 1988-ой, в сердце Средней Азии, в щедрый и радушный город, где живут мои друзья. Жизнь несет меня, и я лечу вперед на карабахской волне нашего тогдашнего мейнстрима и вдруг попадаю в места, на первый взгляд не связанные с армянским патриотическим возрождением конца восьмидесятых. Я попадаю в Ташкент.

Пригласил меня туда мой друг Валерий, и оказалось, что он далеко не единственный карабахский армянин, давно живущий в Узбекистане. А если точнее, то он - один из десятков тысяч армян, и, конечно, не только карабахских, которые издавна живут на этой доброй, гостеприимной земле. Статистика скажет об этом точнее меня, но есть в этой теме ведь что-то и кроме статистики. Например, мой друг. А также его друзья и друзья друзей моего друга - имена, лица, характеры, судьбы. Кто вспомнит все это, кроме нас, когда годы летят, люди уходят и прошедшее похоже на стопку пожелтевших газет, давно закинутую за тумбочку с телевизором, по которому идет бесконечная реклама. Тогда, в 1988-м, для меня, москвича, «все только начиналось», а в Ташкент, оказывается, еще в 1986-м приезжал будущий лидер Карабахского движения Игорь Мурадян с проектом письма руководителям СССР о воссоединении этого армянского края с Арменией. Нужно было утвердить окончательный текст и собрать подписи армян, проживающих в Узбекистане. Первым откликнулся тогда мой друг Валерий.
Жил тогда в Ташкенте замечательный человек, ветеран войны, историк, писатель-публицист Аркадий Агалумович Григорян. Он прожил интересную и непростую жизнь, с 15 лет трудился на стройках, прошел Великую Отечественную войну, пережил тяжелое ранение, но вернулся в строй. Позднее был на руководящей работе в партийных органах Андижанской и Ташкентской областей. Вел научную работу, преподавал. Григорян написал небольшую книгу «Армяне в Средней Азии», изданную в Армении в начале 80-х и ставшую большой редкостью. Мой друг поиски этой книги начал с Еревана, а закончил в Ташкенте знакомством с автором - иного способа найти экземпляр книги не было.
С миру по нитке - на волшебный клубок Ариадне. Так, потянув за одну путеводную нить, выходишь сразу на углы всех улиц в городах, по которым они бегут. Эта ведет меня по Ташкенту, где Валерий знакомит Игоря с Аркадием Агалумовичем, а карабахская тема встает на крыло. И семидесятилетний человек после многолетней советской практики, обременительной для вольнодумцев, все-таки решается ехать на машине по городам Узбекистана с письмом-требованием о свободе для Карабаха, убеждать, разъяснять, напоминать живущим в Средней Азии соотечественникам-армянам об исторической родине и их сыновнем долге...В 1989 году в Ташкенте появился Армянский культурный центр, и Аркадий Агалумович принял деятельное участие в его организации, а в 1990 году возглавил его.
Как-то так получилось, что я оказался на открытии этого культурного центра и с находящейся в президиуме учредительного собрания Тамарой Ханум успел познакомиться. Ну, да, конечно, помог друг Валерий, но и удача, наверное, тоже. Ведь с этой замечательной женщиной, всемирно-известной артисткой, танцовщицей и певицей Тамарой Ханум мне удалось провести в увлекательной беседе несколько часов у нее в доме, при живой хозяйке уже ставшем домом- музеем ее имени. Тамара Артемовна провела нас по залам с национальными костюмами разных народов мира, которые были подарены первыми лицами государств после ее выступлений по всему свету. Фотографии, живописные полотна, вырезки из газет, книги и статьи, посвященные Тамаре Ханум, этнографические материалы, и опять - музыкальные инструменты, сувениры, памятные знаки, призы за участие в фестивалях и конкурсах , письма и грамоты, награды и подарки.
29 марта 2006 года в Узбекистане отмечают 100-летие Тамары Ханум, а тогда ей было 83 года. Если кто-то забыл, то нелишне будет напомнить....
Тамара Ханум - Народная артистка СССР, одна из основоположниц современного танцевального искусства Узбекистана. Ее творчество на протяжении нескольких десятилетий получало широкое признание в Узбекистане и далеко за его пределами. Армянка по происхождению (Тамара Петросян), она выросла в небольшом городке Ферганской долины и с детских лет считалась прекрасной исполнительницей народных песен и танцев.
Огромный репертуар Тамары Ханум включал в себя песни народов Узбекистана, СССР и многих стран мира.
Можно сказать, что еще до эры телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии уже была своя этно-Мадонна - сверхмощная народная мега-звезда, которую тогда можно было не только слушать, но и смотреть в музыкальных представлениях, где танцы, песни и наряды создавали неотразимый шоу-эффект, сражавший любую публику наповал.
Легенды - легендами, но это факт, что во время Великой Отечественной войны Тамара Ханум перечислила триста тысяч рублей на счет танкового завода, и танк, на производство которого ушли эти деньги, воевал со специально подобранным узбекским экипажем, с ее именем на броне. Кроме того, Тамара Ханум переводила личные средства для поддержки конкретного воинского подразделения, участвующего в боях. Она не печатала деньги и не была богатой наследницей - просто деньги от своих концертов она направляла туда, где они были нужней.
В составе фронтовой бригады артистов Тамара Ханум дала тысячи концертов для бойцов на передовой, выступала перед ранеными и перед теми, кто готовился к схватке с врагом.
Надо заметить, что искусство Тамары Ханум не было казенным, она пела о любви и разлуке, о печали и радости, о доме и родине на языках народов Средней Азии и Кавказа, и это трогало сердца людей, оторванных от родного очага, живущих в окопах, где чаще свистели пули над головой, чем соловьи над розами.
В общем, так или иначе, имя Тамары Ханум встало в один ряд с именами всенародно известных героев войны и труда. В небе - Покрышкин, под землей - Стаханов, в эфире - Левитан, по радио - Шульженко, на сцене - Тамара Ханум! Как гласит народная молва, где-то по ходу этого нескончаемого ударного забоя ее наградил именным оружием генерал Парсегов. Ну да, а что еще мог подарить уроженец Карабаха своей боевой соплеменнице! Это Мао Цзэдун подарил Тамаре Ханум традиционный наряд китайской женщины, это Анвар Садат подарил ей арабский ковер, а Иосип Броз Тито - две огромные фарфоровые вазы, хотя за двух последних я уже не ручаюсь, столько их было у нашей Тамары Ханум, что немудрено запутаться во всех этих вождях, живших, как говорится, в эпоху великой царицы Тамары.
Во внутреннем дворике дома-музея Тамара Артемовна угощает нас чаем и фруктами, показывает фотографии и рассказывает о том, как покоряла Париж в начале 20-х годов, и как парижские газеты с восторгом писали о ее выступлениях, а ее мужа, певца Мухитдина Кары-Якубова, даже называли «красным муллой», дивясь силе его голоса и величавости облика. Я сделал тогда запись в «домовой книге» посещений, и спросил Тамару Артемовну, помнит ли она старые армянские песни, чтобы переписать текст хотя бы одной из них. Тамара Ханум засмеялась и сказала, что с удовольствием продиктует нам по памяти песню «Лампа-пу!». Тут удивился я, что, мол, за такое Лимпопо в армянской песне?
Оказывается, хоть песня была и армянская, слово «лампа» было заимствовано из русского, а «лампа-пу!» означало что-то вроде «погасни, лампа!» Какой изящный сюжет был у этой шуточной лирической песни! Я записал ее армянские слова русскими буквами, и дело там было вот в чем. Девушка, встретив милого, настолько стесняется, краснеет и стыдится своей неловкости, что просит лампу погаснуть, дабы милый не заметил ее трепета и волнения. «Лампа-пу, лампа-пу», - повторяет она в припеве. Далее пару куплетов история этого свидания петляет под неизменный повтор «лампа-пу», чтобы закончиться жарким апофеозом, когда, падая в бездну любви, скромная девушка успевает-таки прошептать из последних сил свое неизменное «гасни, лампа»/«глохни, песня»/ «всем - пока»...
...То разгорается, то гаснет лампа из песни, - и танцует Тамара Артемовна в доме у моих друзей на Вахшской улице... - отражается свет на стекле окна, и Аркадий Агалумович открывает первое собрание армянской ташкентской общины... дрожит огонек - и я вспоминаю встречи с людьми, о которых хотел рассказать. Когда разгорается лампа, я вижу их перед собой. Когда лампа гаснет, тускнеет картина, но сквозь тьму прошедшего как будто бы отсветом - мерцает ташкентский салют. Салют нашей общей памяти. Может быть, просто это Родина так напоминает нам, чтобы мы не забывали друг друга.

Тигран Некрасов

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении