Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Р. Зварджо: «Мы надеемся на успешную деятельность Всемирного Армянского Конгресса»

Армянский вопрос – справедливое требование мирового армянства о признании его законных прав на воссоединение с Арменией отторгнутых от нее территорий, воссоздание на них суверенной государственности. Решение Армянского вопроса, как политическая задача, является приоритетом национальных интересов армян всего мира.

Решение Армянского вопроса напрямую зависит от урегулирования армяно-турецких отношений. Политическая суть урегулирования заключается в прекращении многовекового армяно-турецкого конфликта мирными средствами, в достижении такой ситуации, при которой и армянская, и турецкая стороны устанавливают приемлемые для них взаимоотношения.
Без признания национальных интересов армянского народа, без разрешения территориальной проблемы мирового армянства и дальнейшего обеспечения национальной безопасности армянского государства политическое решение Армянского вопроса лишено смысла. Если территориальные и материальные требования армянского народа не будут удовлетворены, то признание факта депортации и геноцида армян со стороны Европарламента, всего мирового сообщества, даже нынешнего турецкого государства, совершенно не означает полноценное решение Армянского вопроса.
В политической истории Армянского вопроса еще не сложилось единое, основанное на объективном анализе мнение о причинах столь масштабных неудач армянского народа на армянском пути решения общенациональной политической задачи, в особенности о субъективных дипломатических ошибках в деле защиты национальных интересов. Здесь, конечно, много факторов. Первая причина нерешенности Армянского вопроса - это активизация турецкого национализма, шовинизма, пантюркизма, приведших к депортации и геноциду армян, агрессии и аннексии армянских территорий. Вторая – это предательство великих держав, имеющих свои корыстные интересы. Третья причина масштабного поражения армян – это октябрьский переворот в России, приведший к предательству в Бресте, развалу Российского государства – покровителя и гаранта армянского национально-освободительного движения, развалу русско-турецкого фронта, турецкой интервенции в 1918 году в Армению, агрессии 1920 года, ликвидации суверенной Армянской Республики, ее расчленению между Турцией и Азербайджаном.
В новой геополитической системе современного мира армяно-турецкие отношения могут быть нормализованы при условии, что Турция не только признает старые грехи и понесет ответственность за предосудительные поступки своих предков, но и компенсирует территориально-имущественные потери армянского народа, снимет блокаду и откажется от угрозы войны.
Политическое решение Армянского вопроса при урегулировании армяно-турецких отношений требует применения норм и принципов международного права и обоснования правопреемственности нынешней Турции за совершенные в отношении армянского народа тяжкие международные преступления.
Чтобы положить конец своей территориальной и национальной разобщенности, мировому армянству нельзя замыкаться только на факторе геноцида в урегулировании армяно-турецких отношений.
Без достижения политического решения Армянского вопроса мы не добьемся признания ответственности нынешнего турецкого государства за все содеянные Турцией преступления. Если до сих пор даже армянская сторона не располагает точной цифрой депортированных по всему миру армян, полной оценкой территориального и финансового ущерба армянского народа, то эффективность воздействия фактора геноцида на урегулирование армяно-турецких отношений будет еще незначительней.
Решение Армянского вопроса может затянуться надолго из-за неопределенности армянских территориальных требований, сведенных лишь к последствиям геноцида армян. А по мнению диаспоры, в современных условиях самое главное – восстановление исторической справедливости: признание международно-правовой ответственности Турции за содеянные преступления и применение политических мер по возмещению территориального ущерба, создание необходимых условий для объединения разделенной нации, избавления от вынужденной ассимиляции на чужбине, возвращения Армянского нагорья и Армянского залива, восстановления исторической справедливости и права армян жить на родной земле. Учитывая, что современное руководство Армении отмежевывается от территориальных требований диаспоры по Западной Армении и Киликии и готово даже пойти на установление дипломатических отношений с Турцией без ее признания геноцида армян, армянской диаспоре следует консолидироваться и надеяться на успешную деятельность Всемирного Армянского Конгресса.
Ему необходимо на основании имеющихся исторических документов тщательно и обоснованно подготовить общенациональную концепцию и преподнести в международный суд факты не только депортации и геноцида армян, но и преступного отказа Турции от международного мирного договора, совершенной агрессии и аннексии армянских территорий с целью вынудить подписать грабительские договоры о ликвидации суверенитета Армении, насильственного подчинения армянского населения с захваченных территорий, вынужденной передачи армянских территорий под турецким протекторатом Азербайджану, насильственного выселения армян со своих этнических территорий Первой Армянской Республики, факт современной блокады Армении. Эти и другие незаконные акты, примененные турецким государством в отношении армян и Армении, являются тягчайшими международными преступлениями. Часть своих преступлений в отношении армян Турция признала в Севрском договоре в виде незаконности актов, принятых в 1915 году, об оставленном имуществе при депортации армян, их право на возвращение и добровольный обмен населения. В соответствии с принципами международного права Севрский договор не потерял свою юридическую силу, свое актуальное значение для армян и сейчас может стать основой армянских требований в международных отношениях. Следовательно, при нормализации армяно-турецких отношений можно действовать в рамках уже имеющегося механизма урегулирования Севрского международного договора. Армянской стороне не следует изобретать велосипед в виде единой концепции с «компромиссом, учитывающим сложившиеся этнические реалии» после аннексии этнических армянских территорий и заселения их турками.
Политическая ответственность Турции за содеянные многочисленные международные преступления нашла свое целостное отражение в Севрском мирном договоре. Поэтому законное право армянского народа добиться справедливого решения Армянского вопроса можно реализовать лишь через возрождение условий Севрского международного мирного договора, предоставляющего мировому армянству достаточную территорию для его национальной консолидации. Не экспертная группа, а целая государственная комиссия, назначенная президентом США В.Вильсоном, значительное время изучала топографию, демографию, водные ресурсы, транспортные пути Западной Армении и составила обоснованное размежевание армяно-турецких границ. И Турция, и Армения в соответствии с Севрским мирным договором согласились подчиниться президенту США по арбитражу границ, который передал свое решение европейским державам. После возрождения армянской государственности только ориентировка на исполнение условий Севрского мирного договора позволяет учесть мнение подавляющего большинства политических и общественных организаций как Армении, так и диаспоры, объединяющих потомков и наследников жителей Западной Армении. Поэтому для преодоления разногласий по поводу предъявляемых турецкому государству армянских требований, сглаживания разобщенности между различными армянскими политическими партиями, общественными организациями и властными структурами, между Арменией и армянскими общинами в разных странах мы предлагаем в основу единой концепции решения Армянского вопроса армянской стороне положить еще в 1920 г. международно признанный, подписанный многими странами, в том числе Арменией и Турцией, Севрский мирный договор, содержащий целый пакет политико-правовых решений по урегулированию всего комплекса армяно-турецких отношений. Единая общеармянская реалистичная программа, приведшая к урегулированию и в перспективе к развитию межгосударственных отношений с Турцией, предполагает возврат к решению Армянского вопроса на условиях международного Севрского договора, подписанного Арменией и Турцией, в редком совпадении наличия государственности и дипломатических отношений между двумя странами. Нормализация и возобновление межгосударственных отношений должно осуществляться в рамках условий Севрского мирного договора, отвергнутого по вине турецкого государства, совершившего агрессию на Первую Армянскую Республику в целях ее ликвидации и избавления от Армянского вопроса.
Если Турция во исполнение требований Европарламента начнет официальный диалог, направленный на возобновление нормальных дипломатических и торгово-экономических отношений с Арменией, то для создания основы примирения необходимо, чтобы она не только признала факты геноцида армян, но и бесповоротно признала право армян на свои территории в границах, определенных по Севрскому договору, реализовала национально-территориальную постгеноцидную реабилитацию армянского народа, считала аннулированными все незаконные договоры, закрепившие результаты агрессии на Первую Армянскую республику, взяла обязательства создать условия для возвращения и безопасного проживания на исторических армянских территориях потомков армян, подвергнутых геноциду и депортации.
Мирное урегулирование многовекового армяно-турецкого конфликта в современных условиях приобретает особое значение, ибо нестабильность в регионе Южного Кавказа уже создала плохо управляемую обстановку. Она имеет тенденцию к осложнению и разрастанию, подключению все большего числа участников, что чревато серьезной угрозой не только тем, кто непосредственно окажется вовлеченным в конфликт. Научно-дипломатический анализ политической истории и перспектив развития армяно-турецких взаимоотношений показывает, что существуют два основных пути мирного разрешения армяно-турецкого территориального спора. Первый – на основе международного права, в рамках юридических норм урегулирования. Второй – политическим путем – путем переговоров и посреднических процедур для поиска взаимоприемлемого согласия. Эти пути урегулирования дополняют друг друга. И политическое, и правовое урегулирование армяно-турецкого противостояния должно заканчиваться выработкой и подписанием новых политических документов, имеющих правовую силу. Главной причиной геноцида армян была турецкая политика избавления от Армянского вопроса, аннексия армянских этнических территорий. Поэтому только официальное признание геноцида и его осуждение, ликвидация последствий депортации армян и возвращение армянскому народу аннексированной части Армянского нагорья могут привести к постепенному преодолению исторических противоречий и создать атмосферу доверия в армяно-турецких отношениях. Для этого турецкому государству надлежит проявить политическую волю и высокую нравственную позицию, стать, наконец, цивилизованной страной путем избавления от своего преступного прошлого. Для улучшения международного климата и нормализации отношений с Арменией Турция должна пересмотреть свою антиармянскую внешнюю политику, признать факты депортации и геноцида армян, пойти на справедливое решение территориального спора с Арменией, вести стабильную политику, направленную на мир, сотрудничество и установление взаимоотношений доброго соседства на основе международного права.
Мы считаем, что без признания фактов депортации и геноцида армян, без подписания нового договора о возвращении аннексированной части Армянского нагорья в границах, предусмотренных Севрским мирным договором, подписанным Турцией 10.08.1920 г. с Арменией и со многими странами Европы, при исключительных обстоятельствах – наличии государственного суверенитета Армении и официальных дипломатических отношений с Турцией, мировое армянство не должно поддерживать европейскую ориентацию Турции, всячески препятствовать ее членству в ЕС, вхождению Турции в христианскую Европу, добиться решения Армянского вопроса. Пока Турция не признает факты депортации и геноцида и не возместит ущерба, нанесенного армянскому народу, никакой экономический интерес не может избавить турецкий народ от мрачной тени прошлого и не может создать у мирового армянства необходимую атмосферу доверия. Без признания факта геноцида армян, без возвращения аннексированной территории и компенсации нанесенного материального ущерба развитие нормальных добрососедских отношений немыслимо. Только возврат к многостороннему Севрскому мирному договору или заключение Турцией нового договора с Армянской республикой с подтверждением международно признанных границ, может, после признания геноцида армян, привести к компенсации нанесенного армянскому народу ущерба, означать политическое решение Армянского вопроса, стать предусловием вступления Турции в ЕС. Предел компромисса в урегулировании армяно-турецких отношений - оставление за Турцией аннексированных ею исторических армянских областей (Себастия, Харберд, Диарбекир), ранее входивших в состав Османской империи, а также Армянской Киликии, народ которой уже истреблен и депортирован Турцией вплоть до 1923 года. Другим компромиссом армянской стороны мог бы стать отказ армянского государства от компенсации причиненного финансового ущерба в результате геноцида армян. Армянское государство вообще могло бы обойтись без финансового возмещения убытка, нанесенного Турцией, при признании армяно-турецких границ по условиям Севрского мирного договора.
Такая уступка была бы экономически выгодна Турции, но, конечно, без ущерба для материальных интересов физических лиц – наследников депортированных и истребленных армян, нашедших приют в разных странах мира, способных добиться в судебном порядке решения о возвращении своих вкладов или недвижимости на территории, оставшейся в нынешних границах Турецкой республики. Консенсус, ложащийся в основу подписания нового армяно-турецкого договора, предполагает политическое решение Армянского вопроса, признание законного права армянского народа на Армянское нагорье с выходом к морю. Только политическое решение Армянского вопроса, предоставление изгнанному со своей Родины армянскому народу достаточной территории для национальной консолидации рассеянного из-за турецкой резни, депортации и аннексии по всему миру армянства могут служить доказательством турецкого чистосердечного раскаяния за содеянные преступления, позволят начать процесс мирного урегулирования армяно-турецких отношений.
Рафаел Зварджо,
доктор экономических наук

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении