Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Пришедшие издалека

Так назвал свою книгу, посвященную малочисленным нацменьшинствам Латвии, рижский историк Валтерс Щербинскис. В ней он рассказывает о представителях южных и восточных народов, поселившихся на берегу Балтики. Есть там и строки, повествующие об армянах в Латвии.

Трудно сказать, когда на территории Латвии появились наши первые соотечественники. К концу ХIХ века в Лифляндской губернии Российской империи проживало всего 49 армян, из которых 36 были рижанами. В Курляндской губернии насчитывалось и того меньше – 15 армян. А к 1913 году в Риге и окрестностях жил уже 121 армянин. Они принадлежали как к армянской григорианской, так и к католической церквям. Большинство из них были торговцами, у которых с Ригой давно установились деловые связи. Так там и поселились. В то же самое время в латышских округах Витебской губернии проживало лишь два десятка армян. Они также зарабатывали себе на жизнь посредством коммерции. В конце ХIХ и в начале ХХ века в Риге стали работать первые армяне – деятели искусства и культуры.Сравнительно много кавказцев, особенно армян, обучалось в одном из самых крупных вузов России – Рижском политехническом институте. В 1900 году туда поступил будущий лидер Бакинской коммуны Степан Шаумян. Два года он изучал там химию, но затем покинул город, успев создать в Риге марксистский кружок армянских студентов. Следует отметить, что в Риге действовала также корпорация армянских студентов «Севан», члены которой, в отличие от марксистов, были настроены национал-патриотично. После окончания учебы почти все выходцы с Кавказа покинули Ригу. Во время первой мировой войны многие студенты - армяне оставили учебу. Они изъявили желание вернуться на родину, чтобы пойти в армию и сражаться против турок на Кавказском фронте. В Латвию мало кто из них вернулся...18 ноября 1918 года Латвия была провозглашена независимой республикой. Многие нелатыши во время войны покинули пределы прибалтийских губерний. Однако после укрепления в России власти большевиков, спасаясь от красного террора, в Латвию ринулись беженцы. Среди них были и армяне.В 20-30-е годы в Риге была армянская община, малочисленная, но активная. Она жила богатой культурной жизнью. Сначала армяне входили в состав кавказского культурного общества «Иверия», где большинство составляли грузины. Однако со временем общество пополнилось за счет кавказцев других национальностей. Решено было «Иверию» переименовать в «Кауказс». В 1933 году из-за внутренних раздоров все грузины покинули общество и создали Грузинское общество Латвии. Армяне остались в «Кауказсе», где проводили культурные мероприятия, оказывали помощь нуждающимся землякам. Чтобы получить денежные средства, общество ежегодно организовывало «Бал кавказцев». Время от времени устраивались «чайные вечера», раз в месяц – лекции по истории и культуре Кавказа. Армяне часто собирались в одноименном ресторане «Кауказс» на улице Меркеля, в центре города. Владельцем этого питейного заведения, где готовились превосходный шашлык и прочие блюда южан, был некий Карапетян. Этот ресторан пользовался успехом и в советское время, благо находился неподалеку от городского вокзала.Однако в 1938 году общество «Кауказс» закрыли, так как оно было немногочисленно. По той же причине прекратило свое существование Грузинское общество Латвии. Надо заметить, что оно также не было мононациональным. На начальном этапе в него вступили некоторые армяне и русские. Так как в 30-е годы многие грузины перебрались в Западную Европу, в крупные центры эмиграции, культурных мероприятий и встреч проводилось все меньше.
Немногочисленные армяне, оставшиеся в Риге, активно интересовались политической жизнью, проблемами своего народа. Из Парижа, центра армянской эмиграции, общество «Кауказс» выписывало дашнакские издания. Это еще раз свидетельствовало о национал-демократическом настрое местных армян. Некоторые активисты имели непосредственные контакты с лидерами «Дашнакцутюн» во Франции.Хотя многие латвийские армяне были «русифицированы» за время царизма и в силу их традиционного русофильства, поиска в лице русских защитников от традиционного врага – Турции, они тем не менее прекрасно владели родным языком и латышским. В СССР возвращаться не собирались. Из-за своей малочисленности армяне стояли на грани потери своей этнической идентичности. Поэтому они стали выезжать из Латвии в страны с традиционными и довольно сильными армянскими общинами, в первую очередь во Францию.В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, в Риге начались репрессии. В первую очередь пострадали, конечно же, латыши. Но среди арестованных и сосланных в Сибирь оказались и армяне. Так, в Томск сослали знаменитого предпринимателя, владельца меховой фабрики «Дека» Петроса Арабкерциянца.На непродолжительное время советское вторжение было прервано немецко-фашистской оккупацией. В 1943 году на оккупированной территории оставалось несколько десятков кавказцев. После войны многие из них оказались на Западе. История латвийских армян досоветского периода фактически прекратилась.В 50-60-е годы в Риге появились другие армяне – офицеры Советской Армии со своими семьями, специалисты различных областей народного хозяйства, управленцы. В тот период Прибалтийским военным округом командовал маршал И.Баграмян. Позднее к армянам присоединились их соплеменники – направленные в Ригу после окончания вузов молодые специалисты, студенты, поступившие в рижские вузы, и просто искатели лучшей жизни. Большой поток нелатышей в Латвию продолжался в 70-е годы, но своего пика достиг в 80-е.Советский режим стремился изжить нерусское национальное самосознание. Приезжие имели возможность обучать детей только в русских или латышских школах. Однако многие армяне сохраняли свою самобытность, свою культуру. Армянская молодежь, обучавшаяся на русском языке, вживалась в русскую среду и, отчуждаясь от своего народа, более не была заинтересована интегрироваться в общество коренного населения Латвии. К 1988 году в Латвии проживало около 3 тысяч армян. Именно они создали первую армянскую культурную организацию – Латвийско-армянское общество. Возглавил ЛАО известный лектор-международник и экономист, выходец из Нагорного Карабаха Сурен Гаспарян. Эта организация, несмотря на свою малочисленность, громко заявила о себе, так как среди рижских армян было немало представителей интеллигенции – художников, журналистов, врачей, инженеров, педагогов, студентов... ЛАО стало регулярно проводить культурные вечера, открыло армянскую воскресную школу для детей и ускоренные курсы армянского языка для взрослых. Были установлены контакты с Фондом культуры Армении. Представители ЛАО стали активными участниками всех крупных форумов армянской диаспоры. Организация помогала всеми средствами жертвам землетрясения в Армении, а также борющемуся за свою свободу Арцаху.24 апреля 1990 года в Старой Риге был установлен хачкар – в честь 75-й годовщины геноцида армян в Турции и в знак благодарности народу Латвии за помощь Армении в дни землетрясения. Сегодня это самое памятное место для армян Латвии.После восстановления независимости Латвии некоторые армяне покинули страну. Уезжали в основном в двух направлениях – на Запад и в Россию. Мало кто вернулся на родину предков. Связи с Арменией были фактически прерваны. Представители ЛАО, правда, поддерживали контакты с армянскими общинами стран СНГ и продолжали участвовать в армянских форумах в Европе. Установились тесные связи с армянскими общинами соседних стран Балтии – Литвы и Эстонии. Совместно с ними был установлен хачкар на Горе крестов под Шауляем (Литва). Там в конце мая проходят ежегодные встречи представителей трех общин, где отмечается День независимости Армении.Важным событием в жизни армян Латвии стало создание в 1993 году религиозной общины. На частные пожертвования в престижном районе Риги началось строительство армянской церкви Св. Григора Лусаворича. Первым настоятелем церкви стал отец Маркос. Затем ему на смену пришел отец Хосров. Каждое воскресенье в церкви проходит служба, которую посещают преимущественно пожилые люди. Там же проводятся все религиозные и светские праздники нашего народа. Церковь посещают все высокие государственные деятели Республики Армения, совершающие визиты в Латвию.В 2002 году была создана еще одна армянская общественная организация – Рижская армянская община. Она появилась в результате конфликта в руководстве ЛАО. Председателем РАО стал предприниматель Гитун Багдасарян. Община возобновила выпуск газеты «Арарат», стала активно издавать книги, спонсировала армянскую воскресную школу.РАО активно сотрудничает с Министерством интеграции Латвийской Республики, от которого порой получает финансирование на проведение культурных мероприятий. Однако большая часть расходов приходится на наших предпринимателей. РАО удалось мобилизовать всех армян для проведения массовых мероприятий (на протяжении месяца) в честь 90-летия геноцида армян. Лидеры общины установили тесные связи с группой поддержки Армении Сейма Латвии. Они лоббируют интересы Армении и добиваются того, чтобы парламент Латвии признал геноцид, как это сделали в соседней стране, также члене Евросоюза – Литве.
В настоящее время в Риге и Юрмале действует около 30 кафе и ресторанов армянской кухни, где частенько собираются наши соотечественники. В основном они носят красивые армянские названия – «Ани», «Эребуни», «Ахтамар», «Арагац», «Наири», «Арарат» и др. Там в основном звучит армянская музыка. Детская сборная Армении регулярно принимает участие в спортивных соревнованиях национальных меньшинств в спортивном холле «Сконто».

Александр Геронян, Рига

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении