Споры вокруг церквейПредложение Народного защитника Грузии заняться решением споров вокруг традиционных церквей оказалось безрезультатным.
Два месяца парламент Грузии отказывался принять отчет Народного защитника Грузии Созара Субари о его работе в первой половине 2005 года. В нем предлагалось пересмотреть конституционное соглашение (Конкордат) между государством и Грузинской Православной Церковью (ГПЦ).
Омбудсмен считает, что все конфессии необходимо уравнять в правах. Легальный юридический статус в Грузии есть только у Православной церкви. Он закреплён Конституцией страны и конституционным соглашением 2002 года между президентом и Католикосом, в котором оговариваются имущественные вопросы и права церкви. «Когда у одной церкви есть права, а у другой нет – это дискриминация», - сказал Созар Субари.
В своём докладе Субари предлагал заключить официальные договоры с лютеранской, католической и Армянской Апостольской церквями в Грузии. Он также предложил передать в собственность Армянской Апостольской Церкви шесть храмов, которые та считает своей исторической собственностью.
У парламентариев, в том числе у представителей парламентского большинства, предложение омбудсмена вызвало резкий протест. «Страницы (доклада) с 81-ой по 94-ую (которые касаются состояния религиозной свободы) – это позор, и мы не будем слушать это унижение», - заявил депутат Мамука Кацитадзе от «Новых правых». Вместе с ним покинули зал заседаний и большая часть депутатов от правящей партии.
Один из ее лидеров Гига Бокерия осудил «фундаменталистские заявления некоторых депутатов» и заявил, что религиозная свобода «не является вопросом спекуляций и политического шантажа».
Парламент все же принял отчет омбудсмена, зафиксировав, однако, «невозможность пересмотра Конкордата» и дав «негативную оценку позиции Созара Субари в вопросах свободы вероисповедания». Были приняты все замечания Народного защитника, за исключением предложения изменить политику в отношении традиционных религий Грузии. Под этим пунктом была поставлена пометка «Принято к сведению». Никаких обещаний отразить в законодательстве существующие проблемы не последовало.
«Согласно Конституции, все церкви равноправны, и законодательство Грузии должно это гарантировать. Неважно, каким образом: можно принять закон, подписать соглашения, главное – чтобы это произошло», - оценил сложившуюся ситуацию омбудсмен Грузии.
В 2005 году правительство внесло в Административный кодекс поправки, разрешающие остальным религиозным объединениям регистрироваться в качестве частного юридического лица. Но такой статус оказался неприемлем для традиционных церквей.
«Если Армянская епархия зарегистрируется в Минюсте, она потеряет права на свои церкви. Она потеряет всё наследие, которое приобретала на протяжении веков, - говорит помощник главы епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии по юридическим вопросам Левон Исаханян. - Нам нужен отдельный договор с правительством». По его словам, только договор даст право требовать возвращения шести церквей, на которые Армянская Церковь предъявляет свои права.
Пять из этих храмов находятся в центральных районах Тбилиси, один – в Ахалцихе. Большинство из них разрушены или закрыты из-за споров, какой из церквей они принадлежат – Православной или Армянской Апостольской.
«Они нужны нам для организации нашей епархиальной жизни. Учитывая то, что в Тбилиси проживает более 100 тысяч армян и двух церквей недостаточно для того, чтобы организовывать духовную жизнь прихожан», - говорит Левон Исаханян.
К требованиям вернуть спорные церкви Армянской епархии присоединились несколько организаций армян Тбилиси и общественно-политических движений Джавахети. Они воспринимают отказ решить вопрос о статусе ААЦ как притеснение по национальному признаку.
«Сейчас из Джавахети выводят российскую военную базу, и ставить вопрос о признании Армянской Церкви просто невозможно», - говорит депутат от правящей партии Хатуна Гогоришвили, одна из тех, кто выступал против предложений Созара Субари.
Она призывает смотреть на проблему не только со стороны Армянской Церкви, но и с позиции Православной патриархии, которую, по её словам, «притесняют в Джавахети». В качестве примера она привела случай в Самсаре (инцидент в селе Самсар произошел 17 июля прошлого года - местное армянское население не позволило прибывшим из Тбилиси студентам и монахиням провести восстановительные работы в монастыре XII века, обвинив их в том, что приезжие пытаются «огрузинить армянскую церковь». Словесная перепалка по поводу принадлежности памятника старины переросла в драку, в результате которой один из студентов был доставлен в больницу с сотрясением мозга).
Эксперт в вопросах религии Леван Абашидзе считает закономерным такое развитие событий: с изменением Конституции Грузии в 2002 году и после заключения соглашения с Православной Церковью баланс был нарушен. И теперь, если правительство решит уравнять в правах остальные конфессии, то придётся в очередной раз менять Конституцию страны.
При этом он считает заключение договоров традиционных церквей с правительством делом далёкой перспективы: «В словах наших политиков очень много демагогии. Так повелось, что исторически Православной Церкви придавалось особое значение. Правительство всеми своими действиями пытается показать, что защищает ее», - говорит он.
Грузинский премьер Зураб Ногаидели во время своего визита в Ереван заявил журналистам, что считает участие государства в этом споре неуместным, и призвал церковных представителей уладить эту проблему без вмешательства государств.
Для решения спорных вопросов при Православной церкви была создана специальная комиссия, состоящая из историков и духовных лиц. Однако ее работа не удовлетворяет представителей Армянской Апостольской Церкви. Они не участвуют в работе комиссии и подозревают ее в том, что она только тянет время, и требуют, чтобы этим вопросом занялось правительство.
Олеся Вартанян
|