Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Новый год и старые проблемы

Новый год в Армении начался с большого числа прогнозов и заявлений о возможной перекройке политического поля.

Мы полагаем, что начавшиеся процессы следует увязать со следующими важными моментами:
- вступившими в силу конституционными изменениями, согласно которым существенно возрос «удельный вес» поста премьер- министра страны. В этом свете многие наблюдатели полагают, что в 2008 году президент Р.Кочарян намерен пересесть в кресло главы правительства;
- Р.Кочарян более не может баллотироваться на пост главы государства;
- несмотря на многочисленные обнадеживающие заявления дипломатов и экспертов, нет ясности с урегулированием проблемы Нагорного Карабаха. В связи с этим напомним, что в преддверии своего вступления на пост главы государства в 1998 году Р.Кочарян давал обещания своим западным протеже, что проявит готовность к компромиссам в вопросе урегулирования конфликта. В действительности же реальная политика в вопросе урегулирования сводилась к замораживанию конфликта. Теперь, по мнению некоторых экспертов, для президента Р.Кочаряна настало время платить по счетам предыдущих обещаний;
- ранее в «партии власти» никем не оспаривалось, что министр обороны С.Саркисян является главным и естественным преемником на посту президента. Теперь по этой кандидатуре возникло достаточно много вопросов, и не только за пределами Армении, но и внутри самой «партии власти».
Все это создает определенную интригу на предстоящий политический сезон и весь календарный год в целом.
Что касается Р.Кочаряна, то в течение минувших лет он выработал своеобразную двухуровневую доктрину удержания власти, которая по своей сути мало чем отличается от политики, проводимой латиноамериканскими диктаторами на протяжении всего минувшего столетия. В европейской интерпретации эта доктрина больше похожа на режим А.Салазара в Португалии. Суть первого, «внутреннего» уровня этой доктрины сводится к следующему:
- монополизм в экономической сфере и реализации т.н. принципа права на большой/средний бизнес «только для своих». В экономике страны бал правит крупный бизнес, прямо либо косвенно имеющий отношение к правящим представителям клана Р.Кочаряна- С.Саркисяна и к партийно-бюрократической элите правящей коалиции (Республиканская партия, «Оринац еркир», АРФ-Дашнакцутюн);
- сращивание власти с крупным бизнесом и криминализация власти. Введение криминальных методов управления в политическую систему. Де-факто ликвидация разделения властей даже в той невнятной форме, которая существовала по Конституции 1995 года. Де-факто ликвидация избирательной системы;
- тотальный контроль над электронными СМИ по всей стране. По положению на сегодняшний день сбалансированную и взвешенную информацию по электронным СМИ население может получать только благодаря ретрансляции на всю страну программ армянской редакции радио «Свобода»;
- в стране реализуются принципы «управляемой демократии», когда при де-факто ликвидированной избирательной системе число мест в парламенте для той или иной партии определяется не числом поданных за нее голосов, а по простому указанию из президентского дворца. Режим держится с одной стороны на олигархических структурах, а с другой стороны на коррумпированной бюрократии и чиновничестве, где наибольшими преференциями пользуются силовые структуры;
- гражданское общество, проявившее чудеса политической активности с конца 80-ых до середины 90-ых годов, подавлено и разобщено с помощью неплохо отлаженной системы давления, подачек, чередующихся в электронных СМИ кампаний информационного вакуума, террора и дезинформации. Особый акцент делается на максимальное ослабление и ликвидацию ресурсов реальной политической оппозиции. При этом в условиях контроля над электронными СМИ постоянно и пока успешно используется прием формирования псевдооппозиции;
- неправительственные организации, в которые западные структуры вкладывали все эти годы большие средства, с одной стороны, оказались не готовы к осуществлению своей миссии, а с другой стороны, пополнили ряды адхократии или были просто взяты под контроль «партией власти».

Естественно, возникает вопрос: а как все эти годы существующий режим лавировал в непростом внешнем мире? По сути, ответом на этот вопрос является и второй, «внешний» уровень вышеупомянутой доктрины. Реализация второго уровня доктрины должна была обеспечить «режим приемлемости» для главных внешнеполитических факторов своеобразного политического двуликого Януса в исполнении Р.Кочаряна - С.Саркисяна:
- во взаимоотношениях с Россией постоянно говорится о стратегическом партнерстве. Однако Р.Кочарян-С.Саркисян давно поняли, что в действительности, только отдавая стратегические объекты армянской экономики под контроль российских государственных монополистов («Газпром», РАО «ЕЭС» и пр.), они могут обеспечить себе режим наибольшего политического благоприятствования со стороны Кремля. Взамен переданных Москве за бесценок стратегических объектов экономики страны Р.Кочарян - С.Саркисян имеют полный карт-бланш от Кремля на реализацию своих интересов в Армении. Это и есть сегодняшняя формула «стратегического партнерства» России и Армении, которая до последнего времени устраивала обе стороны;
- в отношениях с Европой выбран курс на имитацию реализации демократических реформ. Когда говорится о стремлении войти в ЕС и приверженности европейским ценностям. Принимаются и ратифицируются соответствующие европейские конвенции и другие документы, связанные с соблюдением прав человека. Антидемократическими способами принимаются одобренные Советом Европы конституционные и законодательные изменения. Однако реальное положение в сфере демократии и «европейских ценностей» в последний раз проявилось 4 января с.г., когда под предлогом истечения срока полномочий омбудсмена Ларисы Алавердян президент Р.Кочарян издал Указ о создании временной комиссии по управлению аппаратом защитника прав человека в Армении. Страна как минимум на месяц осталась без омбудсмена. Это - редкий, если не уникальный случай в истории международного права. Документ, подписанный президентом, имеет весьма зыбкую правовую основу, но главное тут, видимо, в том, что в очередной раз было продемонстрировано: Конституция, старая или обновленная, как нарушалась, так и будет нарушаться Р.Кочаряном. Тем более, что европейцы пока молчат. Следовательно, курс на имитацию демократии вполне оправдан;
- в отношениях с США был выбран курс политических уступок в вопросах, важных в глобально- пропагандистском плане для Вашингтона. Так, Армения вошла в 2001 году в «Антитеррористическую коалицию», а потом послала своих миротворцев в Косово, ограниченный воинский контингент в Ирак, подписала план индивидуального партнерства с НАТО (IPAP) и т.д. В сфере защиты прав человека также есть позитивные шаги в ответ на критику Госдепартамента. Так, была зарегистрирована секта «Свидетели Иеговы», а по обвинению в разжигании национальной вражды был арестован и осужден «антисемит» Армен Аветисян. При этом постоянно даются различного рода обещания в вопросе приверженности демократическим принципам. Последний пример: ответ-обещание главы МИД Вардана Осканяна на письмо главы корпорации «Вызовы тысячелетия». Таким образом, во многом оправданным оказался и политический курс в отношениях с Вашингтоном.
В результате, по положению на начало 2006 года, в Армении под вопросом оказались законность (в том числе конституционная), контрактное право, атмосфера здоровой конкуренции, поощрение свободной инициативы, существование независимых гражданских арбитров (в лице судов и средств массовой информации). Все это сдерживает подлинный экономический рост и укрепление среднего класса, т.к. в условиях авторитарного политического контроля свободная рыночная экономика, опирающаяся на мелкое и среднее предпринимательство, в принципе невозможна. При этом, на наш взгляд, большинство населения в глубине души понимает, что не имеющая природных ресурсов несвободная страна не может быть богатой.
Что касается народа Армении, от которого по Конституции исходит вся полнота власти, то он, насмотревшись за последние годы на режим Р.Кочаряна- С.Саркисяна и ограниченную в ресурсах оппозицию, по положению на сегодняшний день, предпочитает наблюдать за происходящим со стороны. Все это очень похоже на поведение дамы, которая оказалась несчастливой в первом браке. Несчастливой настолько, что она перестала верить в институт брака вообще. Для того чтобы вернуть такой даме веру в институт брака, ей нужно оказать помощь и поддержку, но при этом она сама должна осознать ситуацию и сделать первые шаги к ее изменению.

Давид Петросян, политический обозреватель агентства новостей «Ноян Тапан». Ереван

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении