Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Содержание номера

С календарем – через эпохи и века

Новый год в Армении в разные времена называли по-разному. В дохристианскую эпоху это был Навасард, приходившийся на жаркий месяц август. В эпоху раннего средневековья праздник был перенесен на ближайшее к 10 ноября воскресенье – в этот день люди праздновали завершение земледельческого цикла. Впоследствии ноябрьский Новый год уступил место Аманору («ам» – «год», «нор» – «новый»), празднуемому 1 января. Со временем зимний праздник стали называть каг’андом («caghand»), словом, восходящим к латинскому слову «calendarium» (1-й день месяца).

Первый месяц года – навасард, соответствовал периоду с 11 августа по 9 сентября. Название второго месяца hори (10 сентября – 9 октября) означает «второй». Название третьего месяца саhми заимствовано из семитских языков и соответствует периоду с 10 октября по 8 ноября. Четвертый месяц тре (9 ноября – 8 декабря) связан с именем бога Тира – покровителя письменности, наук и искусств, но не исключено, что слово произошло от зендского «tistrya», которым обозначалось созвездие Большого Пса. Пятый месяц года (9 декабря – 7 января) назывался каг’оц, что переводится как «пора спаривания скотины» или просто «козел». Этимологию названия шестого месяца арац философ ХIII в. Григор Татеваци считает производным от «аранц» – «мужской». Месяц соответствует периоду с 8 января по 6 февраля. Название седьмого месяца меhекан (7 февраля – 8 марта) напоминает слово «маhик» – «лунный серп», но относится скорее к богу Миhру – Митре. Армяне почитали Миhра 13 февраля – в день, который в христианскую эпоху вылился в праздник Сретения Господня (Тэарндарач). Восьмой месяц назывался арег – «солнце» и соответствовал периоду с 9 марта по 7 апреля. Девятый месяц аhекан – месяц земледельческих работ, соответствовал периоду с 8 апреля по 7 мая. Имя месяца марери происходит от названия кедра («майри») и соответствует периоду с 8 мая по 6 июня. Месяц маргац может быть связан со словом «марг» («луг, грядка») и означать время жатвы – в период с 7 июня по 6 июля. Происхождение названия месяца hротиц, соответствовавшего периоду с 7 июля по 5 августа, лингвисты возводят к слову «hур» («пламя»).
Армянское летоисчисление принято вести с 11 августа, со дня арег месяца навасард 2492 года до н.э. Согласно этому календарю, сегодня мы живем в 4497-ом году под эгидой созвездия, носящего имя патриарха Айка – этнонима армян. Титанид Айк был обожествлен и почитался армянами в виде созвездия, которое греки называли Орионом. Но что объединяет hАйка с Орионом – сыном античного бога Посейдона? Каким образом два героя «уживаются» в одном созвездии? Если вглядеться в расположение звезд на небе, можно заметить фигуру лучника. Строитель Вавилонской башни Бел-Нимврод пал от стрелы Айка, а охотник Орион сам был убит из лука Артемиды и превращен богами в созвездие.
Год на Армянском нагорье в древнейшую эпоху состоял из трех сезонов – холода (зимы), тепла (лета) и умеренности (осени). Весна в календаре отсутствовала скорее всего из-за своей непродолжительности и стремительного перехода в жаркое лето.
Календарный год состоял из 12 месяцев, включавших 30 дней каждый, а также дополнительного тринадцатого месяца, состоявшего из пяти дней. Космограф VII века Анания Ширакаци пишет, что некоторые месяцы носили имена сыновей и дочерей патриарха Айка, превратившихся, по древнейшим поверьям, в созвездие Весов, которое у армян называлось Венцом Айка.
Тринадцатый месяц, т.н. интерколяция, назывался авелеац («дополнительный») и длился с 6 по 10 августа, а его пять дней посвящались планетам, которые звались Пайлац (Меркурий), Арусяк (Венера), Рат (Марс), Луснтаг (Юпитер), Еревак или Зрван (Сатурн). Слово «авельял» можно сравнить с греческим «офелло», что означает увеличивать, наращивать, добавлять.
Армянская «неделя» перенята из древнееврейского - шабат, и ее дни посвящались планетам: день Солнца – воскресенье; Луны – понедельник; Марса – вторник; Меркурия – среда; Юпитера – четверг; Венеры – пятница; Сатурна – суббота. Армяне, как и некоторые другие восточные народы, обозначали дни недели числительными. Первый день недели, воскресенье, назывался миашабти. Ранние христиане заменили его греческим словом кюриаке (кираки в армянском произношении), что означает «господний». От этого слова происходит имя Киракос. А остальные дни назывались еркушабти (понедельник), ерекшабти (вторник), чорекшабти (среда), hингшабти (четверг), параскеви (пятница) и шабат (суббота). Обратим внимание на греческое слово «параскева», означающее «готовиться». В этот день готовили все необходимое ко дню отдыха. Но «параскева» не привилась в армянском языке, ей предпочли ассирийское слово урбат, имеющее то же значение.
Известные своей обстоятельностью армяне снабдили названиями все тридцать дней месяца, отразив в них топонимику и мифы нагорья: Арег, Гранд, Арам, Маргар, Аhранк, Маздеh, Астхик, Миhр, Дзопабер, Мурц, Ерезкан, Ани, Пархар, Ванатур, Арамазд, Мани, Асак, Масис, Анаhит, Арагац, Гргур, Кордуик, Цмак, Луснак, Црон (Спюр), Нпат, Ваhагн, Сеин (Сим), Вараг, Гишеравар. Некоторые названия связаны с планетами: Луснак – Луна, Гишеравар – Венера, другие – с божествами: Арамазд, Ваhагн, Миhр, Астхик. Другие являются топонимами, обозначающими горы: Масис, Арагац, Нпат, Вараг.
Месяцы, недели и дни названы, остается перечислить астрономические часы. В древнеармянских летописях упоминается дневное и ночное время, каждое по 12 часов.
За начало дня армяне принимали закат. Дневные и ночные часы делились на четыре части, каждая из которых содержала по три часа, и такая дифференциация впоследствии составила основу христианского богослужения. По уставу Армянской Церкви, новый день начинается после вечерней службы и длится до завершения вечерни следующего дня. Полночь как начало астрономического дня большинство народов мира приняло с 1 января 1925 года.
В 1616 году архимандрит Азария Джугаеци составил новый календарь, отличавшийся от предыдущего переносом Нового года с 11 августа на 21 марта, а также другими названиями месяцев, отражавшими природные и климатические особенности Армянского нагорья.
Календарь Азарии не пользовался популярностью и привился лишь в его родной Джуге, армянской общине города Нор Джуга в Персии и армянской диаспоре в Индии.
В 1870-е гг. поэт Наапет Русинян, вторя Азарии, тоже предложил обозначать месяцы словами, смысл которых отражал бы особенности природы страны: январь – сарнабер («приносящий холод»), февраль – мрркабер («несущий вихри»), март – зартин («пробуждение»), апрель – цахкаин («цветочный»), май – маргаин («луговой»), июнь – ндзар («жатва»), июль – тотарар («душный»), август – мргарар («фруктовый»), сентябрь – кутки или ктон («зерновой»), ноябрь – мигапат («туманный»), декабрь – дзюнабер («приносящий снег»). Новые названия использовались всего несколько лет, но так и не укоренились в народном сознании.
Последним изменением в армянском календаре стал переход от юлианского летоисчисления к григорианскому. Энциклика католикоса Геворга V от 6 ноября 1923 года повелела всем церквям на родине и в диаспоре начиная с 1 января 1924 года отмечать религиозные праздники по новому стилю.

Армен Меружанян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении