Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Третье восхождение на Арарат

«Жадно глядел я на библейскую гору, –видел Ковчег, причаливший к ее вершинес надеждой обновления и жизни».Александр Пушкин, «Путешествие в Эрзерум»

Город Краснодар. 4 часа утра 25 августа 2005 года. Выезжаю из родного дома на превосходном полноприводном автомобиле «Ауди А 6» на родину предков – к родному и любимому Арарату. Предстоит третье победоносное восхождение на Святой Арарат.
Моя супруга Маргарита и сыновья Арменак и Азнавур прощаются и благословляют меня. Скоро родной дом уже позади. Я в пути.
Заезжаю в офис. В офисе в 4.30 утра меня ждет большой друг и настоящий ас альпинизма – Андрей Александров, покоритель самой высокой вершины мира – горы Эверест (8848 метров) в 2000 году, а также других вершин –Гималаев, Памира, Тянь-Шаня, Кавказа. Ныне он живет в Сочи, в Красной Поляне и руководит Ассоциацией экстремальных видов спорта.
Восхождение на Святой Арарат он воспринимает по-своему. Все дело в генах. Мать у Андрея-Андраника – армянка. А дед Слебат в 6-летнем возрасте в 1914 году покинул прекрасный город Ардвин. По причинам, нам всем известным.
Увидеть, ощутить, почувствовать – вот что движет нами.
Я – Вартан Вачаканович Вартанян, уроженец селения Микоян Ростовской области, и у меня тоже есть корни в Западной Армении. Деревня наша основана в 1929 году выходцами из Карской и Ванской губерний. Моя бабушка по матери в возрасте 8 лет в преддверии Геноцида с семьей Тер-Григорянцев в 1914 году покинула Карскую губернию, село Гидалу.
В 2002 году Федерация альпинизма Турции сообщила Владимиру Николаевичу Шатаеву, руководителю Федерации альпинизма России, что Вартанян, Григорян, Апетян и Саркисов не будут включены в группу, которая совершит восхождение на Арарат.
Это был удар ниже пояса, как сказал кинорежиссер Левон Григорян. Но нас поставили перед фактом буквально в день вылета в Турцию.
И все же мы решили, что надо лететь и посетить Западную Армению и найти деревню моей бабушки Аракси, которая вынесла на себе священную реликвию – книгу Аведаран рода Тер-Григорянцев. Я горжусь, что генерал-лейтенант Норат Тер - Григорьянц мой дядя.
Нашей радости не было предела, когда мы с друзьями нашли деревню Гидалу, которая расположена в 30 километрах от города Карса.
Вот она – дистанция во времени. В 1914 году моя бабушка покинула свою родину. И в 2002 году, спустя 88 лет, ее внук посетил её родину, землю, где проживают одни курды.
Интересно, что движет нашими генами? И куда влекут нас наши гены?
Впрочем, вернемся в 2005-й год. Нас ждет третье по счету восхождение на Арарат.
В 4.30 утра мы выезжаем с Андраником, именно так с этого дня стал именовать Андрея. Итак, мы уже в дороге, едем покорять Арарат. Наш маршрут – Краснодар-Владикавказ – Тбилиси – Ахалцихе – Ардаган – Карс – Баязет.
Итого порядка 1500 километров. Едем на автомобиле «Ауди» с надписью на заднем стекле «Россия–Арарат, 5165 м. 2005 год».
За 6 часов доезжаем до города Владикавказа, в этом городе в 1926 году родилась моя мама – Маргарита Ониковна Вартанян, мать-героиня, ныне она, слава Богу, живет и здравствует в Ростовской области, в селе Микоян.
Она каждую мою поездку воспринимает очень болезненно, но трогательно, а их было уже с учетом последней в 2005 году - шесть.
И каждая поездка оставляет свои приятные и неприятные воспоминания.
Во Владикавказе нас встречает, напутствует и провожает мой уважаемый тесть – Арминак Анушаванович Григорянц, он же старейший представитель рода Тер-Григорянцев. Я ему многим обязан в жизни. Он руководил рядом ведущих предприятий Северной Осетии. И по сей день как специалист – инженер – востребован, хотя ему уже за 70.
Через 30 минут мы уже на границе России с Грузией.
На контрольном пункте – Верхний Ларс – мы вкушаем все «прелести» пропускного режима. При наших связях и возможностях и все же пришлось порядка трех часов помытарствовать.
Находимся в суверенной Грузии на границе, пытаемся пройти ее побыстрее, но пропускной режим Грузии для россиян этого не предусматривает.
Подхожу к начальнику пограничного поста, его зовут Вардо, нам его рекомендовали наши ребята. Я ему объяснил, что нам нужна одноразовая виза. И затем мы с Андраником двинулись по Военно-Грузинскому бездорожью. Это обошлось нам в два часа времени и в сорок долларов – цена вопроса на двоих. И вот первый российско-грузинский пограничный пост уже позади.
В полной уверенности, что с визами у нас проблем не будет, мы двинулись в глубь Грузии. Как принято говорить, ничто не предвещало беды.
От российско-грузинской границы – порядка 100 километров полного бездорожья в сторону Тбилиси. Мы с Андраником говорим огромное «спасибо» всем, кто строит дороги в Грузии и кто распределяет доллары, присланные из Америки для суверенной Грузии. А вот в том, что немцы действительно умеют делать хорошие автомобили, мы убедились на Военно-Грузинском бездорожье.
Мой друг Андраник, понаблюдав, как ведет себя полноприводный «Ауди» на таких ухабах, однозначно решил приобрести только «Ауди» полноприводный – и никаких японцев. Пройдя порядка 800 километров, имеем возможность делать кое-какие выводы. Мы восторгаемся красотой грузинских гор. Нам впервые довелось наблюдать двойную радугу в горах. Очень красиво.
Небольшая парковка в городе Гудаури. Здесь ведется строительство горно-лыжной базы. Сюда бы хорошие финансовые вложения – и никакой Швейцарии не надо. Бог даст, может, все так и будет.
Андраник снимает наш вояж на видео. Но я его тороплю. У нас мало времени. Дело в том, что в Тбилиси нас ждет третий член нашей группы. Лев Аршакович Саркисов – уникальная личность. Человек-легенда в альпинистском мире. Ныне проживает в городе Тбилиси. В 1999 году он поднялся на вершину мира – Эверест и был занесен в Книгу рекордов Гиннесса за 2000 год как самый пожилой покоритель самой высокой вершины мира. На тот день ему исполнилось 60 лет и 161 день, и он побил рекорд предыдущего старожила всего на 1 день.
Итак, пройдя еще 20 километров до города Тбилиси, мы встречаемся около 16 часов на развилке. Уважаемого альпиниста привез руководитель Совтрансавто Грузии, Зураб Варламович. Но радость встречи была бы неполной без грузинского застолья. Разве можно не отведать хинкали – отказ разделить трапезу может обидеть наших грузинских друзей. Но как бы мы ни спешили, на общение и обед ушло 2 часа как минимум. А времени нам сейчас не хватает.
Около 20. 00. мы двигаемся в сторону Ахалцихе в надежде пересечь грузино-турецкую границу. Проезжаем город Боржоми – небольшая остановка возле родника. Около полуночи грузинские друзья организовали небольшое застолье, и, естественно, нам предлагают выпить грузинского вина. Мы еле отбились, едем дальше. Мы проехали порядка 500 километров по территории Грузии, и нам, то ли к сожалению, то ли к счастью, ни разу не пришлось общаться с дорожной полицией. В Ахалцихе решили заночевать, останавливаемся у магазина, пытаемся узнать, где находится гостиница. Я заговариваю по-русски. Хочется увидеть реакцию на русский язык – никаких проблем. Перехожу на армянский – соотечественники рады, предлагают переночевать. После 5-минутного общения продолжаем поиск гостиницы.

Утро. Прекрасный вид города из гостиницы. После чаепития решаем навестить армянскую церковь в Ахалцихе.
С трудом находим церковь, просим открыть её и вызвать священника. Священник нас приглашает домой – в процессе общения выясняется, что у нас немало общих знакомых в Краснодаре.
В полдень мы уже на границе Грузии и Турции. Из города Ахалцихе до границы с Турцией – дистанция в 30 километров, но дороги – просто никакие. Грузинская граница нас пропустила без проблем, при этом нас не предупредили, какие проблемы нас будут ждать при возвращении. Турецкий таможенник очень тщательно проверил нашу машину и альпинистское снаряжение, но национального флага Армении у нас не было. Так что мы держались на удивление спокойно.
Слава Богу, граница уже позади, мы едем по Ардаганской губернии.
Город большой, проезжаем его стороной. Через 2 часа проезжаем Карс, родину моей бабушки. После Карса – город Игдир. Заправка 65 литрами супербензина нам обошлась в 130 долларов. Это дороже, чем в Европе.
Еще мгновение, и вот он – Великий Арарат, символ Любви и Радости и, конечно, ностальгии. Вершина в тумане.
Еще рывок – и мы в Баязете. Решаем, где остановиться. Нам обязательно надо найти руководителя Федерации альпинизма России – только благодаря ему мы сможем совершить очередное восхождение на Арарат. Именно он формирует списки от России и передает их турецкой стороне, господину Карадже – руководителю Федерации альпинизма Турции.
Я знаю, что все участники собираются в отеле «Исфахан». Находим этот отель. Здесь масса людей. Из России многие прибыли на автомобилях. И вроде бы ничто не предвещает беды. Но в холле отеля между Шатаевым и Караджей происходит диалог на повышенных тонах. Нам сообщают через переводчика, что мы не включены в состав альпиниады, так как в списке нет наших фамилий. Я бросился к господину Шатаеву - разве он не включил в список наши фамилии – Вартанян, Александров и супруги Носовы? Я все фамилии подавал, отвечает он. Теперь меня спрашивают, а договаривался ли я с Караджей.
Дело в том, что в Турции ежегодно проводится спортивная альпиниада по восхождению на высокую точку горы Арарат – на 5165 метров. Из каждой страны обычно приглашают не более двух человек. Я, конечно, в курсе, и потому ещё в мае созвонился с Караджей и спросил: а может ли российская группа представить группу не из двух, а из шести человек. Звонил ему и мой товарищ, курд из Стамбула. Тот ответил: да, пожалуйста, можно и 6 человек, но финансовые расходы, если в группе более двух альпинистов, турецкая сторона на себя не берет. Расходы нас не волнуют. Мы готовы платить за все, но почему нет наших фамилий?
Словом, начинаем разбираться, один винит другого, и в конце концов нас послали открытым текстом. Я, конечно, догадываюсь, в чем вся причина. Но если в 2002 году нам хотя бы по электронной почте сообщили, что нам отказано в участии в альпиниаде, то в 2005 году нам об этом говорят за 1 день до выхода в базовый лагерь уже в самом городе Баязете.
Надо же было проехать 1500 километров, чтобы услышать именно в городе Баязете из уст Караджи, что вершина Арарата так и останется в мечтах.
Лева Саркисов встретил своего коллегу – лидера альпинистов Азербайджана – Саридана, тот на радостях сказал, что Лева пойдет на Арарат. Но Лев Аршакович отказывается, он никак не может понять, как это Саркисов есть в списках, а россиян нет. Тем не менее я все-таки уверен, что обязан подняться на вершину Арарата.
Ведь при мне – реликвия из Первопрестольного Святого Эчмиадзина – она получена от его Святейшества Верховного Католикоса Гарегина II, который лично благословил меня за месяц до этого мероприятия.
Три бутылки армянского коньяка «Ной» мне официально вручили на заводе в Ереване. При мне флаги: отеля «Арарат Парк Хаятт», газеты «Ноев Ковчег», Всемирного Армянского Конгресса, «Ника-М», «Шарль Азнавур», «Кирк Киркорян», «Коньячный завод «Ной», а также маленький прекрасный армянский ковер, миниатюрный музыкальный инструмент тар, газета «Очаг». Неужели я не оправдаю высокого доверия?..
Нет для меня страшней позора – не подняться на вершину Арарата. Кстати, уместно сказать, что все мои восхождения на Арарат никем не спонсируются. Что же делать? И вдруг мы узнаем, что Караджа решил взять в экспедицию Шатаева и еще одного человека, из россиян. Мы возмущены до предела и обзваниваем всех, кто может повлиять на ситуацию. Я пытаюсь дозвониться до Ара Аршавировича Абрамяна, чтобы выйти на посольство России в Турции – но безрезультатно. Звоню своим друзьям в Стамбул, оба курды, даю им номер мобильного телефона господина Караджи, прошу дозвониться и как-то повлиять на ход событий. Но получился обратный эффект. Господин Караджа сообщил Шатаеву, что не сможет взять и его – жандармерия и полиция против, поскольку сообщить об участниках экспедиции надо было за 6 месяцев до начала мероприятия.
Господин Носов – альпинист с большим стажем, который тоже оказался вне списков российской группы и переживал все происходящее вместе со своей супругой, в газете «Вольный ветер» писал: «Выяснилось, что российская команда не допущена к восхождению на Арарат по причине якобы не полученного факса. Настоящей причиной было присутствие в нашем списке краснодарца с армянской фамилией Вартанян. Об этом нам прямо сказал молодой человек, чей отец – хозяин гостиницы «Исфахан», занимал высокое положение в оргкомитете по подготовке восхождения. В знак протеста против исключения российской делегации отказался от участия в восхождении и член грузинской команды Лев Саркисов, известный альпинист, входивший в Книгу рекордов Гиннесса как самый возрастной покоритель Эвереста».
Но да здравствует Арарат! Все-таки мы идем на Арарат. Благодаря достойному курду, который все организовал грамотно, за энную сумму, мы все оказались на вершине Святого Арарата. Правда, с меня как с армянина взял двойной тариф. Но никаких обид, просто сам по себе факт заслуживает внимания.
Итак, 1 сентября 2005 года три армянина – я, Вартан Вартанян, Лева Саркисов и Андраник Александров – достигли вершины Арарата. Это было мое третье по счету восхождение.
Троекратность символична в христианской религии. Все мои восхождения продиктованы любовью к родному Арарату и к земле предков.
Присутствие на вершине Арарата вызывает бурю эмоций. Вы представляете себе, каково это – увидеть город Ереван с вершины Святого Арарата?
Я думаю, что во всем мире не найдется ни одного армянина, который не захотел бы побывать на вершине Арарата. Кстати, Арарат – единственная вершина, с которой можно позвонить по мобильному телефону МТС. Каждый раз, будучи на вершине Арарата, я звоню родным и близким, сообщая приятную и радостную весть.
Так что для меня 1 сентября 2005 года – памятная дата. Первым делом я позвонил своей любимой жене. Маргарита в своем офисе предлагает открыть армянский коньяк «Арарат» и выпить за тех, кто на вершине Арарата.

Второй мой звонок в Москву, президенту Всемирного Армянского Конгресса – Ара Аршавировичу Абрамяну. Я ему говорю: уважаемый Ара Аршавирович, вам звонят президенты, послы, министры, простые люди с разных концов света, но с вершины Святого Арарата звонок неповторим. «Вартан, я представляю, где ты находишься. Я очень рад». Ара Аршавирович так много сделал для объединения российских армян и зарубежной армянской диаспоры! Дай Бог ему здоровья и терпения в его славных делах. Третий звонок в Москву – Сааку Альбертовичу Карапетяну. «Вартанян, я очень рад за тебя, поздравляю. На следующее восхождение я непременно пойду с тобой».
Саак очень хочет подняться на вершину Арарата. Я думаю, что у нас с ним это получится. В 2003 году я сопровождал Саака и моих друзей из Краснодара по исторической Армении. Тогда мы увидели Арарат из города Баязета, подняться на высоту 2000-3000 метров было проблематично. Нам это «разрешили». Саак разыскал деревню своей бабушки. Для меня это знакомое чувство.
Мое третье восхождение на Арарат стало событием. У меня накопилась масса материалов, которыми хочется поделиться. Каждый видит по-своему нашу библейскую гору и наш символ – Святой Арарат.
Вершину мы начали штурмовать в 2 часа ночи. Погода – идеальная, звезды горят, на душе радостно.
Первые полчаса после начала подъема думаешь: быстрее бы подойти к вершине. Уже стало тяжко. А еще идти и идти порядка 6-7 часов. Наступает рассвет. Восход солнца наблюдаем с библейской горы, с высоты 4700 метров. Делаем небольшой привал и идем дальше. Подходим к вершине. Рядом со мной постоянно находится альпинист – генерал Лева Саркисов, ему уже 66 лет – он меня подстраховывает и взбадривает. Как вам это? Между нами разница в возрасте более 27 лет. Лев Аршакович с 25 лет ходит в горы. Андраник идет впереди, чтобы сделать видео- и фотосъемки, ему это как-то удается.
И вот она – вершина. А силы наши уже на исходе. Погода резко поменялась, подул сильный ветер, пошел снег, появился туман. Мы на вершине присели на пару минут – а подниматься лень. Устали. Набравшись сил, разворачиваем наши флаги, развернули их и еле удерживаем, но все же они на вершине.
Вот это радость! Имена нынешних героев Армении, наших великих и достойных соотечественников, мецената Кирка Киркоряна и Шарля Азнавура – на вершине Святого Арарата. Достаю три бутылки армянского коньяка «Ной», кладу их на маленький армянский ковер. Поднимаю реликвию из Святого Эчмиадзина. Достаю армянский музыкальный инструмент тар, газету «Ноев Ковчег», газету «Очаг».
Альпинист, сопровождающий нас, очень встревожен. Погода вызывает опасения. А нам хотелось побыть на вершине как можно дольше.
Но вот мы медленно спускаемся. Сильный туман, чуть не потеряли двух иранцев. Ноги стали как ватные.
И вот Арарат уже остался позади. «Мы тебя любим, мы уже по тебе грустим, мы к тебе вернемся, наш любимый и родной Арарат. До скорой встречи».
При спуске встречаем группу американцев – оснащенные солидной аппаратурой для съемок, они идут на поиски Ноева ковчега.
Выезжаем из Баязета. Я предлагаю посетить озеро Ван и разыскать остров Чарпанах. Остров Ахтамар мы уже посетили до восхождения. Едем в город Ван, нас встречают курды, заказывают катер. Садимся на катер, плывем – плыть почти полтора часа. Но увы, поднялся сильный шторм, не прошло и пяти минут, как капитан принял решение вернуться. Очень сожалеем. Пытаемся его уговорить плыть дальше. Но капитан непреклонен. Он обещает к 17 часам поплыть, если стихнет шторм. Конечно, судьбу испытывать нельзя.

И все же благодаря настойчивости Андраника мы угодили в экстремальную ситуацию. После 17 часов мы поплыли по озеру Ван, и через полчаса наш катер заглох. Мы начинаем тонуть. На катере не оказалось никаких спасательных приспособлений. Волна несет нас на большие камни – валуны. Я не умею плавать, но при этом пытаюсь сохранять спокойствие. Но все время призываю наших святых прийти к нам на помощь. Слава Богу – наш Аведаран и мой Шушпа со мной. Через два часа повышенного адреналина – мы на берегу. Спасательная служба просто отсутствует, наши товарищи курды уже молились, чтобы попасть в рай. С грехом пополам нас отбуксировали.
Я предлагаю вернуться домой. После наших экстремальных приключений все соглашаются. Но Андраник – внук Смбата говорит: «Вартан! Хочу хоть одним глазком взглянуть на город Ардвин, я очень тебя прошу». Я не в силах ему отказать, и вот уже полноприводный 3-х кубовый двигатель «Ауди» мчит нас в Ардвин.
После ванского адреналина, получив гостинцы от курдских друзей, в том числе и ванский сыр, в районе десяти вечера мы двинулись в город Карс. Около двух часов ночи заезжаем в город Карс, и я звоню в Россию, домой, матери в деревню Микоян Ростовской области, чтобы сообщить, что я на родине бабушки Аракси и у меня все нормально. Говорю старшему брату: «Пусть мама не беспокоится».
С утра после съемок в городе Карсе возле армянской церкви мы увидели каменную глыбу с русскими буквами. На душе стало радостно. Через 4 часа езды по горному лабиринту достигли города Ардвина – красота неописуемая. Поверьте, это надо видеть. Андраник любуется родиной деда Смбата. С грустью покидаем Ардвин. Нас ждет еще грузинская граница, где нам отказано в визах. Слов нет, одни эмоции, и мы возвращаемся в Трабзон.
К счастью, мы попадаем на отходящий паром – Трабзон-Сочи. Все очень рады, а Андраник из Сочи вдвойне, он отплывает сразу домой.
После 23 часов отплываем из Трабзона. Через 14 часов, к обеду подплываем к городу Сочи. На душе спокойно. Вот уже родная Россия. В ожидании команды на парковку к причалу порта города Сочи приходится ждать порядка 10 часов. Ну что поделаешь, дом есть дом. Традиции таковы. Ночью в 3 часа 30 минут покидаем паром.
Попрощавшись с Андраником, лечу на крыльях счастья домой. Не моргнув и глазом, под прекрасное звучание песен Шарля Азнавура за 4 часа доезжаю домой.
В 7 часов 30 минут утра – я уже в объятиях своей родной семьи. Слава Богу! Спасибо всем.
Теперь надо продолжить этот большой путь. Все атрибуты, поднятые на вершину Арарата, надо передать адресатам. Тут нам повезло – мы узнали, что Шарль Азнавур 4 и 5 октября в Москве дает концерты. Я, Маргарита, наши дети Арменак и Азнавур летим в Москву на концерт.
5 октября после концерта встречаемся с ним в отеле «Арарат Парк Хаятт» и вручаем великому шансонье флаг с его именем, побывавший на вершине, и альбом с фотографиями, вызывающими ностальгию по родной вершине, оставшейся в Турции.
Год назад мы с семьей полетели в Париж поздравить великого Шарля с 80-летием, но тогда не смогли с ним пообщаться. А теперь – минуты счастья, радостное общение, которого мы ждали очень долго. Наш младший сын, которому 10 лет, назван в честь Азнавура. Так что у меня с супругой – большая ответственность перед этим именем.
А коньяк надо отвезти в Ереван. С флагом Кирка Киркоряна надо слетать в Америку и удостоиться чести вручить ему. И конечно, уже в Москве, я с удовольствием вручил главному редактору экземпляр газеты «Ноев Ковчег» и флаг редакции, которые побывали на вершине Арарата. Есть и другие планы, но о них в следующий раз.

Вартан Вартанян,
специально для «Ноева Ковчега»

Содержание номера

Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните