Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Амшен и амшенские армяне

«Господа, сегодня мы совершили очередное сумасшествие - в положительном смысле этого слова. Скажите, не было ли сумасшествием, когда несколько лет назад профессор Ричард Оганесян в далеком Лос-Анджелесе решил провести ряд научных конференций, посвященных городам и селам западной Армении?

Несмотря на наши сомнения, их не только удалось организовать, но еще и выпустить на их основе тома книг. Не было ли таким же сумасшествием и обретение независимости Арменией? Организовав это научное собрание, мы приблизились к нашим историческим армянам - оказались в Новом Амшене в окружении амшенских армян. Нельзя предавать историческую память, и главная цель армян сегодня - сохранить ее. Это мощное оружие, которое нужно передавать последующим генерациям. И если мы сможем сделать это, то придет поколение, которое удостоится вожделенной судьбы, о которой мечтали наши деды».
Этими словами профессор Ашот Мелконян (РА) закрыл Международную научную конференцию «Амшен и амшенские армяне», которая проходила с 13 по 15 октября в Адлерском районе г.Сочи. Форум, организованный под эгидой Института истории Академии наук РА при сотрудничестве с московской региональной организацией «Русско-армянское содружество», со всей ответственностью можно назвать уникальным. В пользу этого утверждения можно привести всего два фактора: место проведения и состав участников. Ученые из России, США, Ирана и Армении собрались в регионе компактного проживания амшенских армян, чтобы впервые попытаться собрать воедино всю имеющуюся на сегодняшний день информацию об этой этнической группе. Среди участников Сергей Арутюнов (чл.-корреспондент РАН), Игорь Кузнецов (проф., Кубанский университет, Краснодар), Ричард Оганесян (проф., Калифорнийский университет, Лос-Анджелес), Карен Ханларян (Иран) и Александр Скаков (к.и.н., РФ). По итогам конференции будут изданы научный сборник на четырех языках (русский, армянский, английский и турецкий); история Амшена и амшенских армян и амшенская энциклопедия.
В отличие от людей, выступающих за кафедрой, я – сидевшая в зале – об амшенских армянах знала не очень много. Мне было известно, что Амшен - регион исторической Армении, ныне расположенный на территории Турции, армянское население Черноморского побережья Краснодарского края, Абхазии и Аджарии в основном является выходцами из этого региона ,а также то, что среди потомков амшенских армян есть люди, исповедующие как ислам, так и христианство. Количество вопросов, появившихся после первых трех докладов, к последнему дню дискуссий перевалило за десятки. Все оказалось настолько сложным и запутанным, что не осталось даже тени надежды набрести на вожделенную тропу ответов. Упорствуя и не соглашаясь признать свое поражение, я все же решила разобраться в теме и начала с самых примитивных вопросов.
Итак, кто же такие амшенские армяне? Ответ: этническая группа армянского народа, формирование и развитие которой происходило в исторической области Понт - Южное побережье Черного моря от Батуми до Синопа.
Когда впервые появились армяне в этом регионе? Средневековые армянские историографы – Вардапет Гевонд и Ован Мамиконян связывают их появление с событиями VIII века, когда, спасаясь от арабских завоевателей, 12 тысяч армянских воинов со своими семьями под начальством князя Шапуха Аматуни и его сына Амама мигрировали на побережье Черного моря. Они поселились между современными Трабзоном и Хопой. Амам Аматуни построил новый город – Амамашен, который позже стали называть Амшен, а выходцев оттуда - амшенцами. До последней четверти XV в. на территории Понта между Ризой и Хопой существовало Амшенское княжество.
Что было потом?
В XV веке территория Понта вошла в состав Османской империи, и на протяжении нескольких веков продолжалось переселение амшенских армян на восточные территории Османской и юг Российской империй. Иранский ученый Карен Ханларян в своем докладе привел три основные группы амшенских армян, выделенные американским специалистом Бертом Вауксом . Это западные (туркоязычные, исламизированные в Трабзоне, Орду и Ризе), восточные (исламизированные, живущие в основном в Ардвине и говорящие на амшенском диалекте) и северные (христиане, живущие в Грузии и России, также говорящие на амшенском диалекте).
Кто такие хемшилы и где сейчас они проживают? Хемшилами называют потомков насильственно исламизированных армян из области Хамшен и выделяют в особую этнографическую группу. В основном они проживают в Турции, также Казахстане и Киргизии (были высланы в 1944 г. вместе с турками-месхетинцами, курдами и лазами), России (Краснодарский край) и Грузии (Аджария). Но сегодня нельзя всех хемшилов причислять к потомкам исламизированных армян из-за естественной ассимиляции вследствие потоков миграции в Турции. Сергей Арутюнов (чл.-корреспондент РАН) говорит о невозможности протянуть линию прямой преемственности от армянской группы XVI-XVII вв. к группе XX в., потому, что происходят различные смещения и воздействия на цепь этнической культуры, звенья которой неизбежно отличаются друг от друга. Аспирант Краснодарского госуниверситета Артавазд Тулумджян, совершивший две экспедиции в северо-восточную Турцию в область Амшен, говорит, что основная часть хемшилов называет себя турками-хемшилами. Хотя они говорят на амшенском диалекте армянского языка, зачастую носят фамилии с армянскими корнями или армянские «прозвища», они все же не осознают своих армянских корней. Только в Артвинской области сохранилась группа, которая в качестве самоназвания продолжает употреблять термин – хомшеци (амшеци). По словам научного сотрудника Центра понтийско-кавказских исследований, к.и.н. Ноны Шахназарян, сами хемшилы были удивлены, когда узнали, что тот «самобытный» язык, на котором они разговаривают и называют хемшинским, используется и соседствующими амшенскими армянами. Проведя исследования в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края и в Аджарии, где проживают хемшилы, Нона говорит о двойственной идентичности современных хемшилов – турецкой (на основе религии) и собственно хемшилской (на основе языка). Перед хемшилами, проживающими сейчас в Краснодарском крае, очень остро стоит проблема определения своего этнического статуса. Наряду с месхетинскими турками и курдами они оказались в категории одних из самых бесправных групп населения. Для них чаша весов склоняется то в пользу укрепления турецкой идентичности и объединения усилий за выживание с турками-месхетинцами, то в пользу настаивания на уникальных хемшилских культурных корнях, то возрождения «потерянной» армянской идентичности, говорит Нона. Ее доклад был полон драматической для «армянского уха» информации. Есть хемшилы, которые не желают ни слышать о своих исторических корнях, ни признавать их. Можно ли судить этих людей? Нет. Можно ли обвинять в трусости? Тоже нет. «Ничего не остается, кроме как пуститься в путь и на неведомых дорогах искать пропавших…» - пишет Алис Костанян, амшенская армянка, выросшая в Германии и в 40 лет впервые открывшая для себя армянскую церковь. Ученые-этнографы лишь фиксируют детали картины, которая предстает их взору. Сильные мира сего с легкостью раскраивают карту мира на сферы влияния. История же прибегает к помощи времени, чтобы внести свои коррективы.
Где сейчас живут амшенские армяне, покинувшие Османскую империю?
В Краснодарском крае, Абхазии, Аджарии и Армении. Долгое время характерной чертой амшенцев оставался общинный уклад жизни. В начале XX в. сельская община содержала школу и церковь (большинство армянских церквей в Краснодарском крае построены на территории компактного проживания амшенских армян). В конце XX в. стал набирать силу процесс национального возрождения. В 1989 г. в Сочи был создан Армянский культурный центр «Севан», в 1992 в пос. Лазаревское - государственный районный Центр армянской культуры, а в 1995 г. в Адлере - школа, где преподавание ведется на армянском языке.

Диана Мкртчян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении