Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Эхо образов века минувшего в творчестве художника Юрия Багдасарова

Я иногда задаюсь вопросом: в чем причина, что армяне, творческие люди, живущие вне Армении, гораздо чаще, гораздо глубже и трепетнее обращаются к национальной тематике, чем иные деятели культуры, живущие в собственном государстве?

Ответ на этот вопрос дала мне известный искусствовед Мэри Ерзнкян в одной из своих статей – «Мир армянских кварталов Кисловодска».
«Историческая Родина! – пишет она. – Именно ею является Армения для многих поколений наших соотечественников, проживающих за ее пределами. Где бы они ни были, всегда срабатывает генетический код национального своеобразия, особенно в личностях талантливых».

Я согласен с ней.
И сегодня мне хочется оглянуться и попытаться проанализировать творческое наследие одного, не только по моему мнению, талантливого деятеля культуры, уроженца Кисловодска, пятидесятитрехлетнего художника Юрия Арамовича Багдасарова.
Если у художника слова первоначально основой многих его произведений является его собственная биография или биография его предков, то у художника Юрия Багдасарова содержанием его творчества явилась, грубо говоря, биография родного народа, образы его выдающихся деятелей культуры плюс общепризнанные вершины в мире литературы, живописи, музыки, независимо от национальности.

В 2003 году к 200-летию города Кисловодска по инициативе Армянской Национально-культурной автономии «Крунк» был выпущен специальный календарь под названием «Горные вершины». Один его вариант целиком был посвящен армянам – «вершинам» века минувшего. Здесь и писатель Ованес Туманян, и художник Мартирос Сарьян, и композитор Арам Хачатурян, и шахматист Тигран Петросян, архитектор Александр Таманян, скульптор Ерванд Кочар, артист Фрунз Мкртчян и т.д.
Будучи по натуре человеком интернациональным, Юрий Арамович во втором варианте настенного календаря поместил портреты «вершин» – представителей других народов. Русские – Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой; грузин Акакий Церетели, аварец Расул Гамзатов, да не забыты и другие именитые кавказцы: Кайсын Кулиев, Коста Хетагуров, Исмаил Семенов и т.д.

Окончил Ростовское художественное училище Ю. Багдасаров в 1973 году, позже он был включен в группу графиков России – Дома творчества «Челюскинская» (Москва). А с 1975 года – постоянный участник городских и краевых выставок. Его работы были представлены на международных выставках в городах: Прага, Ташкент, Берлин, Белград, София. С графическими работами Ю. Багдасарова знакомы жители Италии, Японии, Мексики, даже Австралии и Новой Зеландии.

Но чаще всего, конечно, на Родине – в России и Армении.
Ю. Багдасаров много времени и сил уделял и уделяет поныне книжному оформлению. Перечислю лишь некоторые из оформленных им книг: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (1982 г.), Агаси Айвазян «Вывески старого Тифлиса» (1980 г.), Геворк Эмин «Семь песен об Армении». И, конечно, великолепные иллюстрации к «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера.
Хочу привести слова Агаси Айвазяна о творчестве художника-армянина вообще и о Багдасарове в частности:
– Мое отношение к творцу-армянину определяется в той степени, в какой он служит своему народу, что он делает для армянства… Юра Багдасаров очень любим мною, потому что постоянно творит, постоянно в движении.
И это правда. Мне известно, что он является автором герба Кисловодска, что по его проекту в городе Кисловодске был сооружен памятник «Колокол памяти», посвященный армянам – жертвам геноцида 1915 года.
Юра Багдасаров – автор многочисленных эстампов, линогравюр, экслибрисов, дизайнерских разработок знаков и эмблем для различных творческих и производственных организаций.

Широка и многообразна палитра творческих деяний художника. На долгие годы перед глазами прихожан армянской церкви Кисловодска будет одна из значительных работ Багдасарова. Да, он является автором художественного оформления армянской апостольской церкви Святого Вардана (1993–1997 гг.).
Характерно для многих жанровых рисунков художника – доброжелательный юмор в подаче своих героев. Многие из них мне почему-то напоминают работы художников Грузии: и армян, и грузин. Потому, наверное, одна из лучших его книг – это иллюстрации к «Вывескам старого Тифлиса».
Заметку свою хочу закончить фразой, которой начинается оформленная им книга «Капля меда» Ованеса Туманяна: «Желаю всем народам на моем родном Кавказе – мира, добра и согласия!»
Автор иллюстраций наверняка разделяет точку зрения великого армянского поэта, особенно сейчас, в наши сложные времена.
Я тоже.

Роберт Баблоян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении