Нормальное киноВ России впервые за многие годы сделали фильм-оперу
Премьера фильма «Норма» стала одним из центральных событий Выборгского кинофестиваля
«Окно в Европу», состоявшегося в августе 2005 года. Сеанс устроили на открытом
воздухе, на территории старинной крепости. Хотя кино начиналось в 11 часов вечера,
все было забито народом. Уже навалилась ночь, уже ощутимо похолодало, но никто
не уходил. Люди до глубокой ночи слушали фантастически прекрасные звучания почти
не известной у нас оперы Беллини. Сеанс много раз прерывался аплодисментами.
Режиссеров, взявшихся снимать кино-оперу, считают самоубийцами. Прокатчики уверены,
что смотреть такое кино никто не пойдет. Даже на радио, как мы видели, оперу
теснят – вроде как «нерейтинговый» жанр... Оперу легко скомпрометировать. Это
случалось много раз, когда за нее брались случайные люди. Образование тут ни
при чем – просто надо любить предмет, за который берешься, иначе конфуз...
«Норма», показанная в Выборге, берет сначала любовью. Неподдельной, естественной
и потому заразительной. Зритель это чувствует по тому особому душевному трепету,
который всегда возникает в оперном зале при первых звуках настраиваемых инструментов.
Кино позволяет претворить музыкальную динамику в физическую – традиционно статичные
сцены 1-го акта с друидами у режиссера Бориса Айрапетяна претворились в стремительный
монтажный поток кадров мятежа галлов против римского владычества. В родной Армении
режиссер нашел совершенно античную природу, где музыка почувствовала себя на
воле, – оперная условность, с которой десятилетиями боролись постановщики, здесь
перестала быть условной и оказалась единственно возможным выражением глубинного
душевного настроя. Шумящие под ветром деревья, молчаливые скалы, грохочущий
водопад или таинственно зависшая над пейзажем луна стали декорацией, о какой
оперный театр не смеет и мечтать. Это тот случай, когда стихии природы и музыки
явили свое родство. Впрочем, такой прием уже применяли авторы отечественных
экранизаций «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» – но там удивительным образом
и натура смотрелась картонной. Айрапетян решил отказаться от принятого там дублирования
артистов-певцов красивыми статистами, которые еще дальше уводят оперу от нормальной
жизни. Его Поллион в исполнении Гегама Григоряна – тенора с мировой славой –
вполне земной, коренастый и не очень молодой человек. Нет ничего надземного
и в самой Норме (Асмик Папян), которая на подмостках обычно предстает полубогиней.
Опера полна чисто человеческих, каждому близких страстей, и фильм об этом постоянно
помнит. Вокальный уровень фильма знают те, кто видел «Норму» в исполнении Ереванской
оперы в дни ее гастролей в Москве, – спектакль транслировался по телевидению
и вызвал много пересудов. Все понимали, что на московских подмостках давно не
слышали такого созвездия первоклассных голосов: кроме Гегама Григоряна и Асмик
Папян, всех покорила Вардуи Хачатрян в виртуозной партии Адальджизы. Но режиссерская
трактовка многим казалась спорной, а гигантский сапог, зависший над сценой,
– не относящимся к делу. Перенося фактически тот же спектакль на экран, Айрапетян
не отказался от удовольствия напомнить о тогдашнем московском триумфе и провести
связь между театром и кино – возникает зал Нового здания Большого театра, оркестровая
яма, дирижер Карен Дургарян за пультом. Потом стены театра распахнутся в циклопическое
ущелье, где будут молиться друиды. Редчайшим достоинством фильма надо признать
принципиальный аскетизм режиссера. Он нигде не поддается соблазну формального
штукарства или украшательства – его работа предельно лаконична и целиком подчинена
законам, по которым развивается музыка оперы. Айрапетян здесь прежде всего музыкант
и наравне с дирижером управляет своим сложным пластическим оркестром – от актерской
экспрессии до движения камеры, которая тоже безупречно музыкальна. Прокатная
судьба картины пока неясна. Очевидно, на ее пути встанут предубеждения: пойдет
ли публика? Хотя уже понятно, что смельчак, рискнувший поставить ее в репертуар,
не проиграет.
Валерий Кичин
|