Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Ереван-вlues

Мы сидели в Cafe de Paris. Так уж получается, что с теми, кто тебе нужен, очень просто встретиться. Можно даже не договариваться – есть два-три заведения, где обязательно увидишь оставшихся «городских ребят». Делать интервью в кафе вообще интересно – вроде бы и задаешь обязательные вопросы, но в то же время разговор ведется спокойный, ненавязчивый. Вдруг в уличной сутолоке мелькнет знакомое лицо, и – беседа потекла совсем по другому руслу.

С Микаелом Погосяном особо место встречи выбирать не нужно было, в кафе очень удобно – сидишь себе почти на улице, всех видишь и все тебя видят. Да и кофе хороший. После десятиминутного сидения можно увидеть кого угодно – и тех, кто позарез нужен, и тех, кого давно не видел.
На улицах нашего города всегда можно встретить тех, кого Погосян снял в фильме 1998 года «Ереван- blues». Все, наверное, помнят эту невероятную прозрачную полусферу, парящую над Городом и Араратом. Люди, сидевшие в полусфере – узнаваемые, любимые, пели песню Рубена Ахвердяна, и казалось, что все мы вместе смотрим на Ереван – с любовью и надеждой.
«Многие негативные события нашей жизни – драки в кафе, кабаки у Пантеона вызвали у меня адекватную реакцию. Так и получился «Ереван-джан». Если мы, ереванцы, что-то делаем, то делаем от имени всех», - рассказывает Погосян. Фильм получился удивительно теплый и добрый, одним словом – ереванский. Ну а лейтмотивом этого фильма стала мелодия Левона Малхасяна, ныне известная под названием «Ереванский вальс». Он грустный, этот вальс... Такой же грустный как сегодняшний Ереван – многое потерявший и стоящий на пороге новых изменений. И почему-то кажется, что он весь в прошлом, равно как и наш город. Вальсы вообще имеют обыкновение напоминать о чем-то дорогом, но ушедшем, и даже самые радостные из них, как «Сказки Венского леса», это всего лишь воспоминание о любви, которая была настолько сильна, что быстро закончилась, не оставив ничего, кроме музыки. Наверное, это и есть самое важное, не знаю...
Фильм был закончен в 2002 году. По-моему, главное, что есть во всех фильмах Погосяна – доброта. Наверное, иначе он не может относиться к Еревану. И именно Ереван – главный герой его фильмов. Может звучит несколько выспренне или, наоборот, штампованно, но это так. Бывают иногда случаи, когда чувства облекаются в настолько старые и избитые формы, что кажется – ничего не сказал, надо было бы по-другому. А другие слова нейдут на ум.
«Сейчас у меня идея снять фильм про актера и посвятить его Мгеру Мкртчяну. Сценарий писал вместе с хорошим сценаристом Григором Бабаяном, но в прошлом году он скончался, и я остался один. Но фильм будет, есть и название - «Допплер». Есть еще проект спектакля про то, что нас всех волнует – и здешних армян, и диаспору. Пьеса уже пишется, посмотрим».
Но это в будущем, может быть даже недалеком. Люди творческие обычно терпеть не могут вопроса о творческих планах, а журналисты все словно сговорились – спрашивают об одном и том же.
Но говорили мы о Ереване – единственном, неповторимом, нашем Ереване, который вроде и не изменился, но на самом деле меняется ежечасно, подчас не в лучшую сторону. Вообще Ереван - город мистический, имеющий свою ауру, энергетику. Может, даже город-фантом. Каждый видит его по- своему, но и каждый, считающий невозможным жить в любом другом месте, должен делать что-то для Города. По крупицам.
«Я состоялся как индивидуум в 1990 году, в США. Пожил там три месяца и понял, что жить без Еревана не могу», - просто говорит Погосян. «Чтобы как-то приглушить ностальгию, начал писать письма по выдуманным ереванским адресам. Подписывался инициалами и посылал сюда. Наверное, письма доходили, не могли не дойти.
Вопрос в том - смотришь ли ты на родной город с любовью или равнодушно. Мы чувствуем - что-то в городе не то, есть проблемы, мимо которых я не могу пройти. Можно исправить, а можно оставить как есть. Очень часто я встречаю людей, очень интересных, которых невольно вставляю в свои фильмы. Знаете, есть такое понятие, как эмоциональная память актера - такая запись из жизни. Когда начинаешь работать - включается «автопилот».
Мы много потеряли в своем городе. Его меняют, часто равнодушно. Нам кажется, что мы - бессильны, и не в силах что-то изменить. И тогда мы становимся эмигрантами в своем Городе, а иногда и в своем деле, когда начинаешь чувствовать, что ты никому не нужен. Тем не менее, я уже вижу, что новое поколение может сделать Ереван если не прежним, то хотя бы сохранит то, что есть. Я предчувствую это».
Актеры вообще умеют угадывать будущее, скорее всего Погосян прав – на смену нынешнему бездумному поколению идет другое, для которого – Ереван не пустой звук. И в этой связи мне вдруг вспомнился эпизод из недавнего фильма другого ереванца Карена Кочаряна про школу им. Пушкина. Там школьники стоят на каскаде и говорят: «Это мой город!»
Странные они, эти ереванцы – просишь рассказать о себе, они начинают говорить про город. И даже если что-то о себе, о своем творчестве проскакивает – то опять-таки в связи с городом. Погосян с гордостью говорит, что тот ресторан рядом с Пантеоном из фильма «Ереван-джан» закрыли после фильма. А это чего-то да стоит.
Когда готовился этот материал, Погосян просил, чтобы в нем не было биографии, типа: родился, окончил, сделал. Наверное, он и прав – подробности такого рода обычно скрывают образ человека, о котором хочешь написать. Главное – образ, настроение, чувства, которые испытывает пищущий о своем персонаже. «Часто человек устает от себя, перестает себе нравиться. В такое время лучше всего помолчать…».

Карине Тер-Саакян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении