Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Физиология рода» – психология радости

С 22 по 30 сентября в Москве пройдет фестиваль современной пьесы «Новая драма». Фестиваль учрежден Ассоциацией «Золотая Маска», Московским художественным театром им. А. Чехова и Театром.doc и проводится уже в четвертый раз. Одним из главных событий фестиваля «Новая драма» должен стать приезд спектакля «Физиология рода» Ереванского Театра-студии им. Г. Маляна.

Когда задумаешься, невольно окажется: мы живем не только среди реальных вещей и явлений, но и в мире их репутаций.
Генрих Малян. Классик армянского кинематографа. Человек искрящегося, солнечного таланта. Создатель картин «Мы и наши горы», «Треугольник», многих других фильмов, которые любит, знает наизусть и все равно продолжает с удовольствием смотреть вот уже третье поколение зрителей.
Когда кончилась кинофинансирование, Генрих Малян, будучи органически неспособным сидеть без дела, создал театр, который сразу же оказался в фокусе всеобщего внимания — реноме мастера не оставляло права на ошибку, на первый блин комом. «Сказки» Туманяна, первый спектакль, поставленный легендарным основателем театра, — радостный, иронический и веселый, как пестрое лоскутное одеяло, служащее ему единственной «декорацией» — стал настоящим событием в культурной жизни Еревана и по сей день сохранился в репертуаре театра.
За период своего существования этот спектакль, краски которого с годами не тускнеют, был представлен не на одном международном театральном форуме. В последний раз на Международном театральном фестивале в иранском городе Исфаган он произвел настоящий фурор, взяв премии сразу в восьми номинациях. «Сказки», ставшие визитной карточкой маляновцев, вот уже сколько лет легко преодолевают языковые и культурологические барьеры, трогают и восхищают самого искушенного зрителя.
Впрочем, следует признать, что такой, не знающий языковых и географических преград стиль вообще свойственен этому театру. Это доказал и новый спектакль «Физиология рода», поставленный Нарине Малян, дочерью мастера, взявшей в свои руки бразды правления в театре после ухода из жизни его легендарного основателя.
Спектакль «Физиология рода» создан по мотивам пяти рассказов одного из самых ярких современных армянских прозаиков Агасси Айвазяна. Его выход на международную арену состоялся в октябре прошлого года в программе фестиваля «HIGHFEST». На спектакле, в котором слово живого классика армянской литературы звучало без перевода, смеялись от всего сердца и расчувствовались до глубины души русские и чехи, англичане и немцы, французы и монголы.
«Генрих Малян и Агасси Айвазян были одноклассниками. Они вместе делали фильм «Треугольник» и были людьми схожего творческого мышления. Я считала, что мы просто обязаны иметь Агасси Айвазяна в репертуаре – это был своего рода долг, и я вернулась в театр именно с этим спектаклем, — говорит Нарине Малян. – Мой выбор пал на пять ранних рассказов, которые в моем представлении связывались и с Маляном. Я вспоминала свое детство, когда они вдвоем приходили забирать меня из школы, говорили о каких-то высоких материях, о Боге и искусстве. Я, разумеется, ничего не понимала, но уже тогда воспринимала их энергетику. И, наверно, в каком-то уголке моей души все это сохранилось. Я поговорила с Айвазяном, он с радостью дал свое добро на постановку, хотя какие-то из этих рассказов уже и не помнил. Почему я выбрала именно их? Наверное, потому, что через них проходит ностальгическая нить, которая связывает меня с определенным временем, с людьми, которые ушли из жизни, и с нравственными ценностями, которые они несли в себе».

Спектакль «Физиология рода» — это объяснение в любви. Объяснение в любви Генриху Маляну, его друзьям, единомышленникам, соратникам – всем тем, кто в недалеком прошлом вписал замечательную страницу в армянскую культуру и остался светлой человеческой краской в истории Еревана, кто выпукло светился, оттененный столь же ярким светом друзей-артистов за спиной. И «цитаты» из Генриха Маляна, щедро разбросанные в спектакле его дочери, женщины с уже какой-то несегодняшней интеллигентностью и голубыми, отцовскими глазами, — свидетельство памяти и признательности всех тех, кто работал с мастером и кто старается сохранить лучшие традиции национального искусства. Армянский зритель, выросший на фильмах Генриха Маляна, особо оценил верность почерку и духу режиссера и законченность, с которой сделан спектакль «Физиология рода».
Трагедия армянской истории, крестная мука геноцида 1915 года, способность к преодолевающему боль утрат духовному усилию, которое выбирает из сложнейшей гаммы человеческих чувств не отчуждение, а единение, не ненависть, а любовь – этим духом проникнуты рассказы Агасси Айвазяна. Этим духом проникнут и спектакль маляновцев «Физиология рода». Создатели спектакля выбрали для разговора о самом серьезном особый стиль улыбающегося гротеска, ироничного ко всякому чрезмерно сгущенному драматизму. По форме спектакль — своего рода парафраз знаменитого фильма Генриха Маляна «Треугольник»: юноша, рассказывающий историю своего рода в пяти новеллах, по окончании каждой из которых на холщовом заднике сцены появляется очередная фотография, очередной «момент истины». Нарине Малян по-особому отнеслась к слову Агасси Айвазяна – слово не оправдывается и не спасается интонацией, интонация звучит порой смыслу наперекор: радостно, если смысл печальный, строго, если смысл веселый. И актеры делают это с блеском.
Вообще маляновцы – это особая труппа, разрушающая принятый в армянском театре «хороший тон». У них совершенно другой стиль поведения – абсолютно естественный, непосредственный и притом абсолютно артистичный. Они играют с честностью почти детской, и чем сильнее болит душа, тем шире их улыбки. Через весь спектакль проходит некий юмористический курсив, радостная подсветка. В спектакле на первый взгляд много веселой непочтительности по отношению к существу и требованиям канонического драматического театра и драматическим перипетиям судьбы армянского народа. Но сколько в этой «непочтительности» пронзительной боли!
На комичных, порой гротескных персонажей «Физиологии рода» постоянно падает тень – тень геноцида, тень «беженства» и трудного быта. Эта необычайная светотень создает атмосферу, драматическое напряжение и неповторимый колорит спектакля. В безвыходные и безысходные ситуации здесь не верят, но говорят о мужестве, которое требуется для умения радоваться. Наперекор неустроенному житью-бытью радоваться рождению ребенка и тому, что в этом новом году за праздничным столом на одного человека больше, чем в прошлом, танцевать под скрипучий голос патефона, петь любимые песни за стаканом доброго вина – пускай нелегко. Когда-нибудь будет лучше. «Физиология рода» — этика и психология радости людей, переживших 1915 год, годы 20 – 30 – 40-ые и не утративших жажды и силы жить.
«Говорить легко о самом важном – это почерк Маляна. На этом он воспитал меня. Зачем усложнять, если можно просто сказать: «я люблю тебя», «будем вместе», «объединимся вокруг общей идеи»? — говорит Нарине Малян. – Наверное, именно поэтому иностранные зрители смеялись, плакали, а подходя ко мне после этого спектакля, говорили: «Мы не знаем, что с нами произошло, но мы наполнились такими добрыми импульсами!».
Добрыми импульсами наполнены спектакли маляновцев. Такими же импульсами, видимо, наполнен «Арменфильм» и Союз кинематографистов, под эгидой которых сегодня существует театр и которые делают все возможное, чтобы в наше, все еще остающееся нелегким для театров время маляновцы продолжали создавать свои добрые и необычные спектакли.

Сона Мелоян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении