Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армяне в вологодском «кружеве»

– А не хотели бы вы побывать в Вологде, городе – ровеснике Москвы? – спросил как-то у меня коренастый мужчина средних лет, плотного борцовского телосложения, с мускулистыми ручищами на одном из совещаний Союза армян России и протянул свою визитную карточку. Читаю: «ОАО «Связьстрой-3». Аветисян Ахиллес Андраникович. Заместитель генерального директора…» А далее – г. Вологда, адрес и – ожерелье цифр – телефоны.

«А что ж, – подумал я, – в таком древнем городе не грех и на армянский след наткнуться!»
И я не ошибся.И вот я в Вологде – крае, знаменитом своими озерами, городе, прославившемся своими кружевами. Оказалось – не только этим.
Ахиллес Андраникович вместе со своей очаровательной супругой тикин Анаит (кстати преподавательницей местной воскресной армянской школы) повели меня в кремль. Да, да, настоящий кремль – комплекс построек XVII века, бывшая резиденция вологодских епископов. На этой же территории – несколько музеев. (А в крае их – около 40).

Входим в Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здесь же 6 его филиалов. Назову два из них: Дом-музей Петра I (основан в 1885 году) и музей «Мир забытых вещей». Никогда не думал, что такое тоже может быть. Конечно, меня больше интересовало изобразительное искусство. И многое порадовало мне глаз. Перечислю лишь некоторые фамилии: Куинджи, Саврасов, Шишкин, Поленов, Лентулов, Фальк!!! Прекрасная коллекция!
А вот и армянский след – Айвазовский. Целых пять работ! Самое значительное – «Крушение купеческого судна…» (Х.М. 1883 г., 85,5 х 75,5). Передо мной – небольшого размера портрет красивой восточной женщины. И подпись – «Портрет Абамелик-Лазаревой А.», а далее – «неизвестный художник». А мне показалось, что это работа известного тифлисского армянина Овнатаняна. Можно попытаться это доказать искусствоведам.
Но что больше всего меня поразило и обрадовало – это картина неизвестного мне другого художника-армянина А. О. Миганаджиана «Персидская царевна» (1916 г.). В каталоге Вологодской картинной галереи дана короткая справка об этом художнике. Годы жизни 1883–1931, в Москве имел собственную школу-студию, где и преподавал до 1914 года. В 1920-ые годы переезжает в Петроград, в 1926 году устраивает персональную выставку в Токио. «После этого, – как написано в каталоге, – имя художника исчезает из поля зрения и, как выяснилось, не случайно. Читая «Беседы прежних лет» Д. С. Лихачева об узниках Соловецких лагерей, погибших там в 1926–31 гг., встречаем и фамилию Миганаджиана».

Я нашел эту книгу академика Д. Лихачева и вот что там прочел о нашем земляке:
«…Сперва я попал в камеру – большую монашескую кладовку. Камера была очень холодной. В ней жил армянский художник Миганаджиан, ученик Репина. Камера славилась тем, что лампочка в ней была обрамлена расписанным акварелью уютным абажуром. Миганаджиан был мастером портрета. Помню, что ему принадлежал портрет старого генерала Эрдели и генерала Генерального штаба Баева… Был Миганаджиан невысокого роста и очень милый…»
Упоминается имя этого живописца и в каталоге Армянской картинной галереи, но с другими данными его жизни – 1883–1938 гг. Хранится там и одна его картина «Танцовщица» (1926 г., картон, темпера, 42 х 55).
Вот то немногое, что я узнал об этом художнике, работу которого я увидел впервые в Вологде.
В вологодском «кружеве» есть и другие армянские имена.
Калантар Аветис Айрапетович (1859–1937) – крупнейший специалист по молочному делу в России, был инициатором создания Вологодского молочного института (1911 г.) – первого в России молочного института.
Лалаянц Исаак Христофорович (1870–1933) – участник революционного движения. Летом 1904 года был арестован и выслан на пять лет в Вологодскую губернию. Через год оттуда сбежал в Финляндию. Но и там был снова арестован и приговорен к шести годам каторги.
…Вечером, прогуливаясь по городу, Ахиллес Андраникович показал мне памятник, поставленный много лет назад, в год 800-летия рождения Вологды.
– Видите, – сказал он мне, – ровесник вашей Москвы.
– Вообще-то я по рождению ереванец, просто с детства живу в Москве, а вы? – спросил я.
– А я родом из Мартуни, с Севанского побережья, – сказал он, – а теперь давно живу в этом прекрасном, богатом лесами краю.
Перед отъездом тикин Анаит подарила мне несколько книг о Вологде. В числе них одна называлась «Родниковая страна». Это был альбом с произведениями художницы Джанны Тутунджан – тоже жительницы Вологды. К слову, напомню, что город свое название получил от имени реки, что в переводе с языка финноугорских племен означает «светлая», «ясная», «чистая». Такое же впечатление оставили у меня тамошние люди, с кем я имел удовольствие общаться.
А заметку свою хочу закончить стихами художницы Тутунджан, которыми начинается ее книга:
«…от двух корней
моя основа:
Растила бабушка Снежкова,
А та, кем мне отец был дан,
Теплей и жарче всех южан…
Мороз и Солнце,
как две силы,
Армения и ты, Россия…»
Как много людей с нашей кровью могли бы повторить эти последние две строчки!

Роберт Баблоян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении