Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Аджапсандал из правды, лжи и дегтя

В Тбилиси страсти накаляются перед предстоящими в октябре промежуточными выборами в парламент Грузии, в процессе которых определится предварительный расклад политических сил и их рейтинг накануне грядущих в следующем году выборов в местные органы управления. В столице ареной гладиаторских боев станет Исанский район с центром в Авлабаре, наиболее компактно населенный армянами.

Итог выборов напрямую зависит от числа голосов избирателей-армян, отданных за того или иного кандидата. На этом фоне участившаяся антиармянская риторика представителей оппозиционных партий выглядит как минимум опрометчивой, как максимум – элементарно глупой. Во многих изданиях желтой прессы впору заводить рубрику «армянофобия».
За комментариями наш корреспондент обратилась к президенту Союза армян Тбилиси, члену Генерального комитета Всемирного армянского конгресса, доктору психологических наук МИХАИЛУ ТАТЕВОСОВУ.

– Уважаемый Михаил Семенович, тема кем-то инициируемых антиармянских выпадов неоднократно поднималась на страницах нашей газеты, с огромным уважением относящейся к народу Грузии, к ее истории и культуре. И в армянской истории нет более близкого по духу, вере и общей судьбе народа, нежели грузины. Так в чем же дело и у кого чешутся руки посеять рознь между двумя народами-братьями?
– Инициаторов антиармянской истерии надо искать в рядах фашиствующих провинциалов, одержимых идеей национальной исключительности. И в спор об исключительности я бы никому не советовал ввязываться, так как и у армян, и у евреев, и у осетин с абхазами найдется не меньше аргументов в защиту достоинства своих народов. По жизни мне приходилось постоянно контактировать с истинными представителями элиты грузинского общества. Мне выпало счастье быть студентом Тбилисского университета и учиться у Алика Алексидзе, Рисмага Гордезиани, Вахтанга Натадзе, Георгия Ахвледиани, Марики Лордкипанидзе. Именно они научили меня гордиться историей наших народов, по грузинской же легенде происходящих от единого праотца. Константин Гамсахурдия, автор «Десницы великого мастера», в своих воспоминаниях писал о тридцатилетней дружбе с моим прадедом, а в числе самых близких друзей наших родителей были Кандид Несторович Чарквиани, Бесо Жгенти и Нина Жвания. И всегда в этом поистине блестящем окружении интеллигентных, умных и известных в Грузии людей говорили с исключительным уважением о моем народе и его позитивном вкладе в грузинскую историю. Нынче интеллигентность вышла из моды, а бульварная пресса раскрыла объятия недоучкам с претензиями на ученость. И те бросаются во все тяжкие и плетут на желтых страницах безответственную чушь, нисколько не заботясь о последствиях. К великому сожалению, в стране по сей день отсутствуют институты, отслеживающие подобные негативные тенденции, представляющие прямую угрозу национальной безопасности, и способные противопоставить им национальную концепцию стабилизации гражданского общества.
– Михаил Семенович, чтобы не быть голословным, не могли бы Вы прокомментировать сказанное Вами на примере конкретной публикации?
– Подавляющая часть публикаций антиармянского содержания представляет собой пустопорожнее перевирание фактов, и потому комментировать их бесполезно и непродуктивно. И лишь немногие из них заслуживают внимания по причине общественной известности их авторов. Таковой представляется публикация в выходящем на грузинском языке популярном еженедельнике «Тбилисцы» под интригующим названием «Как армяне построили Тбилиси». Материал подан в виде интервью с одним из лидеров партии традиционалистов Грузии Губазом Саникидзе. Для меня так и осталось загадкой, почему ведущие рубрики «Агрессивные регионы», к которым они, не мудрствуя лукаво, причислили Джавахетию, предпослали «обличительной» публикации столь обыденное название. Как армяне построили Тбилиси? Так и ежу понятно, что построили красиво, качественно и на века, тем самым поставив еще один памятник армянскому уму, предприимчивости и трудолюбию. Надо отдать должное уважаемому интервьюеру, все эти качества он отметил, заслуженно назвав армян одним из самых талантливых народов в истории человечества, а себя – одним из почитателей армянской культуры. Там же он сделал реверанс тбилисским, горийским и телавским армянам, по мнению автора, истинным патриотам Грузии. Спасибо за правду. Ну а потом… Потом досталось всем и, прежде всего, армянам Джавахетии, которым элементарно напомнили, кто в доме хозяин. По ходу досталось всем нам за наше «национальное качество» присваивать все и вся вокруг. Ясно, что не было приведено ни одного примера, когда и где мы вселялись в не нами построенные дома, экспроприировали чужие церкви, гостиницы и театры, срывали не наши мемориальные доски и сбивали надписи с чужих могильных плит. Ну а экскурсы в нашу историю и вовсе представлены этаким несъедобным аджапсандалом из правды, лжи и дегтя. Признав факт геноцида 1915 года, любитель армянской культуры произвольно сократил число жертв резни в десять раз, тем самым сделав большой подарок турецким историкам. От его следующего открытия волосы должны зашевелиться не только у армянских, но и грузинских историков. Оказывается, геноциду армян предшествовал геноцид турок и курдов со стороны тех самых армян. Что имел в виду «исследователь» армянской истории, остается только догадываться. Очевидно, эпизоды героического сопротивления армянских добровольцев османской экспансии на стороне русских войск, в результате чего, кстати, стало возможным возвращение Грузии части ее южных провинций. Если это так, то с такой же легкостью к числу авторов геноцида турок нужно отнести и великого грузинского царя и полководца Давида Строителя, усыпавшего поле Дидгорской битвы десятками тысяч вражеских тел. Кстати, и в той великой битве плечом к плечу с грузинскими братьями сражались и армянские отряды, также считавшие Давида своим царем и покровителем. Ну а тогда в одну кучу с Давидом и героев Крымской войны: генерала Иванэ Андроникашвили, братьев-князей Малакию и Георгия Гуриели, князей Багратион-Мухранского, Георгия Джандиери, Кайхосро Микеладлзе, Нико Чавчавадзе, Георгия Эристави и четверых братьев-князей Вахвахишвили, на полях той войны положивших конец геноциду грузинского народа, численность которого за несколько веков кровавой экспансии сократилась с 12 миллионов до неполных трехсот тысяч.
В заключение своего более чем не полного комментария хочу задать в качестве реплики вопрос видному представителю партии традиционалистов, ставящей своей целью восстановление в Грузии монархии. Кого из грузинских монархов он видит своим идеалом? Великих царицу Тамару, Давида Строителя и Ираклия II, создававших все условия для привлечения в Грузию армян с целью развития ремесел, торговли, городского строительства и считавших нас одними из наиболее полезных и законопослушных граждан своей страны? Или у них есть другие герои, кто с легкостью менял веру, а царскую корону на чалму? Ну а всем «любителям армянской культуры» и знатокам нашей истории пора раз и навсегда зарубить на ученом носу, что армяне никогда и нигде не покушались на чужую собственность, никогда не паразитировали ни на своей, ни на чужой земле. Недаром все исследователи нашей древней истории называют нас народом - созидателем.
– Михаил Семенович, Вы с такой убежденностью говорите о положительных чертах нашего характера и менталитета, будто нет исключений и всё мы всегда делаем правильно. Так ли это?
– Упаси меня Боже идеализировать наш народ и думать, что мы все такие белые и пушистые. Мы, как правило, радикальные индивидуалисты, до крайности упрямы и не умеем выслушивать, а тем более соглашаться. Свое мнение для нас – априори истина в последней инстанции. До крайности мнительны – достаточно одного неправильно понятого слова или неловкого поступка – и мы готовы терять навсегда лучших друзей и близких родственников. Не всегда умеем радоваться успехам близких и легко жертвовать своим комфортом во имя помощи им. Семья для нас превыше всего, все остальное вторично. Не признаем кумиров и всегда готовы подвергнуть критике и поставить под сомнение чужую инициативу, даже если она направлена на благо своего народа. Умеем сплачиваться лишь перед лицом нашествий и катастроф. Комплексом взаимовыручки не обременены. Избавь нас Бог от этого джентльменского набора – и не было бы на земле народа лучше.
– Михаил Семенович, время от времени в прессе появляются высказывания так называемых «лидеров» армянской общины, содержание которых могут дать фору любому армянофобу. Как Вы прокомментируете позицию тех из них, кто, например, ратует за закрытие армянских школ в Грузии?
– В армянской истории всегда находились доморощенные попы Гапоны, готовые за определенную мзду подставить свой же народ. Не обошлось без них и в нашей армянской общине Грузии. Когда-то мы договорились не оскорблять страниц «Ноева Ковчега» публикацией их имен, и потому я не буду называть их поименно. Тем более, что имена их общеизвестны: один второй срок протирает штаны в парламенте, другой выводит экономику Грузии из экономического коллапса. Оба они аж с 1993 года страдают маниакальной идеей трансформации всех 150 армянских школ в грузинские. Свою идею объясняют исключительно заботой о будущем выпускников негрузинских школ, якобы обреченных на прозябание. Обидно за любимую «Комсомольскую правду», когда она в одном из августовских выпусков печатает в грузинском вкладыше интервью с нашим «экономистом», где он долго и глупо разглагольствует о бесперспективности армянского образования в Грузии. Ратуя за отмену армянского образования, главный кормчий армян Грузии рисует радужное будущее выпускников, овладевшим в полном объеме государственным языком. В этой связи хотим спросить его: почему остались без работы и средств к существованию уверенные носители грузинского языка – профессионалы и истинные тбилисцы Енок Татевосян – учредитель и член правления Союза армян Грузии, профессор-экономист Юрий Сафаров, председатель ревизионной комиссии этого же Союза, перебивающийся сегодня копеечными лекциями, а также видный экономист и один из соучредителей Союза Георгий Арутюнян? И дело вовсе не в государственном языке и не в профессионализме, которого у всех троих в избытке, но в недостаточно гибком позвоночнике и в отсутствии готовности свидетельствовать против своего народа. Так что по мастерству приготовления несъедобного аджапсандала наши Гапоны готовы дать фору самому «любителю армянской истории» из еженедельника «Тбилиселеби».
– Так что же делать, Михаил Семенович, и как положить конец закручиванию спирали межэтнической напряженности, оснований для которой никогда не было (и в этом уникальность нашего тысячелетнего сосуществования с братским грузинским народом) и быть не должно?
– Выход один – в диалоге, которого до сегодняшнего дня не было. Благо, что наша совместная история позволяет легко найти ответы на все вопросы. Почему-то ни у кого до сих пор не возникла идея собрать такой круглый стол и пригласить для участия в нем лидеров общественных организаций Джавахетии, людей, достаточно подготовленных и разумных. Выслушать их и задать им вопросы. Больше чем уверен, что после нескольких таких встреч и освещения их через СМИ в доброжелательном тоне имеющаяся напряженность в отношениях резко пойдет на спад и Джавахк навсегда будет вычеркнут из списка «агрессивных регионов». Пользуясь предоставленной мне возможностью, обращаюсь напрямую к председателю парламентского комитета по правам человека Елене Тевдорадзе и министру по делам национальных меньшинств Зинаиде Бестаевой с настоятельной просьбой уже в этом году организовать и провести круглый стол с участием представителей Самцхе-Джавахетии и грузинской интеллигенции с тем, чтобы положить начало снятию напряженности и прекратить домыслы о сепаратизме своих же граждан.
– И последний вопрос, Михаил Семенович, также косвенно имеющий отношение к теме нашего разговора. Вова Арутюнян – кто он: больной человек, бомбист-одиночка или исполнитель чужой воли и участник заговора?
– Вова – типичный продукт нашего времени, этакий современный Раскольников, сделавший попытку проверить: кто он – тварь дрожащая или право имеет. Наделенный от рождения незаурядными способностями и по целому ряду причин (безотцовщина, вечная нужда, полное отсутствие каких-либо перспектив занять свою нишу, просматривающаяся шизофрения) лишенный возможности реализовать себя на полезном для общества поприще, он, подобно герою Достоевского, решился на абсолютно безумный поступок с единственной целью заявить о себе. Хочется верить, что брошенная в сторону американского президента граната была не боевой и изначально не должна была взорваться. Кстати, об этом сообщил в день ЧП секретарь совета безопасности по центральному телевидению. Об этом же говорит и тот факт, что ни одна из двух гранат, использованных Арутюняном при задержании, также не взорвалась. Страшно, что при задержании погиб человек. Искать в преступлении армянский след бессмысленно, так как у армян к Бушу, равно как и к Саакашвили, претензий нет. И слава Богу и народной мудрости, что бессмысленный поступок больного духом человека не вызвал в обществе негативных последствий. Более того, мои грузинские друзья с облегчением вздохнули, узнав, что задержанный – Вова, а не Тамаз или Нугзар. Самый несчастный человек в этой печальной истории – это Вовина мама. Ежедневно ее можно встретить на городской барахолке, где она, получившая два высших образования, как и прежде, перебивается с хлеба на воду продажей вразнос носовых платков. И это тоже про нас...
Привет «Ноеву Ковчегу», в Тбилиси его любят, гордятся им и с нетерпением ждут.

Беседу вела
Шогик Раисян, специально для «Ноева Ковчега»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении