Город первой любви26 июня 2005 года. Ереван. В фойе Большого зала филармонии развешаны старые черно-белые фотографии нынешних мэтров армянской музыки. В самом зале – почти ни одного незнакомого лица: кому-то киваешь, на ходу здороваешься, радуешься – сколько лет, сколько зим. Всех нас собрал необыкновенный концерт-ностальгия «Поет Ереван 70-х».
Оказывается, все это было совсем недавно – всего каких-нибудь 30-40 лет тому
назад. На сцене пели, играли наши любимые исполнители и на минуту показалось,
что все они так же молоды, как и тогда, в далекие 70-е. Словно не было мрака,
войны, очередей за хлебом – Ереван все тот же: город первой любви, город, где
всегда играли хорошую музыку, будь то джаз, рок или дудук. Я намеренно выделяю
дудук, потому что когда на сцену вышел Дживан Гаспарян – любые эпитеты стали
просто неуместны – Дживан есть Дживан! – и заиграл мелодию Саят-Новы, казалось,
что зал затаил дыхание, чтобы не пропустить хотя бы ноту. Ну а потом Дживан
уже с Малхасом и остальными сыграл «Дле яман» в джазовой интерпретации. Рассказывать
об этом невозможно, это надо слышать.
Узнаваемые с первых же тактов мелодии буквально наэлектризовали зал и, наверное,
почти все думали: как давно мы не слушали «нашу» музыку. Звучали старые песни,
памятные еще со времен, когда моду задавал оркестр Орбеляна. Звучал рок-н-ролл
в блестящем исполнении Левона Севана и Бориса Андреасяна.
И, конечно же, как всегда на таких концертах, не обошлось без остроумного и
всегда обаятельного Мартина Вартазаряна, который то вел концерт с Сусанной Шагинян,
то садился за рояль вместе с Левоном Малхасяном – тут им равных нет. Если музыка
у человека в сердце, он ее сыграет, даже без репетиций. В этот вечер музыка
звучала в сердцах у всех – и у артистов, и у зрителей. Я говорю о репетициях
неслучайно: программа концерта обкатывалась около месяца, на паре репетиций
была и я. Наши музыканты настолько сыгранны, что им, на мой дилетантский взгляд,
достаточно просто одного слова, кивка, жеста.
Идея этого ностальгического проекта возникла у Вазгена Асатряна, басиста, барабанщика,
гитариста, одного из лучших музыкантов 70-х, а сегодня еще и бизнесмена. И подумал
он: народ, так или иначе, ностальгирует, но как-то неорганизованно, каждый сам
по себе и по мере возможностей.
В концерте задействовали артистов и популярные произведения, известные и любимые
в те годы.
Полное взаимопонимание между залом и сценой возникло с первой же ноты — абсолютная
сопричастность. Публика подпевала, прихлопывала радостно и увлеченно. Произведения
и стилистика национальной эстрады тридцатилетней давности ударили в голову.
Звезды выкладывались от души. Ко всеобщему удовольствию, оказалось, что ничто
не забыто, ничто не исчезло из памяти.
Публика — и стар и млад — расковалась так, как давно уже себе не позволяла.
Всем стало ясно: ностальгия — страшная сила, особенно когда ностальгируешь не
по материальным благам, а по духовным ценностям. Многих вспомнили, отметили
добрым словом и композиторов-патриархов-учителей Арно Бабаджаняна, Александра
Арутюняна, Эдуарда Мирзояна, и директора Армконцерта Г. Асатряна, даже Гуго,
уже более тридцати лет занимающегося рекламой Большого зала.
Наверное, можно было найти серьезные музыкальные термины и разложить весь концерт
по полочкам. Но как можно описать игру на четырех бас-гитарах, виртуозных трубачей
и кульминацию концерта, когда все солисты исполняли армянскую народную песню
«Назан-яр» в обработке Акселя (Коки) Бакунца… И еще, наверное, надо перечислить
имена тех, кто участвовал в концерте и подарил нам этот праздник. Правда, всех
назвать – слишком длинно, а кого-то упомянуть, кого-то нет – нехорошо. Скажу
только – это были звезды армянской музыки. Мы их не забыли, и дай им Бог еще
не один такой концерт. Мы еще встретимся. Обязательно встретимся, ведь мы живем
в любимом для всех нас городе, который невозможно представить без музыки…
На концерте были представлены многие эстрадные, джазовые и рок-звезды Еревана
тех лет. За эти три часа публика вспомнила свои студенческие годы (судя по ностальгическим
улыбкам), кто-то первую любовь (видно было, как утирали слезы), а кто-то, забыв
о «своем богатстве», бурно реагировал на рок-н-роллы, выдаваемые на сцене такими
же почтенными людьми.
Карине Тер-Саакян
|