Артему Микояну – 100 лет23 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Артема Микояна – легендарного советского авиаконструктора, академика Академии Наук СССР (1968), генерал-полковника инженерно-технических войск (1967), дважды Героя Социалистического Труда (1956, 1957), лауреата Ленинской премии (1962), Государственных премий СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).
Вся жизнь Артема Ивановича Микояна была безраздельно связана с
авиацией.
Артем Микоян родился в 1905 году, в селе Санаин Тифлисской губернии, в семье
Ованеса Нерсесовича и Талиды Отаровны Микоян.
В 1918 году переехал в Тбилиси, а в 1923 – в Ростов-на-Дону. Там он поступил
учеником токаря в ФЗУ при заводе «Красный Аксай».
После службы в Красной Армии учился в Военно-воздушной академии РККА (ныне ВВИА
им. Н.Е. Жуковского) и закончил ее в 1937 году.
В Академии Артем Микоян с группой однокурсников создал свой первый самолет «Октябренок»,
который совершил несколько удачных полетов и получил одобрение летчиков-испытателей.
После окончания Академии его направили на 1-й авиационный завод имени Авиахима
в Москве – сначала военпредом, а затем начальником бюро по серийным истребителям
в КБ Н.Н. Поликарпова.
8 декабря 1939 года Артема Микояна назначили руководителем вновь организованного
Опытного конструкторского бюро.
В 1940 году под руководством Артема Микояна совместно с Михаилом Иосифовичем
Гуревичем была создана модификация истребителя МиГ-3.
В том же году МиГ-3 прошел испытания, а с начала Великой Отечественной войны
участвовал в боевых действиях. Летом 1941 года МиГи были поставлены на оборону
Москвы и с честью послужили защите столицы.
С 1942 Микоян – директор и главный конструктор вновь созданного опытного завода.
В годы войны под руководством Микояна был создан ряд истребителей с высокими
лётно-техническими характеристиками, в том числе И-250 с комбинированной силовой
установкой.
После войны конструкция МиГов совершенствовалась, и они завоевали небо и признание
на Родине и за рубежом. Машины от МиГ-15 до МиГ-29 устанавливали один за другим
рекорды скорости и высоты, которые оставались непревзойденными годы и десятилетия.
После войны Микоян разрабатывал скоростные и сверхзвуковые реактивные самолёты,
многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились
на вооружении ВВС. Среди них – МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 (достигавший скорости звука),
МиГ-19 (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель), МиГ-21 (с
треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость
звука).
На счету конструкторского бюро Микояна такие машины, как воздушно-космический
самолет, построенный и испытанный в конце 60-х годов; запущенный в серию МиГ-25,
самолет из титанового сплава, самый скоростной и высотный самолет с изменяемой
геометрией крыла.
Больше пятидесяти лет МиГи находятся на вооружении отечественных ВВС и других
стран. Нет в живых Микояна и Гуревича, но по-прежнему коллектив КБ дает новым
самолетам имя МиГ, ставшее синонимом скорости и высоты. На самолётах, разработанных
под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов.
Артем Иванович Микоян умер 9 декабря 1970 года в Москве.
Соб. инф.
|