Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Какую Армению мы оставим нашим детям и внукам

интервью с Первым министром иностранных дел независимой Армении, председателем национально-либеральной партии «Жарангутюн» («Наследие») Раффи К. Ованнисяном

– Прошло почти 14 лет с того времени, как Вы впервые появились в большой политике Армении, тогда Вы заняли пост министра иностранных дел страны. Что изменилось с тех пор в Армении и как изменились Вы сами как человек и как политик?
– Приезд в Армению явился одним из памятных поворотов моей судьбы: это был не просто переезд, а нечто большее, это было возвращение домой. Я считаю себя счастливым человеком, ибо, помимо того, что я стал свидетелем строительства армянской государственности, я стал и непосредственным участником этого процесса. Безгранична была моя гордость, когда мне был доверен пост первого министра ИД новой независимой Армении. В 31 год я оказался в водовороте процессов. Вместе с тем, это обязывало к разработке трезвых и дальновидных подходов во внешней политике новосозданного государства. Не переоценивая мой стартовый вклад, тем не менее, должен отметить, что мои последователи на этом посту уже имели определенные институциональные основы для укрепления тех или иных направлений внешней политики Армении.
Сегодня сфера внешней политики изменилась и изменилась настолько, что решения ныне принимаются с большим трудом. Степень свободы и суверенитета нашего государства непозволительно сократилась. А поведение является ожидающим или, в лучшем случае, оборонительным. По отдельным направлениям, в особенности в урегулировании карабахской проблемы, в направлении европейской интеграции, кривая поползла вниз.
Как первый министр иностранных дел, я мечтаю о возвращении Армении в родную для нее европейскую семью, имеющую свою цивилизационную и ценностную систему. Так начиналось, если помните, мое выступление в Стамбуле в сентябре 1992 года на саммите Европейского Совета. А до этого, в октябре 1991 года, от имени нашего государства я представил первую заявку на членство Армении в Совете Европы. К сожалению, в плане действительной интеграции в европейскую семью мы сегодня являемся свидетелями топтания на месте и это происходит в первую очередь из-за корыстолюбия и жажды власти.
Между тем, заинтересованность в процветании Армении в лоне европейской семьи должна была быть превыше всего. Во всяком случае, время показало, что выбранные нами стратегические ориентиры были в основном рассчитаны безошибочно, основа была заложена правильно. В дальнейшем был нарушен баланс во внешних отношениях, что повлияло и на строительство внутренней жизни. Как следствие, морально-психологическая атмосфера в стране начала меняться в худшую сторону, углубилась опасная поляризация между привилегированными и подчиненными.
Вооруженный верой и терпением в течение этих лет, я выполнял свою работу, а именно: глубже и профессиональнее старался проникнуть в события общественно-политической жизни, одним словом, проникнуть во все извилины армянской действительности. Уже сейчас, подводя итоги моим наблюдениям, могу с уверенностью сказать, что страна не исчерпала свой потенциал и в состоянии подняться на ноги. Пессимистические настроения неуместны. Будьте уверены в том, что отливу последует прилив и мы достигнем желаемой гавани. Наша большая ошибка часто состоит в том, что мы игнорируем «кажущиеся мелочи» или обходим решение того или иного вопроса.
Не забуду отметить и самое главное. В Армении я стал отцом многодетного семейства, бесповоротно связал себя с родной землей, продолжая делать все для того, чтобы будущее моих и всех наших детей в собственной стране было благополучным, достойным и перспективным.
– Карабахское урегулирование является главным приоритетом во внешней политике Армении последние полтора десятка лет. Не могли бы Вы, как лидер партии «Жарангутюн»/«Наследие», концептуально представить Вашу позицию по этому вопросу и разъяснить, чем принципиально она отличается от политики, проводимой нынешним президентом Робертом Кочаряном и его администрацией?
– По общей формулировке, они до сих пор не смогли решить проблему возвращения Арцаха. Проводимая ныне политика достойна самой острой критики, но не хочу особо этим прельщаться. Общеизвестно, что сегодняшние власти видят решение проблемы в контексте тактики по нерешению этой проблемы. Их как будто не беспокоит то, что длительная неурегулированность может иметь плачевные последствия. Необходимо учесть, что Армения не в состоянии в одиночку сохранять статус-кво, что, по мнению власть предержащих, нам выгодно. Не учитывается и не придается значения той цене, которую мы платим сегодня. Более того, задача представляется так, будто региональная изолированность и есть цена удержания Арцаха. Между тем, такой задачи перед Арменией поставлено не было: никогда глубокая изоляция Арцаха и Армении в регионе не считалась альтернативой процесса признания независимости Арцаха. Нельзя было, конечно, не учитывать, что из-за конфликта Армения может быть оттеснена от каких-либо программ. Однако это не должно было носить столь повсеместного характера, как это происходит сегодня. Значительная часть государств, имеющих интересы в Южном Кавказе, заинтересована в равномерном и стабильном развитии региона. Сегодня строится мир, основанный не на разделительных, а на объединяющих линиях. Это и есть международная тенденция. Существуют различные тактические варианты и способы для подчинения этих тенденций нашим интересам.
Изложенные по концептуальному принципу, подходы партии «Жарангутюн» в этом вопросе следующие: 1. В деле регионального объединения и интеграции, в урегулировании арцахской проблемы стержневой является плоскость отношений Армения-Турция. Ни одно долгосрочное решение не будет достигнуто без включения всех спорных вопросов, разделяющих Турцию и Армению. 2. Карабахскую проблему могут решить получившие широкое доверие законные представители, что обязывает к проведению демократических выборов в Армении, Арцахе, Азербайджане. 3. Ни одно решение не может быть достигнуто и претворено в жизнь до тех пор, пока Арцах не будет участвовать в обсуждении вопросов, касающихся своей судьбы. Следовательно, Арцах безоговорочно должен стать полноценной стороной в переговорах. 4. Разрешение проблемы тесно связано с внутренней ситуацией и с внешним потенциалом. Дезинтегрированная и расколотая общественная, политическая и экономическая система не может обещать удачную перспективу: залог справедливого решения проблемы - здоровая проактивная внутренняя среда, эффективное государство, самоорганизованное и сплоченное общество. 5. Решение карабахской проблемы должно проходить в контексте не исключающих друг друга процессов по деколонизации и самоопределению. 6.Армения вместе с международным сообществом должна помочь Азербайджану избавиться от малоимперских амбиций, экспансионистского советского прошлого, от того кризиса государственности и кризиса идентичности, который обусловлен именно инерцией прошлого. 7. Армения вместе с международным сообществом должна сформировать широкий контекст трансформации конфликтов в регионе, а также предпосылки для избавления как от советского прошлого, так и от социально-политической архитектуры Османской империи. 8. Армения и Арцах должны полноценно и эффективно использовать все инструменты внутренней и внешней политики, а также возможности международных и региональных организаций. 9. Армения и Арцах должны выступить с различными миротворческими инициативами по разрешению конфликта. Отклонение или принятие этих предложений - задача Азербайджана. Это может стать той основой, на которой будет построена политика урегулирования карабахской проблемы. Остальное – дело гибкой дипломатии, с помощью которой для любой задачи внутри международного сообщества можно создать широкий круг единомышленников.

Несколько месяцев тому назад я выступил с подобной инициативой, состоящей из десяти пунктов. К сожалению, со стороны официальных кругов Армении какой-либо ответ не прозвучал. В сегодняшнем мире поддерживаются инициативы, «идущие снизу». Мы должны понять, что в истории в первый раз делается попытка решить конфликт «снизу», ведь всегда вопросы о принадлежности территорий решались «наверху». Сегодня ожидание предложений, преподнесенных извне, или ожидание, когда та или иная сторона отвергнет тот или иной вариант, не является многообещающим стилем работы. Продолжающийся долгое время конфликт действительно должен быть перенесен в плоскость урегулирования. На поле конкуренции должна вестись последовательная и активная работа. Вот наши подходы.
– Какие направления внешней политики являются наиболее приоритетными для партии «Жарангутюн»?
– Сверхзадачей внешней политики Армении является обеспечение собственных государственных интересов, национальной безопасности, полноценной свободы граждан. Национальный суверенитет – это высшая ценность армянского народа. Следовательно, все отношения Армении с зарубежными партнерами, так же как и с организациями, должны исходить исключительно из жизненно важных интересов страны.
Партия «Жарангутюн» считает, что интеграция в европейские структуры, двусторонние и многосторонние отношения с цивилизованным миром и членство Армении в Евросоюзе должны быть стержнем внешней и внутренней политики нашего государства. Однако это не означает, что отвергаются другие направления, которые также необходимо поставить в услужение интересам страны. Партия является сторонницей тесного сотрудничества с традиционным другом Россией, так же как и с другими странами СНГ. Мы также считаем, что многостороннее плодотворное сотрудничество с современным партнером США является насущной необходимостью. «Жарангутюн» выступает за установление разностороннего сотрудничества между Арменией и Китаем, а также с Индией и с региональными соседями, в частности, с Ираном и с арабскими странами, Грузией и Израилем.
Установление добрососедских отношений со всеми соседями в регионе, создание мирной атмосферы в регионе и во всем мире не имеет альтернативы. А все проблемы, имеющиеся с соседями, необходимо решать в духе сотрудничества.
– Данные официальной статистики говорят о том, что экономика Армении переживает настоящий экономический бум. Между тем, социальное положение абсолютного большинства населения остается, мягко говоря, непростым. Почему мы являемся свидетелями такого большого имущественного расслоения в обществе и практически не ощущаем на себе результатов экономического роста?
– К официальной статистике нашей страны мы все относимся так, как, например, к результатам выборов. Власти искренны, когда говорят о недосягаемости экономического роста для широких слоев общества. Действительно, этот рост досягаем не для всех, вернее он обходит большинство, и власти пытаются заверить, что результаты этого роста в дальнейшем будут ощутимы для всех. Ну что тут сказать, если создана система, которая обслуживает интересы лишь нескольких групп, а процветание большинства неимущих зависит от воли тех же групп, то вряд ли так называемый экономический рост когда-либо дойдет до всех. И здесь нет необходимости входить в поле прогнозов, пытаясь утвердить или опровергнуть возможность перевоплощения властвующих группировок. Задача состоит в создании строя, предполагающего законное и справедливое распределение общественных и государственных ресурсов, а не в том, чтобы лелеять надежду на смену личностей или групп. Речь идет о создании такого строя, который предотвратит самовольное распределение, эксплуатацию и расходование ценностей и резервов, принадлежащих народу.

Действительно, нынешний серьезнейший вызов для Армении состоит в формировании системы эффективного управления, создании структур, наделенных рычагами взаимных противовесов и сдержек, действующих прозрачно и публично. При этом необходимо утвердить в стране верховенство закона и правосудия, а также формирование профессионального аппарата, позволяющего неукоснительно претворить в жизнь лозунг – достойному человеку достойное место.
Столкновение интересов, злоупотребление государственными обязанностями и службой со стороны должностных лиц является национальным грабежом по отношению к нашему и к будущим поколениям.
– На своей последней пресс-конференции Вы заявили: «Перемены, которые необходимы в Армении, не могут быть очередными или внеочередными, необходимость трансформации в нашей стране - это веление времени». Почему Вы считаете, что время перемен пришло именно сейчас?
– Необходимость изменений – явление не новое. Сегодняшние власти, к сожалению, неправильно оценили процессы, происходящие в мире и в нашем регионе, и упустили много времени. Но начать эти перемены, даже с настоящего момента, еще не поздно. Не надо сводить решение всех проблем, стоящих перед Арменией, к смене власти, в нашем случае - к примитивной идее. Это не панацея, пока мы имеем общество, вынужденное принять коррупцию, приспособленчество, отчуждение и другие порочные правила игры, пока коренным образом не изменены наше мышление, поведение, образ действий и менталитет, содержание институциональных порядков. Вот наши приоритеты. Начало подобных широкомасштабных всеобщественных процессов является велением времени. Конечно, препятствование или запрет подобных процессов грозит для любой власти внеочередными выборами. Здесь могут скреститься трансформация и внеочередные изменения, но не более.
– Как Вы считаете, процессы, происходящие на постсоветском пространстве, и, в частности, «цветные революции», случайность или закономерность? Могут ли эти процессы охватить и Армению?
– Говоря о трансформации, я подчеркнул, что мы должны сами изменить наши действия и наше мышление, и изменить незамедлительно. У меня сложилось интересное впечатление: на постсоветском пространстве авторитарные, диктаторские режимы вели такую политику, что смена власти, осуществляемая народом, воспринимается как-то не закономерно. Между тем, в действительности, незакономерным является существование именно самодержавных, ханских режимов, а также неограниченное терпение народов. Хотя история показала, к чему может привести злоупотребление терпением и продолжающаяся эксплуатация собственного народа. Так что на указанные Вами процессы я в первую очередь смотрю со следующего угла зрения: общества в конце концов останавливают направление длительного, губительного регресса и получают возможность для исправления ошибок. Иное дело, как используют свой шанс пришедшие к власти в результате вотума доверия народа люди. Во имя справедливости добавлю, что лидеры «цветных революций» сумели быстро решить стоящие перед их странами многие задачи. Конечно, имеются также упущения, ошибки и даже проявления лицемерия. Что касается притока волны «цветных революций» в Армению, то это зависит от поведения властей. Народы просто так не делают революций. Тем более, не думаю, что армянское общество, исторически склонное к эволюционным изменениям, с удовольствием построит баррикады. Конечно, если «нож не дойдет до кости».
– Что еще не сделала сегодняшняя Армения, ее политическая и интеллектуальная элита, чтобы быть достойной звания исторической Родины для миллионов армян по всему миру?
– Нашему поколению, и в особенности его интеллектуальной и политической элите предназначена серьезная миссия: построить Армению, которую завещали наши предки. Однако мы медлим больше дозволенного, часто не выступаем решительно, объединенными усилиями против явлений и процессов, порочащих нашу страну. Кроме того, мы поздно ориентируемся и реагируем на происходящие вокруг нас события, будь то геополитические, экономические, научные или культурно-просветительские и др. Между тем, имеющийся в нас положительный заряд и прирожденные способности в состоянии перестроить Армению и превратить ее в страну не только ярких индивидуальностей, но и колыбель высоких ценностей, критериев, качества.
– Какую Армению мы должны оставить нашим детям и внукам?
– Такую Армению, вне которой они не смогли бы представить свое будущее. Я не преувеличиваю: сказочный, но реальный уголок, где царствуют справедливость, право и обязанности, любовь и единство. Мы обязаны оставить в наследство тем, кто придет за нами, процветающую страну, где преобладают материальное благосостояние и духовность, творчество и требовательность, а самое дорогое общественное богатство – человек, который уважаем и по достоинству оценен. Наши поколения не должны стесняться за своих предков (как стесняется сейчас определенная часть нынешнего поколения одного из наших соседних народов), а должны гордиться ими. По нашему представлению, завтрашняя Армения - это Родина всего армянства, предмет его законной гордости, заботы и почитания. Для внесения своей лепты в дело создания именно такой Родины и передаче ее грядущим поколениям и вышла на арену партия «Жарангутюн», преследуя создание современного государства, основанного на праве свободы и справедливости, где гражданин -правитель, выгода - общая и наследие всеобъемлющее.

Сусанна Петросян, специально для газеты «Ноев Ковчег»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении