Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Если рядом родное плечо

Эту семейную пару часто можно встретить на различных мероприятиях Армянской общины Москвы: национальных праздниках, концертах, вернисажах. Валентина Кузнецова – известный скульптор и ее супруг, журналист, писатель и художник Роберт Папикьян. Они приветливы и немногословны, избегают публичных выступлений и, по всему видно, самодостаточны.

Познакомились они пять лет назад вроде бы случайно (но в таких «случайностях» четко просматривается закономерность, или Провидение). Вот как рассказывает об этом сам Роберт Папикьян:
— В апреле 2000 года в Москве, в Манеже, проходила ежегодная художественная выставка. Я пришел туда посмотреть экспозиции, пообщаться со знакомыми художниками. Бродил по залам более часа и совсем уж было собрался уходить, как вдруг в одной из секций, издалека, увидел высокую, золотоволосую и очень привлекательную женщину, которая разговаривала, о, удача! с журналисткой, которую я знал. Нас представили друг другу. С первого взгляда я понял — это судьба! Вскоре мы поженились...
Валентина Кузнецова родилась в Башкирии, в старинном русском селе Воскресенском, основанном еще при Екатерине Великой, в семье учителей. Отец всю Великую Отечественную провел на передовой. Вернулся в село, и Господь отпустил ему еще полвека счастливой семейной жизни.
С раннего детства у Валентины проявился талант художницы. Она закончила Уфимское училище искусств и поступила в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Но любовь к профессии искусствоведа, которую она получила по окончании института, неожиданно сменилась страстью создавать своими руками объемные произведения - скульптуру, керамику. Вот как об этом рассказывает сама художница:
– Когда в ноябре, учась на последнем курсе Санкт-Петербургского института, я приехала в родное село на каникулы, то в который раз открыла любимую книгу о Дымковской игрушке — знаменитом русском промысле, — и страстно захотела тут же попробовать вылепить из глины маленькие скульптурки. Взяла лопату, ведро и, несмотря на пронзительный ветер и снег с дождем, отправилась на берег нашей речки Тор, накопала глины, принесла домой, вылепила фигурки. Затем пристроила их в русскую печь, где мама пекла пироги, и с замиранием сердца стала ждать результата. Какое это было неописуемое счастье, когда я увидела, что серая глина превратилась в яркую, звонкую терракоту! И ни одна из скульптурок даже не треснула! Это был знак свыше, значит, решила я, это судьба!

С тех пор минуло тридцать лет. Сегодня Валентина Кузнецова – в числе самых известных керамистов-скульпторов России. Уже состоялось более ста пятидесяти выставок ее произведений в стране и за рубежом. Ее произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Российском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Московском музее современного искусства, Государственном музее А.С.Пушкина, Самарском художественном музее и других, а также в частных коллекциях Америки, Англии, Франции, Японии, Германии, Италии и других стран.
Известный искусствовед Вильям Мейланд пытается разгадать секрет успеха творчества Валентины Кузнецовой:
– От ранних и поздних работ Валентины Кузнецовой, в каких бы материалах они ни были выполнены, неизменно исходят тепло, свет и добрая ирония. Мир человеческий на ее выставках предстает в своем позитивном варианте. Причем происходит это без какого бы то ни было искусственного очищения и идеализации. Просто художник так чувствует, так видит и так лепит своих земных, буквально глиняных героев. Шамот, фаянс, красная глина, обжиг — что может быть древнее и традиционнее для рук человека, привыкшего воссоздавать себе подобных.

Живописец и искусствовед по образованию, Кузнецова преспокойно жертвует анатомической правильностью ради художественной выразительности. И это не искусственный наив, не игра в художника-примитивиста, а какой-то очень точный инстинктивный ход, позволяющий передать правду человеческих чувств...
Темы ее работ из разряда тех, что называют вечными — любовь, материнство, созерцание красоты, различные поэтические состояния светлой печали... Ничего особо возвышенного и тем не менее возвышенное. Любые детали быта и сама обыденность занятий ее персонажей не отменяют высокой поэзии их бытия...
Заметим, что практически все фигуры и фигурки Кузнецовой – это не только трехмерная форма, но еще и цвет ...Платья, глаза, волосы, туфельки, букеты цветов в руках она не только лепит, но еще и «пишет» солями, окислами металлов, глазурями и прочим керамическим волшебством, расцветающим в огне дровяных и электрических печей...
В поздних работах, выполненных из фаянса, цвет деликатно отходит на второй план, уступая место свету. И эта светоносность не менее символична, чем выразительность поз и колористическая проработка формы. Свет, как надматериальная, духовная сила, освещает нас и помогает жить...
Более драматично сложилась жизнь Роберта Папикьяна. Едва получив паспорт, Роберт сразу же пошел работать формовщиком в литейный цех оборонного завода – в то время он с матерью жил в подмосковном городе Балашиха. Отец, ушедший на фронт добровольцем защищать Отечество, вернулся в сорок четвертом с простреленной грудью и вскоре скончался. Маленькая комната в коммунальной квартире на двоих с мамой, работа в четыре смены в литейном цехе, учеба в вечерней школе – типичное детство парнишки из рабочей семьи.
После первой заметки в районную газету его заметили и пригласили в штат литсотрудником, он начал писать зарисовки, репортажи. Затем вечернее отделение факультета журналистики МГУ, работа в издательстве «Советская Россия», в газетах, журналах. «Эх, дороги, пыль да туман...» Почти полвека странствий «по городам и весям» в стране и за рубежом. Сотни статей, тысячи фотографий, десятки книг.
С раннего детства он рисовал – писал пейзажи, портреты друзей, потом один год учился в художественном училище 1905 года. Но вскоре журналистика захватила его целиком, и увлечение живописью было забыто на долгие годы. Но однажды, в конце восьмидесятых, Роберт купил краски, холст и начал писать маслом наивные фантазии. А в пятьдесят лет его захватила вдруг неодолимая страсть писать картины. В 1991 году он стал одним из участников исторических выставок в Москве, на Малой Грузинской, 28, и в Манеже. Как говорится, лиха беда начало. Через два года у Роберта Папикьяна состоялась персональная выставка в Центральном доме художника, на которой 93 живописные работы, из них более десяти метрового формата!
За эти годы Роберт стал известным художником, его работы находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Востока, Международном музее наива в Ницце (Франция), Киевском музее русского искусства, в Тульском, Ивановском, Воронежском, Рязанском областных художественных музеях – всего в 22 музеях и государственных галереях, а также в частных коллекциях в стране и за рубежом.
Всего три абзаца текста, а в них – целая жизнь, интересная, напряженная, творческая. Сейчас Роберт Папикьян – член Союза журналистов, Союза писателей России и Союза художников, стал «домоседом». Почему? Вот как он сам объясняет этот факт:
— В командировки не езжу давно, хотя постоянно предлагают. Почему? Не хочу. Я «прикован» к компьютеру — пишу вторую часть сказки «Путешествия гномика Нюфы и его друзей» – «Возвращение гномика Нюфы и его друзей», а в промежутках по-прежнему «малюю» картины. Восхитительное занятие, невозможно оторваться! Так что вторая «галера» у меня – мольберт. Лет двадцать тому назад один мой приятель сочинил шуточный стих на мой день рождения: «Наш Роберт купил мольберт, как пацан, сидит, малюет, пьет вино и в ус не дует». Очень точно сказано.
Меня никак не взволновал ажиотаж девяностых годов. Предлагали организовать газету, журнал, рекламное фотоагентство, галерею. А зачем?
К «золотому тельцу» я равнодушен, на достойную жизнь зарабатываю, «пишу, как дышу», немножко получается и то, и это, а организатором и руководителем никогда не был, и, как говорится, чур, меня!
Время сейчас напряженное, как струны гитары. Смотришь и ждешь с тревогой — какую мелодию они заиграют? Уж слишком беспокойно наше отечество! Слишком быстро одни разбогатели, и слишком быстро другие обнищали. Дисгармония!
Но есть еще одна веская причина «домоседства» Роберта Папикьяна. Рядом – творец и единомышленник, любимая жена, с которой можно обсудить и реализовать творческие планы, очередную работу, будь то книга, стихотворение или живопись, совместную выставку. А таких выставок было немало: в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в Московском Доме Национальностей, в Центральном доме художника, Московском Манеже. Да и «гнездышко» они «свили» нестандартное – придешь в гости к ним и уходить не хочется: стены, стулья, столы, двери расписаны цветами, всюду авторские работы, керамика, живопись. Душевно, уютно. Вот что говорит по этому поводу Роберт Папикьян:
– Все мы знаем знаменитое английское выражение: «мой дом — моя крепость». А у нас с Валентиной есть свой афоризм: «наш дом — наш монплезир». Конечно, в наше тревожное время дом должен быть защищен, но, главное, он должен быть теплым, радостным, в котором царит мир, согласие и любовь...

Григор Григорян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении