Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Одноразовый рай Анны Колозян

Хорошо, что есть диаспора, что наши соотечественники, где бы они ни жили, сохраняют свое лицо. Хотя, между нами говоря, есть такие лица, которые лучше не сохранять. Это во-первых. А во-вторых, лица наши во всех смыслах столь неповторимы, что не обязательно консервировать их в диаспоре – сами сохранятся, как ни крути. Полагаю, хочешь того или нет, армянское начало скажется во всем, что делаешь, и особенно это заметно в творчестве.

Можно и не затрагивать армянскую тематику, но если пишешь картины, музыку, прозу или поэзию, пребывая при этом в другой стране, в другой культуре, твои национальные качества так или иначе найдут отражение в том, что тобой создается. Классический тому пример – музыка Арама Хачатуряна или Арно Бабаджаняна, произведения Уильяма Сарояна, картины Якулова, Аршила Горки… Надеюсь, мне простится мое теоретизирование, но тут важно не ЧТО, а КАК, и в этом КАК проявляются те глубинные качества, которых ты сам, быть может, в себе не замечаешь. Это более ценно, более интересно, и в то же время менее уловимо, чем декларативный, «застольный» патриотизм.
Увы, дорогой читатель, я верен себе в том смысле, что собираюсь рассказать об одном, а начинаю с другого. Хотя не столь уж не связано одно с другим. Я бы сказал, связано, и даже очень.
По-разному складываются судьбы людей, приехавших в Москву за последние десять-двенадцать лет. Некогда образцовый коммунистический город, окутанный в глазах наивного советского провинциала романтической пеленой, стал сегодня многоликим вавилоном, непредсказуемым и жестким. Москва, говорят, слезам не верит. Не верит не только слезам. Ничему. Чтобы решиться приехать в столицу на свой страх и риск и начать с нуля какое-либо дело, надо иметь немалую долю оптимизма или авантюризма. Либо отчаяния. И уж точно – непоколебимого здоровья. Миграция последних лет, при всех своих негативных последствиях, раскрыла резервные возможности людей, скрытые качества, о которых они сами не подозревали. Но более всего поражают меня женщины-одиночки (коих я знаю немало), стекающиеся в мегаполис со всех концов бывшей империи. И если для русской женщины, умеющей, как известно, на скаку коней останавливать, такой подвиг вполне по плечу, то армянки, бросающие вызов судьбе, кажутся мне некими дон-кихотами в юбках.

Я знаю с десяток таких камикадзе. Очень способных и очень неглупых. Некоторые вернулись в Ереван спустя два-три года. Не выдержали. Но наиболее сильные (или упрямые) продолжают жить и работать здесь, несмотря ни на что. Одни, без мужа и многочисленной родни. Анна Колозян из их числа. Похожа на девочку-подростка. Не скажешь, что ей уже за тридцать.
Родилась в Ереване. Закончила Художественное училище им. Терлемезяна, потом Художественный институт, факультет графического дизайна. В Москву приехала летом 97-го. Квартиру и работу нашла почти одновременно. В хороших дизайнерах, умеющих делать рекламные ролики, оформлять интерьеры офисов, буклеты, плакаты, нуждаются многие новоявленные фирмы. Но будь она просто хорошим рекламным художником, выдержавшим суровую конкуренцию и сумевшим удержаться на плаву, не стал бы я отвлекать внимание читателя, умеющего зарабатывать и держаться на плаву не хуже нее. Фишка в другом. Анна Колозян создает коротенькие и очень необычные по стилю мультфильмы, которые показывают на многих анимационных кинофестивалях. Ее саму часто приглашают на эти фестивали, и мы беседовали с ней как раз после того, как она вернулась из Риги, где проходил международный фестиваль мультфильмов «BIMINI».

- Ну, и как там было?
- Знаешь, замечательно. Не только потому, что мой «Одноразовый рай» хорошо приняли. Брали интервью, приглашали на встречи… Словом, чувствовала себя в центре внимания. Мне вообще понравилась атмосфера фестиваля. Были очень интересные работы и еще более интересные люди. А главное – простота общения, творческое начало во всем, даже в кулуарных посиделках, неформальность происходящего. Не было деления на звезд и не звезд, классиков и не классиков. Не было самолюбования и ложного пафоса. Может, в этом отличие маленьких городов от мегаполиса. Сегодня, кстати, получила приглашение на другой фестиваль. Он будет проходить на юге Чехии, в городе Злине.
- Поедешь?
- Думаю, да. Я люблю общаться.
- В Москве не хватает общения?
- В Москве не до светской жизни: надо работать, и работать много. Для собственного удовольствия и ради денег. Ради денег гораздо больше, чем для удовольствия. Это в основном заказы от фирм.
- А для удовольствия - это мультфильмы?
- Не только. Я рисую картины (участвовала в выставке в Центральном доме художника), делаю плюшевые игрушки, придумываю сайты. Мне кажется, творческий человек не может замыкаться в одном жанре. Хотя если постоянно долбить одно и то же, то, наверное, большего добьешься. Но я так не умею, мне было бы скучно. Мне даже скучно вписываться в конвейер аниматоров. Это обособленный мир, где люди годами занимаются одним и тем же. Есть в этом свои преимущества. Если ты член этого сообщества (или цеха, или как его еще назвать), то тебе помогают, и всегда есть работа. Если же ты сама по себе, то выкручивайся, как можешь.
- И ты выкручиваешься?
- Первый свой фильм «Анна всегда» я делала на свои деньги. Его показывали на фестивале «Святая Анна». На «Мышку ru» и «Одноразовый рай» получила финансирование от Госкино. «Мышка ru» - это фактически моя дипломная работа на Высших режиссерских курсах. Два года назад наши дипломные сценарии послали в Госкино, и там «Мышку» одобрили. Повезло. Мне часто говорят (да я и сама знаю): надо пойти к этому мастеру или к тому, они в Москве заправляют мультипликацией, через них деньги и выбиваются. На самом деле так и есть. Но я как-то без них обхожусь.
- Не хочешь никому кланяться?

- Не в том дело. С тех пор, как искусство стало товаром, появились определенные цеховые, производственные требования. Например, мультипликация сегодня должна иметь литературную основу, она должна быть адресована зрителю определенного возраста и определенного вкуса. Скажем, сериал по мотивам сказок очень востребованный жанр. Но мне хочется придумывать свои сюжеты. Не вымучивать нечто среднеарифметическое, а играть в ту игру, которая самой нравится. Если нравится самой, то понравится еще кому-то, и это уже вне конвейера. Мне везло с людьми, которых за эти годы встречала. В финансовом плане от них мало что зависело, но они профессионалы, увлеченные своей работой. И, что важно, – единомышленники.
Библейская история от Анны Колозян. Вначале были два бесполых существа. Андроиды. Шли голые и счастливые, держась за руки, по розово-голубому пространству. И попалось им яблоко, а в том яблоке червь. То есть никакого змея-искусителя, а только беспокойный червь в яблоке, который роет себе канавку то в одну, то в другую сторону. Странной конфигурации червячок, наружу рвется изо всех сил. Один из персонажей съедает злополучное яблоко, и червь, наконец, находит выход, становясь тем самым отростком, по которому, собственно, и отличают Адама от Евы. Таков «Одноразовый рай».
- Позволь спросить, почему ты по сей день одна?
- Почему не замужем, имеешь в виду? Потому, что долго с одним человеком жить не могу. Пробовала. Наверное, я слишком занята собой. Понимаешь, для большинства женщин выйти замуж - самоцель. Сначала думают, как женить на себе, а потом – как развестись. У меня такой задачи не было. Если встречу человека, с которым не захочется расставаться, другое дело. Но специально искать не стану. Да и времени нет на это.
- Но должно же быть свое представление об идеальном мужчине.
- Представление есть, мужчины нет. Или, скажем, их крайне мало. Таких, слова которых не расходились бы с делом. Лучше ничего не говорить, но делать, чем много говорить и ничего не делать. Вторые преобладают.
- Тебе легко живется?
- В философском смысле или в бытовом? В бытовом не очень. Я до краев заполняю свою жизнь работой и предпочитаю не останавливаться. Стоит остановиться - впадешь в депрессию. За эти семь лет бывало и такое. Хорошо, мама наезжает. В Москве нельзя долго оставаться в уединении – крыша поедет. Были периоды, когда, оставаясь в квартире одна, я включала в квартире все, что включается – от телевизора до пылесоса. Не думаю, что застряну здесь надолго. Это как в совместной жизни – сначала воодушевление и праздник, а потом - сплошной экстрим. Начинаешь видеть истинное положение вещей. Возможно, вернусь в Ереван. Если там сегодня возможна самореализация. Или уеду еще куда-нибудь и начну все сначала. Легко живется, когда не теряешь чувство новизны и востребованности. Я когда-то сильно увлекалась танцем, хотела даже балериной стать, и по сей день несу в себе это ощущение плавного движения под музыку. Так вот, надо, чтобы внутри тебя не прерывались ни движение, ни музыка.

Руслан Сагабалян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении