Епархия Сюника Армянской ЦерквиСюникская епархия является одним из древнейших и влиятельнейших центров в лоне Армянской Апостольской Церкви. Целостные и довольно подробные сведения о ней сохранились во многих хрониках и летописях, но преимущественно в «Истории» видного ученого ХIII века, летописца, поэта, общественного деятеля, епископа Степанноса Орбеляна (1245-1305), который сам являлся митрополитом Сюникским.
Согласно Орбеляну, епархиальный престол в Сюнике основал в IV столетии сам
Григор Просветитель. Если учесть, что св. Григор, как известно, определил по
епископу на каждое княжество, иначе и быть не может.
В более поздний период Сюникская кафедра была в числе тех четырех могущественных
епархий, без согласия которых избрание Католикоса Всех Армян не считалось действительным.
Среди ныне существующих епархий нашей Церкви Сюникская являлась единственной,
обладавшей в средние века статусом митрополии. Предполагается, что митрополия
была утверждена в Х веке, что связано с усилением и стремлением Сюника к провозглашению
самостоятельного царства. Во всяком случае, в письменных источниках впервые
именно так ее называет Католикос Анания I Мокаци (946-968) в своем труде «О
восстании Алуанского дома». Орбелян же настаивает, что Сюникская кафедра получила
право на митрополию в IV веке от Католикоса Нерсеса I, а остальные 12 епархий
региона перешли под ее власть.
Мятеж Сюникского епископа Акоба I против армянского духовного престола в Х веке,
его центробежные устремления и попытки слиться с Алуанским Католикосатом привели
к тому, что Католикос Анания I низложил Акоба и лишил кафедру степени митрополии.
Сюникские епископы после Акоба не носили титула митрополита до 1006 года, когда
Католикос Саргис I, идя навстречу просьбам правителя Сюникского края Васака,
его дочери – армянской царицы Катранидэ и сюникских князей, восстановил митрополию.
Католикос вернул ей все привилегии и рукоположил монаха Ованнеса, вызванного
им в столичный Ани, в митрополита Сюникского. В честь такого события Католикос
вручил Ованнесу хранившийся в Католикосате «крест Сюника, символизирующий митрополитскую
степень, а также златотканую хоругвь, украшенный самоцветами жезл и честной
паланкин».
Митрополит получил привилегию рукополагать епископов и хорепископов (сельских
епископов), архимандритов и священников для подчиненных ему 12 епархий, раздавать
получаемое из Католикосата миро своим монастырям и церквям, созывать поместные
соборы, регулировать и разрешать церковные споры и административно-территориальные
проблемы, контролировать дело просвещения и образования.
Это был не единственный случай наказания и примирения. Армянские Католикосы,
стремясь положить конец центробежным устремлениям непокорных Сюникских епископов,
неоднократно лишали их степени митрополита, отбирали митрополичий крест, жезл
и паланкин. В очередной раз степень митрополии Сюникской кафедре был возвращен
в ХII столетии Католикосом Григором III, вызвавшим в Киликию монаха Григора
Мегреци для рукоположения в епископа и назначения на должность Сюникского митрополита.
В период правления митрополита Степанноса III (1170-1216) его кафедрой стал
монастырь Нораванк в Амагу, что было обусловлено ликвидацией Сюникского царства,
упадком Татэвского монастыря и утверждением княжеских родов Капана в местности
Вайоц-Дзор, где и находился Нораванк.
Резиденция Сюникского митрополита изначально находилась в поселке Шахат, затем
была перенесена в Татэвский монастырь и, наконец, Нораванк. В 1216 г. Сюникский
престол был разделен на две кафедры – Нораванк и Татэв, что послужило многолетним
конфликтам и раздорам, приведшим к расформированию митрополии. В 1287 г. Сюникскую
духовную кафедру возглавил Степаннос Орбелян, получивший из рук Католикоса Костандина
II степень епископа вместе с должностью Сюникского митрополита и протофронтеса
Армении Великой, то есть представителя Католикоса. Это давало ему право контролировать
деятельность епархий, поскольку сам Католикосат находился в далекой Киликии
– у средиземноморского побережья. Только после этого напряженные отношения между
монастырями пошли на убыль, а оба предстоятеля объединились под властью митрополита.
В годы правления Степанноса Орбеляна Сюникская митрополия переживала период
беспрецедентного расцвета. Орбеляну удалось улучшить экономическое положение
своего престола, он расширил земельные владения Нораванка и Татэва, чем вывел
митрополию из состояния упадка. Он восстанавливал храмы, строил новые, и Сюникский
край стал играть ведущую роль в духовной и общественной жизни страны, превратившись
в крупный культурно-образовательный центр. Находящиеся на территории Сюникской
епархии монастыри Танаат (V в.), Сюни (VII в.), Татэв (IХ-ХVII вв.), Хотакерац
(IХ-ХI вв.), Цахац-кар (Х-ХI вв.), Аратес (ХI в.), Гермон (Х-ХVII вв.), Танадэ
(ХIII в.), церкви Бхено Нораванк (Х-ХI вв.), Гндеванк (Х в.), Воротнаванк (ХI
в.), Ваанаванк (Х-ХI вв.), Нораванк (ХIII-ХIV вв.), Гладзорский университет
(ХIII в.), Большая Сюникская пустынь, Большая Татэвская пустынь (все три – ХVII
в.) находились в авангарде церковной, культурной и образовательной жизни Армении.
Под эгидой монастыря Св. Степанноса в Танаате был основан Гладзорский университет,
материально поддерживавшийся княжескими домами Прошян и Орбелян. Степаннос Орбелян
называл Гладзор «заветом страны Армянской».
Основанный позже Татэвский университет, продолживший высокие научные традиции
Гладзора, современники называли «вторыми Афинами». Преподававшие в этих университетах
монахи развернули яростную борьбу с западными проповедниками, стремившимися
перетянуть Армянскую Церковь в лоно католичества. Их деятельность коснулась
и латинофильской политики восседавших в Киликии католикосов, стремившихся к
унии с Латинской церковью. В Восточной Армении монашество рассматривало унию
как угрозу не только национальной Церкви, но и государственности вообще. Среди
прославленных ученых и деятелей культуры Сюникского края описываемого периода
назовем, прежде всего, Есаи Ничеци, Ована Воротнеци, Григора Татэваци, Тороса
Таронаци, зодчего Момика, миниатюриста Авага.
В ХIХ веке Сюникская епархия была расформирована после выхода «Положения об
управлении делами Армяно-Григорианской церкви в России» (1836) императора Николая
I, а ее территория введена в состав Эриванской (Араратской) епархии.
В 1988 г. Католикос Вазген I своей грамотой вывел Сюникскую епархию из состава
Араратской и сформировал в Зангезурском крае новую кафедру. Епархия была вновь
переформирована в 1996 г. указом Католикоса Гарегина I и ныне охватывает области
Сюник и Вайоц-Дзор. Кафедральной церковью епархии является храм Св. Григора
Просветителя в городе Горис.
Действующими в пределах Сюникской епархии монастырями и церквями сегодня являются
Сурб Григор Лусаворич в Горисе, Сурб Трдат в Вайке, Сурб Анна в Малишке, Сурб
Акоб в Мартиросе, Сурб Ованнес в Таратумбе, Сурб Аствацацин в Ехегнадзоре, Сурб
Хач в Гладзоре, Сурб Степаннос в Татэве, Сурб Норакнунк в Веришене, Сурб Аствацацин,
Сурб Ованнес в Мегри, Сурб Ованнес в Сисиане, Сурб Аствацацин в Арени, Сурб
Месроп Маштоц в Капане, Сурб Рипсимэ в Гегануше, Сурб Геворг в Цаве, Нораванк
и Гндеванк.
Армен Меружанян
|