Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Правовые основы признания НКР

Недавнее выступление министра обороны, секретаря Совета безопасности при президенте Республики Армения Сержа Саркисяна по проблеме Нагорного Карабаха воспринято как «первая серьезная заявка о необходимости унификации позиции по Карабаху, с учетом всего пакета историко-правовых, военно-политических аргументов» (см. «Новое Время», 14 апреля 2005 г., Ереван).

Бесспорно, изложенные в его выступлении аргументы по карабахскому урегулированию и его призыв к усилению единства действий властей Республики Армения, НКР и организаций диаспоры получат одобрение армянского народа. Отрадно отметить, что руководство Республики Армения открыто и недвусмысленно заявило о безусловном применении «принципа целостности территории» в отношении НКР. Правовым основанием для такого заявления является реализация закона СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР».
Этот закон предоставил автономным образованиям возможность самоопределяться в самостоятельные субъекты союзной федерации вплоть до выхода из состава союзных республик, в которые они входили.
В законе предельно четко оговаривалось: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о своем государственно-правовом статусе».
Заслон на пути возможного волюнтаризма в союзных республиках в отношении автономий был предусмотрен в законе «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 года. Ст. 1 этого закона гласила: «Отношения автономных республик, автономных образований с союзными республиками, в состав которых они включены, определяются соглашениями и договорами…», а ст. 3 уточняла: «Территория союзной республики, автономного образования не может быть изменена без его согласия» (см. «Законы, постановления и другие акты, принятые на третьей сессии Верховного Совета СССР», М. 1990, с. 328, 346). Очевидно, что эти законы предоставили равные права и возможности для союзных республик и автономных образований по свободному определению своего политического статуса.
Положения названных законов полностью исходили из основополагающих принципов международно-правовых документов, таких как Устав ООН (1945), Международный пакт «О гражданских и политических правах» (1961), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с уставом ООН» (1970), «Заключительный акт Хельсинкского соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе» (1975), Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «О воспитании народов в духе мира» (1978), «О праве на развитие» (1986) и др.
Парадоксально, что вышедшие из состава СССР союзные республики, вопреки требованиям приведенных законов, молниеносно были признаны государствами мирового сообщества, но до сих пор не признают НКР, которая решила вопрос своего политического статуса в полном соответствии с внутригосударственным законом и международно-правовыми документами. Тем большее недоумение вызывает затягивание официального признания суверенитета НКР со стороны Республики Армения.
Данное обстоятельство Серж Саркисян рассматривает в двух аспектах: а) в качестве принципиального компромисса, представляя это как проявление доброй воли в целях поддержания процесса мирного урегулирования в рамках Минской группы; б) с учетом предложения председателя Парламентской Ассамблеи НАТО Пьера Лелюша о «проведении еще одного референдума среди населения бывшей Нагорно-Карабахской автономной области по демократическому самоопределению Нагорного Карабаха».
Бесспорно, что поиски компромиссов по урегулированию азербайджано-арцахского (НКР) межгосударственного конфликта требуют проявления максимального уважения к резолюции Парламентской Ассамблеи Евросоюза и рекомендациям его руководителей. Но предложение о проведении ещё одного референдума практически не осуществимо. Ведь для этого потребуется сформулировать вопрос о референдуме – согласно население бывшей НКАО на выход из состава бывшего СССР и бывшей Азербайджанской ССР или намерено оставаться в их составе. Однако названные государственные образования не существуют около 15 лет. Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете еще в сентябре 1989 года, а в октябре 1991 года – Конституционный акт о государственной независимости. Тем самым де-факто он объявил о выходе из состава СССР. В этих условиях в НКАО в соответствии с внутригосударственным законом и международно-правовыми нормами 8 декабря 1991 года состоялся референдум о политическом статусе.
Исторически мудрый и дальновидный народ Карабаха умел защищать свое право на самоуправление в вековые периоды нахождения под властью чужеземных захватчиков. А на пороге распада советской федерации, в соответствии с внутригосударственным законом и международно-правовыми документами, решил вопрос о своем самоопределении. Народ Нагорного Карабаха также дальновидно предусмотрел возможные требования организаций международного сообщества, в частности, упомянутую Сержем Саркисяном резолюцию Парламентской Ассамблеи Евросоюза № 1446 – о достижении независимости и отделении региональной территории «путем законосообразного и мирного процесса на основании демократической поддержки со стороны населения данной территории». Ведь требования названной резолюции исходят из положений ранее принятых международных документов о праве народов на самоопределение и механизме его реализации, в полном соответствии с которыми был решен вопрос политического статуса Нагорного Карабаха.
«Мы должны считаться с тем, – отмечает Серж Саркисян, – что западные специалисты в своей политической и аналитической практике ведут отсчет истории региональных конфликтов на территории бывшего СССР с момента его распада». Очевидно, что при таком подходе западные специалисты должны исходить из того факта, что Декларацией о государственном суверенитете и независимости Азербайджана Верховный Совет Азербайджанской ССР провозгласил восстановление республики по Конституции 1918 года. А по этой Конституции Нагорный Карабах не входил в состав Азербайджана.
Не было и Азербайджанской ССР, а Нагорный Карабах был самоуправляющейся территорией вне Азербайджана. Следовательно, после распада СССР Азербайджан и Нагорный Карабах вернулись на свои исходные позиции, которые бытовали до образования СССР. И если западные специалисты ведут отсчет истории региональных конфликтов с момента распада СССР, то конфликт между Азербайджанской Республикой и Нагорно-Карабахской Республикой должен рассматриваться ими как межгосударственный – по вопросам отдельных территориальных претензий, а не как конфликт относительно самоопределения народа Нагорного Карабаха и выхода из состава Азербайджана.
В свете изложенных неопровержимых фактов совершенно очевидно, что идея проведения нового референдума среди населения бывшей НКАО дипломатически привлекательна, но по своей сути запоздала и практически неосуществима. И не только потому, что нет бывшей НКАО, Азербайджанской ССР и СССР, но также потому, что часть населения бывшей НКАО выехала в другие страны, а часть, к сожалению, ушла из жизни.
Несомненно, результаты повторного референдума в НКР будут аналогичны итогам проведенного в 1991 году референдума. Речь лишь идет о невозможности проведения повторного референдума по объективно сложившимся обстоятельствам.
Поэтому предметом необходимых компромиссов может быть не проведение нового референдума, а мирное политическое решение вопроса о некоторых пограничных территориях между Азербайджанской Республикой и Нагорно-Карабахской Республикой. Разумеется, речь пойдет также о механизме гарантий территориальной целостности каждого из этих суверенных государств. А конечной целью дипломатии Республики Армения и диаспоры является признание странами мирового сообщества суверенитета НКР.
В выступлении Сержа Саркисяна излагаются убедительные причины того, почему Карабах не может существовать в составе Азербайджана. Возможно, данное напоминание необходимо с точки зрения обозначения исторически внеправового (партийным решением большевистского режима) включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР и последующего вытеснения армянского населения НКАО властями Азербайджана.
Но с точки зрения нынешнего этапа урегулирования межгосударственного конфликта между Азербайджанской Республикой и Нагорно-Карабахской Республикой данный аргумент не может доминировать. Причины невозможности существования Карабаха в составе Азербайджанской ССР обсуждались в течение десятилетий. В тот период в качестве аргумента приводилась цель –самоопределение армянского народа Карабаха и его воссоединение со своей исторической родиной. Теперь же, когда народ Карабаха самоопределился и создал самостоятельное государство в полном соответствии с внутригосударственным законом и нормами международного права, а конфликт превратился в межгосударственный, – приоритетным вопросом его урегулирования становится признание государства НКР странами мирового сообщества.
Вспомним дальновидно-прозорливые предупреждения великого демократа и гуманиста Андрея Сахарова: демократическое решение проблемы самоопределения народа Нагорного Карабаха – пробный камень перестройки.
Эти мудрые предсказания впору адресовать лидерам ведущих держав и других стран: признание законосообразно созданной Нагорно-Карабахской Республики и аналогичных государственных образований – пробный камень утверждения демократии, права, свободы и гуманизма во всех странах мира.
Игнорирование требований правового и справедливого решения нагорно-карабахского и аналогичных национально-государственных проблем лидерами СССР привело к его распаду. Непризнание странами мирового сообщества законно созданных государств бывших автономий советской империи чревато дальнейшим нагнетанием межгосударственных конфликтов в этих регионах мира.
Известные историко-правовые факторы диктуют повелительно-неотложную обязанность первоочередного признания независимости НКР Российской Федерацией, Республикой Армения и Азербайджанской Республикой. Неотложная обязанность этих государств диктуется тем, что Россия является правопреемницей Российской империи и СССР, в состав которых входил Нагорный Карабах. В состав Азербайджанской ССР Карабах был включен неправовым образом, а признание его независимости освободит Республику Азербайджан от комплекса мини-империи и создаст условия для установления добрососедских отношений. НКР является государственным образованием части армянского народа, проживающего на исконной территории исторической Восточной Армении в непосредственном соприкосновении с Республикой Армения.

Людвиг Карапетян, Москва

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении