Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Самоубийцы за рулем

Впервые за руль автомобиля я сел еще тогда, когда учился в 9-ом классе средней школы. Наша семья приобрела автомобиль «Москвич», и я долго ездил на этом автомобиле. Машин тогда было немного, и тот, кто владел железным конем, относился к нему трепетно и ездил довольно аккуратно. Скорости были невысокие, и у водителей присутствовала высокая культура вождения. Однако дорожно-транспортные происшествия все же случались, чаще без ущерба здоровью водителей. Смерть в ДТП была казуистикой.

С тех пор прошло много лет. Я поменял несколько машин российских и зарубежных марок. И до сих пор я очень люблю ездить за рулем. При этом я постоянно наблюдаю за поведением окружающих водителей — мужчин и женщин, — которые ездят за рулем разных автомашин.

На последней сессии Российской академии медицинских наук (РАМН) говорили, что наша специальность — травматология — приобретает колоссальную значимость. Количество больных травматологического профиля среди трудоспособного населения вышло на первое место, опередив другие специальности. Основной причиной травм у наших больных являются дорожно-транспортные происшествия и стихийные бедствия, затем криминал и локальные войны. Травматизм в общем смысле является расплатой за цивилизацию и еще долго будет расти.
Я по ходу своей работы много оперировал травматологических больных по всему миру. Вначале в республиках бывшего Союза, затем были ФРГ, Мексика, Югославия, Болгария, Словакия, Румыния, Индия, Кувейт, Ирак, Иран, Япония, Южная Корея и другие страны. Во время поездок я наблюдал за водителями в разных странах. С одной стороны, я наблюдал, как они ездят за рулем, с другой стороны, я их видел, когда они с травмами попадали в больницы, в которых я оперировал.
Если человек долгое время болеет хроническим заболеванием (например, язвой желудка), то он постепенно привыкает к своему заболеванию, адаптирует стиль жизни, диету, режим и т.д. Другое дело – острая патология. Когда человек, будучи совершенно здоровым, попадает в ДТП и через 2—3 часа после тяжелой травмы оказывается на больничной койке, я его осматриваю и думаю: «Спустя несколько месяцев после операции он сможет встать на ноги. А вот после повреждения позвоночника сможет ли он встать на ноги вообще или до конца жизни будет прикован к постели и не сможет обслуживать даже себя без посторонней помощи?» Такие больные нередко стараются покончить с собой. Я не пишу о водителях, которые после травмы сразу попадают в морг.
Думаю, что не открою кому-то тайну, если скажу, что катастрофически упала культура вождения. Когда я еду на выходные к себе на дачу по Рязанскому шоссе, часто вижу, как водители без надобности на отрезке 200—300 метров по несколько раз меняют рядность, часто выскакивают на встречную полосу на подъемах и в поворотах при полном отсутствии видимости и непредсказуемости их маневра. Трудно, наверное, передать ощущения человека, когда впереди ничего не видно и вдруг из ниоткуда появляется бешено несущийся лоб в лоб автомобиль. В Англии эти нарушения фиксирует камера и потом приходит почтальон с квитанцией на штраф в 500—600 фунтов стерлингов. Меня еще в школе учили основному принципу вождения: пока не увидел свободного пространства — не езжай, будь то вперед, назад или вбок. В Турции водители ездят очень быстро, но аккуратно и, несмотря на южный темперамент, культурно. Даже поцарапанная машина — редкость на улицах Стамбула.
Женщины за рулем ездят более аккуратно и осторожно, зачастую не хуже мужчин. Я ни разу не видел мечущихся из ряда в ряд женщин. Если дорожная обстановка не позволяет разогнаться — многие занимают один ряд и упорно едут за автобусом или троллейбусом.
Ограничение скорости вещь необходимая, однако обсуждать скорость смысла особого нет. Большинство современных автомобилей без труда разгоняются и до 150, и до 200 км/ч. Мое мнение — необходимо двигаться со скоростью потока. Тут действует закон турбулентности. Как только в потоке появляется препятствие, поток вынужден обходить его. На дороге это выливается в необходимость объезжать «чудака», занявшего 2 ряда, создавая стресс себе и мешая окружающим. Однако московские пробки здесь играют и полезную регулирующую функцию — 5 км/ч в пиковое время.
Многие ругают правительство Москвы за пробки. Я считаю это абсолютной неблагодарностью. МКАД, 3-е кольцо, отличные радиальные автомагистрали с дорожным европокрытием — это удовольствие недешевое для города. Кто был в Каире или в Дели и видел громадные заторы, когда весь город стоит, меня поймет. Я же восторгался терпением местных водителей, часами стоящих в тамошних пробках в 50-градусную жару. Кстати, сейчас в Москве планируется построить 4-е кольцо по северной части города. Оно пройдет невдалеке от улицы Приорова, где находится наш институт — ЦИТО (Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова). Эта жизненно важная магистраль поможет разгрузить всю северную часть столицы. «Скорая помощь» сможет быстрее выезжать на место ДТП, а больным будет легче добираться к нам в институт.
Часто меня спрашивают, почему в ортопедической клинике ЦИТО, которой я руковожу более 30 лет, свободных мест не бывает? Больные после травм стараются попасть к нам в клинику потому, что, во-первых, институту более 80 лет и у сотрудников института имеется многолетний опыт лечения самых тяжелых больных. Во-вторых, у нас самое современное оборудование и методы диагностики и лечения больных. Мы нередко оперируем больных старше 90 лет, и они успешно выздоравливают. Кроме того, в институте очень сильное отделение реанимации. Многие врачи и профессора института работали в травматологической реанимационной бригаде Станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы, которая базируется в нашем институте, и имеют большой опыт транспортировки тяжелых травматологических больных, начиная уже в машине во время транспортировки терапию, направленную на улучшение состояния больных и профилактику возможных грозных осложнений.
Напоследок хочу пожелать всем водителям трезвой головы за рулем и трезвой оценки своих способностей. Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и аккуратны и никогда не попадайте в аварии и к нам.

Счастливого Вам пути!
Оганес Оганесян,
академик Российской академии медицинских наук, профессор

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении