Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Керк Керкорян – миллиардер и филантроп из Лас-Вегаса

Накануне своего 88-летия американский миллиардер Керк Керкорян снова стал героем светских колонок. На сей раз потому, что суд отклонил его претензии к автоконцерну DaimlerChrysler на сумму $1,2 млрд. Иск на DaimlerChrysler Керкорян подал полтора года назад, требуя возместить потери от падения стоимости акций американской компании Chrysler после ее слияния с немецкой Daimler-Benz в 1998 году.

Причиной развернутой против Керкоряна кампании в прессе стало его не вполне удачное «покушение» на один из столпов американского бизнеса – автомобильный гигант Chrysler. Впрочем, потерянные миллиарды нисколько не подорвут благополучия Керка Керкоряна и его семьи. Скорее, наоборот. Поговаривают даже, что вся эта история с гордостью американской автопромышленности принесла ему больше миллиарда долларов.
Между прочим, в прошлом году Керку Керкоряну было присвоено звание «Национальный герой Армении». Созданный им фонд Lincy, имя которого стало брендом, только за год вложил в развитие транспортных коммуникаций, жилищное строительство и развитие туризма в Армении около четверти миллиарда долларов. Огромные по объему долларовые инъекции дали возможность независимой Армении отремонтировать и построить новые дороги, в том числе стратегически важные магистрали, обновить туннели и городское хозяйство. В пострадавших от землетрясения 1988 года районах появились сотни домов, выстроенных для жертв стихии. Их возвел благотворительный фонд Lincy, патронируемый Керкоряном. Благодаря Керку Керкоряну и фонду Lincy в Армении обрели работу свыше 11 тысяч человек.

Первым делом самолеты
В конце 1940-х годов владелец и пилот небольшого самолета марки «Сессна» Керк Керкорян и нанимавший его торговец металлоломом Джерри Уильямс часто пропадали в казино Лас-Вегаса. В очередной раз проигравшись вчистую, они вышли на улицу. И тут Керк нашел в кармане последние 5 долларов. Джерри тут же предложил потратить их на завтрак, но Керкоряну эта мысль не понравилась. «Разве можно на эти деньги купить что-нибудь стоящее?» - ответил он, вернулся в казино и выиграл наконец 700 долларов.
Родился Керкор Керкорян (Kerkor Kerkorian) 6 июня 1917 года в городке Фресно, в американском штате Калифорния.
Его родители, Агарон и Лиля, перебрались в Соединенные Штаты незадолго до этого, спасаясь от турецкого геноцида армян 1915 года. Керкор, или Керк, как его все называли, был самым младшим из четырех детей Керкорянов. Агарон кое-как сводил концы с концами, занимаясь торговлей фруктами, пока в 1920-е годы Америку не поразил очередной экономический спад. Тогда, чтобы прокормиться, Керкоряны перебрались в Лос-Анджелес.
Но даже в чужой стране Агарон и Лиля воспитывали отпрысков, как будто они все еще жили в Южной Армении. «В семье со мной говорили только по-армянски, – рассказывал потом Керк. – Английскому языку я учился, играя на улице». Там же дети Керкорянов готовились к американской школе: старший брат Ниш учил Керка боксировать. Уроки не прошли даром – когда младшего Керкоряна перевели в класс для трудных детей, он уже мог постоять за себя.
С 9 лет Керк стал приносить домой деньги, зарабатывая их на всем, что подворачивалось, – от мытья машин до погрузки мебели. После восьми классов он вообще оставил школу, чтобы работать автомехаником и заниматься боксом. Керк находил выброшенные машины, приводил их в относительный порядок и продавал, имея с каждой по 5-10 долларов прибыли. Но свое будущее он видел в боксе. Скоро Керк стал местным чемпионом в полусреднем весе среди любителей и получил прозвище Rifle right Kerkorian (что-то типа «стреляющий правой Керкорян»).
Но как-то в 1939 году, когда он уже подумывал перейти в профессионалы и начать зарабатывать на жизнь спортом, его подрядил класть камин Тед О’ Флаэрти. Они разговорились, и Тед предложил Керку прокатиться на своем двухместном самолетике. Через несколько дней Керкорян впервые поднялся в воздух, а уже на следующее утро снова пришел на летное поле. О своих планах стать профессиональным боксером он больше уже не вспоминал.
Через год Керк почувствовал себя готовым для учебы на летчика и отправился в летную школу одной из первых женщин-пилотов Флоренс Барнс по прозвищу Панчо. Ее школа располагалась на ранчо «Счастливое дно» в пустыне Моджав, где сейчас находится военно-воздушная база Эдвардс. При этом Флоренс не только учила будущих летчиков, но и управляла этим самым ранчо.
Правда, денег, чтобы оплатить обучение, у Керка не было. Тогда он предложил отработать учебу на ранчо. Барнс его предложение понравилось, и они ударили по рукам. Теперь между уроками пилотирования Керкорян доил коров и убирал навоз. И через шесть месяцев получил не только лицензию летчика, но и место инструктора в школе Флоренс Барнс.

Жизнь, как игра
Однако скоро преподавание Керку сильно наскучило, и он подыскал себе другую работу: перегонять производившиеся в Канаде бомбардировщики «Москит» на Британские острова. Деньги за это платили по тем временам просто огромные – $1000 за рейс (что примерно соответствует нынешним $10 000). Но риск был тоже немаленьким. В среднем только один из четырех рейсов заканчивался благополучно.
На практике летчики использовали два маршрута. На первом – с промежуточными посадками на Лабрадоре, в Гренландии и Исландии – самолетам грозило обледенение. Заснеженные поля и леса вдоль этого маршрута были просто усеяны разбившимися самолетами. Второй маршрут пролегал непосредственно через Атлантику, где пилоты ловили попутный воздушный поток, называемый «Исландской волной». Здесь опасность состояла в том, что дальность полета «Москитов» составляла 1400 миль, а от берегов Канады до Шотландии было около 2200 миль. И если попутный ветер неожиданно пропадал, эскадра была обречена сгинуть в волнах Атлантического океана.
При таких условиях выжить помогало чистое везение. И удача Керкоряну не изменяла. В мае 1944 года Керк и командир его звена Джон Вулридж даже побили рекорд скорости пересечения Атлантики. Вулридж долетел до Шотландии за 6 ч. 46 мин., а Керкорян - за 7 ч. 9 мин. Однако всего через месяц полет чуть не стал для Керка последним. В середине полета ветер вдруг пропал, и шансы долететь до базы были очень не велики. Спасло Керкоряна невероятное везение – когда топливо почти закончилось и он пошел на снижение, чтобы попытаться хотя бы приводниться, прямо по курсу оказался аэродром назначения.
Всего за два с половиной года службы в британских ВВС Керк перегнал в Европу 33 самолета и скопил достаточно денег, чтобы после окончания войны купить собственный самолет, одномоторную «Сессну». На нем он тренировал начинающих пилотов и возил по стране всех желающих чартерными рейсами. Так в июле 1945 года он впервые оказался в Лас-Вегасе, игорной столице США. «Я был просто ошеломлен царившим там оживлением, – вспоминает Керкорян. – В этом маленьком городе я провел лучшее время в моей жизни».
Еще Керк начал торговать маленькими самолетами, а его покупателями часто становились бывшие ученики. За два года он заработал достаточно, чтобы в 1947 году купить маленькую чартерную авиакомпанию Los Angeles Air Service. Теперь Керку часто приходилось бывать в Лас-Вегасе по делам фирмы вместе с клиентами. В 1940-1950-е годы он играл запоями. Спустить за ночь в казино $50 000-80 000 было для него обычным делом. Эти годы были для Керкоряна золотым временем в жизни: он был молод, богат и мог с бесстрастным лицом встречать как выигрыши, так и проигрыши.
Но постепенно Керкоряну наскучило играть, а дела собственной фирмы начали привлекать все больше. Сначала Керк дал своей авиакомпании новое и более звучное имя Trans International Airlines. В 1965 году он ее акционировал и провел первичное размещение акций. За следующие три года цена акций Trans International более чем утроилась, и в 1968 году Керк продал ее более крупной авиакомпании TransAmerica. И по условиям сделки получил $104 млн наличными и еще крупный пакет акций TransAmerica стоимостью около $85 млн. Теперь Керкорян мог полностью посвятить себя инвестициям в недвижимость Лас-Вегаса, а новая для него игра в большие сделки увлекала его все больше.

Город в пустыне
Торговать быстро дорожающей землей Лас-Вегаса Керкорян попробовал еще в 1962 году, скупив примерно 8 гектаров земли неподалеку от Стрипа (района, где расположены основные отели и казино) всего за $960 000. Невысокая цена объяснялась просто: от Стрипа владения Керкоряна отделяла узкая полоска земли, принадлежавшая другим собственникам. Эта полоска была так узка, что никакое мало-мальски полезное сооружение на ней разместить было невозможно. Керк без труда убедил владельцев расстаться с этими бесполезными участками общей площадью не больше полгектара. После этого цена земли выросла многократно. Только сдавая ее в аренду, Керкорян за шесть лет получил $4 млн, а продав в 1968 году весь участок под строительство нового казино, – еще $5 млн.
После этого Керк вывел формулу своего успеха, которой потом не раз делился с менее богатыми соотечественниками. «Я просто не пытаюсь обглодать кость дочиста, – объясняет он. – Не жду, пока цены достигнут максимума. Ведь они имеют привычку неожиданно падать. Я делаю свой ход уже тогда, когда прибыль кажется мне справедливой».
Теперь Керкорян развернулся вовсю. В 1967 году он начал строить в Лас-Вегасе самый большой отель в городе, купив необходимый участок за $5 млн. Многие считали его проект утопией. Гостиница располагалась в стороне от Стрипа и была просто огромной: на ее 30 этажах должны были разместиться 1512 номеров. На все возражения Керк отвечал, что следует проверенной тактике: сначала слушает и задает вопросы, а потом решает, что делать, на инстинктивном уровне.
Еще за месяц до открытия отеля, названного International Leisure («Международный досуг»), его акции стоили в 10 раз выше первоначальной цены. Однако у Керкоряна все еще оставались внушительные долги, погасить которые он собирался, проведя дополнительную эмиссию акций International Leisure. Но Комиссия по ценным бумагам (SEC) обвинила Керкоряна в сокрытии части финансовой информации и запретила выпуск. Керк попал в незавидное положение. Чтобы выплатить долги, он вынужден был продать половину своих акций в International Leisure владельцам сети отелей Hilton. Эта сделка была очень невыгодной. За пакет, который полгода назад стоил $180 млн, Керкоряну заплатили всего $16,5 млн. Ему также пришлось расстаться со своим домом в Лас-Вегасе, частным самолетом и яхтой.
«Я называю это «держать запасной выход открытым», – вспоминает об этом эпизоде сам Керкорян. – Можно потерять почти все и начать новый проект». Для этого Керкоряну не потребовалось и года. В 1972-м он уже начал строить новый «самый большой отель в мире».

Богатый затворник
Всем своим поведением и внешностью Керк опровергает стереотип миллиардера. Он редко появляется на заседаниях советов директоров своих компаний и никогда не выступает на публике. Светским вечеринкам он предпочитает общение со своими друзьями, которых знает не одно десятилетие. И те, кто хорошо знает его, уверены, что Керк мягкий человек и прекрасный собеседник.
Но это не мешает ему быть беспощадным в делах.
Когда в 1969 году Керк купил знаменитую голливудскую кинокомпанию Metro Goldwyn Mayer (MGM), то немедленно продал весь реквизит студии аукционному дому за $1,5 млн. Тем не менее MGM оказалась для Керкоряна этаким неразменным пятаком. За свою жизнь он трижды покупал и трижды продавал эту киностудию. Первый раз Керк продал MGM создателю CNN и Игр доброй воли Теду Тернеру в 1986 году, который вернул ее обратно (за исключением фильмофонда) через год. В 1990-м Керк опять продал MGM – итальянскому дельцу Джанкарло Паретти. И через год вернул ее. И, наконец, в прошлом году студию за $4,8 млрд купила японская фирма Sony. Занятно, но вне зависимости от того, продает он MGM или покупает, с каждой сделкой Керкорян становится на несколько сот миллионов долларов богаче.
Через полтора месяца Керку исполнится 88 лет, но он продолжает заниматься делами и вполне счастлив. Живет Керкорян в роскошной резиденции в пригороде Лас-Вегаса, передвигается по миру на собственном реактивном самолете DC-9 ценой $18 млн или 45-метровой яхте. Кстати, его младшей дочери всего шесть лет. И на вопросы журналистов о себе только отмахивается: «Мои дела сами говорят за себя».

Именем детей
Холдинговая компания Керка Керкоряна Tracinda Corporation названа так в честь двух его дочерей от второго брака - Трейси и Линды.

Герой фильма
В фильме «Одиннадцать друзей Оушена», снятом в 2001 году, действие разворачивается в принадлежащем Керку Керкоряну казино «Белладжио». Владелец разрешил на съемках отключать фонтаны, закрывать главное фойе, гостевую парковку и ботанические сады.

Значительный вклад
Пожертвованные Керкоряном в 2003 году на развитие культуры в Армении $200 млн равны примерно половине госбюджета этой республики.

Керк Керкорян стоит
$5,8 млрд и занимает 41-е место в списке самых богатых людей мира по версии журнала Forbes.

По материалам российской прессы Катарина Мурадян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении