Концерну «Лусине» — 15 лет!интервью с генеральным директором мурадом саргсяном
Строительно-реставрационному концерну «Лусине» исполняется 15 лет. Строители
и реставраторы из фирмы с красивым и звучным армянским именем «Лусине» хорошо
известны в Москве. И совсем необязательно быть магистром живописи, ваяния и
зодчества, чтобы по достоинству оценить тот бесценный вклад, который внес этот
неустанный труженик в архитектурную сокровищницу столицы России.
Старинные московские особняки в самом сердце Москвы – на Новинском и Гоголевском
бульварах, в Романовом переулке, на Знаменке, Пречистенке и Садовнической, Камерный
музыкальный театр, филиал Государственного Малого театра, Российская академия
живописи, ваяния и зодчества, приют для детей при храме Вознесения Господня
на Большой Серпуховской – эти и многие другие здания – творения рук «Лусине».
Работа строителя-реставратора сродни ювелирному мастерству, в кропотливом поиске
собирает он по крупицам то, что утрачено временем. Возрождая былую красоту лепнины,
вычурную вязь карнизов, изящное обрамление каминов, он воссоздает ушедшую в
небытие эпоху, ее неувядаемый колорит, возвращает к жизни частичку национальной
культуры, что входит в емкое понятие «духовность».
Многие объекты «Лусине» отмечены дипломами правительства Москвы за лучшую реконструкцию,
реставрацию и строительство в историческом центре города.
Кроме того, «Лусине» возводит и элитные жилые комплексы, осуществляет проектно-изыскательские
работы, проводит необходимое согласование документации, четко организуя весь
рабочий процесс от «нуля» до сдачи «под ключ».
В честь 15-летнего юбилея генеральный директор «Лусине» Мурад Саргсян дал интервью
главному редактору газеты «Ноев Ковчег» Григорию Анисоняну.
– Мурад Фрунзикович, расскажите, пожалуйста, как Вы начинали…
– Есть пословица «Не Боги горшки обжигают»… Так и мы, образно говоря, начинали
с горшка. А точнее, с потолочной лепнины, «ювелирной работы», которой издавна
славились армянские мастера.
15 лет назад на Ереванский завод строительных материалов «Шинанют» из Москвы
поступила просьба помочь в реставрации Третьяковской галереи – предприятие славилось
своими лепщиками и модельщиками.
Изящество стиля шинанютских мастеров оценили по достоинству и москвичи при реставрации
армянского посольства в 1981 году.
Так вот, в Москву отправилась бригада из 19 лепщиков. Они сразу же сумели обратить
на себя внимание: работали грамотно, добротно, не считаясь с личным временем.
То, что другим удавалось за месяц, они выполняли за неделю с высоким качеством.
Когда восстановили лепнину первых четырех залов, нам поручили новые работы,
а вскоре и конкурентов у наших мастеров на Третьяковке не осталось. Так что
сегодня ветераны «Лусине» по праву с гордостью говорят: вся лепнина в Третьяковских
залах – наших рук дело!
– И потом к Вам снова обратились?
– Конечно! Вторым крупным московским заказом стала реставрация старинного особняка
в историческом центре города, на Большой Никитской. Немногочисленная бригада,
в которую вошли золотые кадры «Лусине» – Мнацакан Игнатевосян, Роберт Хачатрян,
Андраник Минасян, Мхитар Дарбинян и Арутюн Текеян, в короткий срок обновили
здание, бережно восстановив его первоначальный вид. Эта пятерка, собственно,
и составила основной костяк будущего коллектива. И потом уже, в 1992 году, я
зарегистрировал товарищество с ограниченной ответственностью.
И только через 15 лет скромное ТОО превратилось в мощный реставрационно-строительный
концерн.
– Так что на первых порах было сложно?
– Еще бы…
Поначалу приходилось работать в очень жестких условиях: иногда месяцами без
зарплаты, без выходных, только чтобы не ударить в грязь лицом. И потом, у нас
в Армении мы больше привыкли иметь дело с камнем, а здесь при реставрации главный
материал – гипсовый раствор. Новое приходилось постигать на ходу.
Гибкость в работе, умение увидеть главное и не спасовать перед трудностями –
вот, пожалуй, главное, что помогало нам выжить на первых порах.
– А другие проекты?
– А потом мы получили почетный заказ на реставрацию подмосковной усадьбы А.И.Мусина-Пушкина
в Валуево, видного историографа, президента Российской академии художеств, автора
находки «Слова о полку Игореве»… Этот заказ «Лусине» предложила холдинговая
компания «Главмосстрой». Посетив усадьбу, вернее, то, что от нее осталось, я
долго сомневался: браться ли за этот заказ – дряхлеющая постройка находилась
в самом плачевном состоянии. Но, как говорят, глаза боятся, а руки делают.
– Вы там долго работали?
– За 3 года мы практически воскресили из небытия еще одну жемчужину российского
усадебного зодчества. Отбивали старые слои штукатурки. Меняли полусгнившие брусья
– для этого даже приобрели станки и организовали цех деревообработки. Сами же
и кованые решетки делали: поставили специальную печь, достали кокс – и заиграли
удивительные узоры из металла, словно вернувшиеся в наши дни из далекого прошлого.
– Расскажите про самый сложный ваш объект…
– У нас не бывает простых объектов. Вот, например, здание у Пречистенских ворот,
на Гоголевском бульваре, 6, которое известно каждому москвичу. Между прочим,
сейчас там у входа, помимо надписи «Российский фонд культуры», висит табличка:
«Здание XIX века. Восстановлено фирмой «Лусине». 1994 – 1997 годы».
Чтобы заслужить эту скромную надпись, нам пришлось потратить три года поисков
и напряженного ювелирного труда. Здание ведь уникальное, да и обстоятельства,
предшествующие его реставрации, неординарны. Бывший особняк С.М.Третьякова,
отстроенный в конце прошлого века в русско-византийском стиле, в наше время
постепенно, но неуклонно дряхлел.
Еще одно несчастье свалилось на него: в феврале 1994-го на Гоголевском, 6 разрушительный
пожар почти стер его с лица земли. Стихия уничтожила мраморную лестницу, инкрустированный
паркет, чудесную лепнину и люстры. Полностью выгорел флигель. Когда «Лусине»
взялась восстановить уничтоженное огнем, далеко не все верили в реальность ее
замыслов.
– Действительно, как можно восстановить старый особняк, который к тому же почти
весь выгорел?
– Архитекторы проекта, специалисты концерна и по архитектурным памятникам истории
г.Москвы месяцами просиживали в архивах, по крупицам «оживляя» то, что еще вчера
служило украшением города. Изыскатели вскрывали каждый сантиметр поврежденного
слоя, чтобы по качеству краски и цвету выйти на подлинный исторический колер.
Стройка велась ударными темпами. Трудились практически все выходные. Технологические
операции проводились уникальные. Не разбирая крышу (иначе вся вода и талый снег
хлынули бы в особняк), мастера из «Лусине» сумели встроить дополнительных 340
квадратных метров мансардных помещений!
По изображениям сделали эскизный и рабочий проекты. Он идеально выложен итальянским
гранитом. Чтобы посетители на нем не скользили, плиты специально обжигали при
стоградусной температуре. Тем же гранитом, отполированным почти до зеркального
блеска, выложен пол в холле первого этажа. В залах наверху восстановлен инкрустированный
паркет, набранный из 12 пород дерева.
– Там сейчас так уютно!
– Там каждый наш шаг требовал массу усилий: новые интерьеры, изящный камин,
обогревавший когда-то хозяев особняка, и узорчатые двери, с одной стороны отделанные
мореным дубом, с другой – карельской березой с позолотой. А вход в знаменитый
«дубовый» зал… Мастера бережно восстановили облицованные ткани, витражи. В хрустальной
люстре после пожара недоставало 126 деталей. Мы «оживили» мраморную лестницу.
Из 46 балясин, оригинальных стоек, на которых крепятся ее перила, сорок одна
выточена реставраторами из мрамора, остальные пять – деревянные, но внешне их
не отличишь. И к тому же мы никогда не заламывали цену – работу, за которую
другие организации требовали огромные суммы, мы выполнили в два раза дешевле,
чем предложили другие фирмы на тендер.
– Вы еще многое реставрировали в центре?
– Вообще, не хочу хвастаться, но мы вдохнули жизнь во многие старинные особняки…
Например, воссоздавали знаменитый в Москве дом Брюсовых. Двухэтажный особняк
на Цветном бульваре не дотянул до наших дней, еще пару лет назад от него оставалась
практически одна фасадная стена. С нее-то и началась вторая жизнь этого замечательного
памятника истории и культуры Москвы. В процессе исследований и обмеров установили
первоначальную объемно-планировочную структуру и габариты здания, его внешний
облик и архитектурное решение фасада, выполненного в стиле ранней эклектики.
Вновь по сохранившимся документам и фотографиям, не без помощи компьютера в
деталях воспроизводили декоративное оформление утраченных интерьеров: с клинчатыми
перемычками оконные проемы первого этажа, металлические «зонтики» над входными
дверями, замысловатое чугунное литье балкона.
В «мемориальной зоне» все будет так, как при жизни поэта, вплоть до внутренней
витой лестницы и резных дубовых дверей.
– Но ведь и старые особняки приходится модернизировать…
– Конечно. Почти всегда приходится что-то достраивать, но при этом сохранять
колорит старины… Совместить старину с новоделом - задача не из простых. Тем
более, когда строишь в стесненных условиях центра города.
– А Вы и Ваша команда не скучаете по родине?
– Конечно, скучаем… Но представьте себе, для меня и для многих мастеров из «Лусине»
Москва стала второй родиной – нельзя не любить город, которому отдаешь душу.
– А кстати, расскажите немного о ваших мастерах!
– Мастера – это наш золотой фонд. Многие из них учились у замечательного мастера
Миграна Терзяна. Да и сейчас он бригадир реставраторов. Еще на заводе стройматериалов
Мигран Терзян воспитал не одно поколение лепщиков. Его нередко так и называют
– «уста», что в переводе с армянского означает мастер, учитель. «Уста» - звание
почетное. Он, как второй отец, дает путевку в жизнь. Лучшие мастера фирмы прошли
его школу.
Или Мхитар Дарбинян, один из последних ереванских учеников Терзяна, можно сказать,
младшенький. Мальчишкой пришел на «Шинанют». Работал поначалу грузчиком, а в
свободное время любил покопаться в гипсовых моделях, поговорить с мастерами.
Любознательного юношу приметил Терзян. Глаз у педагога наметанный, он первый
понял, что из парнишки выйдет толк. И не ошибся – в 27 лет Мхитар (или, как
его чаще называют, Миша) уже стал бригадиром лепщиков, строил уникальный гостиничный
комплекс «Арарат». Реставрация для Миграна – семейная традиция. Учился он у
своего же отца, выходца из Греции, где искусство ваяния передавалось из поколения
в поколение.
– Расскажите, пожалуйста, про Ваше участие в реставрации Большого и Малого театров?
– Мастера из «Лусине» совместно со строителями Инпредстроя восстанавливали десятилетиями
не знавшее ремонта здание филиала Государственного Малого театра на Большой
Ордынке. На долю армянских строителей, как обычно, выпала реставрация фасада
и внутренних интерьеров. С задачей справились «на отлично», здание театра на
Большой Ордынке приобрело изначальный блеск и элегантность.
А в феврале 1998 года фирма «Орбита» ЗАО «Моспромстрой» пригласила «Лусине»
принять участие в отделке филиала Большого театра. Нам предстояло «довести до
ума» помещение зрительского буфета. Сроки были крайне сжатыми, если учесть,
что все приходилось начинать «с нуля», то есть с бетонных стен. Конечно, работа
была напряженной, но престижной. Буфет мы сдали в срок, а еще провели отделку
вестибюля, фойе и самое главное – зрительного зала. Над ним кроме нас «колдовали»
еще несколько фирм. На нашу долю выпала лепнина стен и потолков, создание позолоченных
плафонов, окраска галерей и портала сцены.
– Мурад Фрунзикович, а за какой срок Вам удалось построить гостиничный комплекс
«Арарат Парк Хаятт»?
– Земля под строительство была приобретена в 1998 году, а с 1999 года начались
работы, которые были полностью завершены к 17 октября 2002 года.
– Это же просто ударные сроки – за неполных три года выстроить такую гостиницу,
настоящего мирового уровня. А скажите, пожалуйста, чем вызвано армянское название
и некоторые интерьеры армянского характера в комплексе?
– Я руководствовался тем, что исторически на этом месте находился известный
ресторан «Арарат». К тому же мне хочется, чтобы мои соотечественники, прибыв
в Москву со всех концов света, имели бы место, куда пойти. Исходя из этих же
соображений, прямо в гостинице была построена маленькая армянская часовня, а
потом над ней уже был возведен купол.
– Гостиница «Арарат Парк Хаятт» является в Москве одной из ведущих. Не только
потому что находится в центре, но и по своей структуре и по уровню сервиса она
сегодня лидирует в своем сегменте. Как Вам это удалось сделать и есть ли у Вас
еще проекты по возведению других гостиниц?
– В 2003 году в октябре на открытии вместо 900 человек собралось вдвое больше
народу. Многие главным образом пришли потому, что не верили, что это состоялось.
Ведь нам пришлось преодолевать и экономические, и политические проблемы. Я постарался
сделать так, чтобы в «Арарате» был армянский климат, чтобы туда заходили наши
земляки и чувствовали себя как дома, чтобы обслуживание было на мировом уровне.
И в кафе «Арарат» сегодня привозят ежедневно и еду, и напитки, и зелень, и лаваш
из Армении. Чтобы все было домашнее. И получилось, в конце концов, добиться
того, чего хотелось. И я рад, что очень многие соотечественники мне звонят и
благодарят, и те, которые проездом в Москве или из Армении приезжают. Что действительно
есть место, куда можно зайти, где вести переговоры, поесть и отдохнуть.
Я считаю, что «Арарат» не чей-то, а наш. И каждый армянин, который уважает свою
родину и заходит туда, должен чувствовать себя как дома, комфортно. Поэтому
я стараюсь высоко держать марку,
– Я знаю, что там даже есть вино, которое доставляется специально для гостиницы
«Арарат». Это очень классное вино, я пробовал, называется «Лусарев», и я это
вино нигде не видел, кроме как в гостинице «Арарат».
– Да, это вино делается в нашей деревне, это домашнее вино, а название вина
соответствует именам моих дочерей – Лусине и Аревик.
– Мурад Фрунзикович, известно, что концерн «Лусине» с самого начала участвовал
в строительстве Армянского храма в Москве. В чем сегодня проявляется это участие?
– Наше сотрудничество началось во второй половине 1998 года, меня пригласили
на заседание Епархиального совета, ознакомили с тем, что уже оформлен договор
на аренду земли и готовится постановление правительства, для того, чтобы реализовать
проект строительства храма и резиденции главы Российской и Ново-Нахичеванской
епархии ААЦ. Проект был утвержден, тендер выиграл Джим Торосян, армянский архитектор.
Но этот проект не был принят, церковь показалась маленькой и не соответствовала
местности. Я сказал, что я готов к любому поручению и буду делать все, что надо.
Мы добились нового постановления, согласования, где «Лусине» является генеральным
подрядчиком и генеральным проектировщиком, и приступили к реализации проекта.
Взяли за основу тот проект, который утвердил Епархиальный совет, это был проект
Галояна. У Галояна не было лицензии, и, естественно, для ускорения выпуска проекта
я попросил подключить к договору «Моспроект-2», чтобы они выпустили проект.
Галоян практически выступал в роли архитектора, а всю остальную документацию
выпустил «Моспроект-2». Мы прошли экспертизу, и проект был согласован.
– То есть проект архитектора Галояна был утвержден?
– Да, он был сразу утвержден, так как все работы были грамотно выполнены, проект
прошел экспертизу, и было получено разрешение на строительство.
После этого уже по ходу рассмотрения и изучения проекта появились замечания
и высказывания, что проект не соответствует тем пожеланиям, которые высказывал
Епархиальный совет.
– А что именно не соответствовало пожеланиям Епархиального совета?
– Не соответствовала высота, не соответствовали объемы, функциональные назначения…
Исходя из тех документов, которые были, посчитав, что этот объект – очень значимый
и очень нужный, не дожидаясь финансирования и помощи, не дожидаясь всех остальных
разрешительных документов, концерн «Лусине» практически приступил уже к выполнению
этих работ.
– Какой объем работ был уже выполнен к этому времени?
– К этому времени была выполнена практически вся архитектурная часть, все очистительные
работы на территории, мы разрыли котлован и приступили к монолиту. На помощь
подошел Сергей Амбарцумян со своей монолитной бригадой.
– А кто он, Сергей Амбарцумян?
– Он тогда работал в Моспромстрое, руководил строительной компанией «Монарх»,
которая проводила монолитные работы. Грунты оказались очень плохие, вода уже
поднялась на высоту более трех метров, и ситуация была очень тяжелая. Сергей
помог нам. Я считал, что надо максимально использовать землю и подземные пространства,
мы приступили к строительству нижней части, это технологическая часть и подземная
автостоянка на 80 машин.
– То есть был уже заложен фундамент?
– Мы заложили фундамент и частично перекрытия и начали реализовывать проект,
но при этом все время останавливались, потому что как такового проекта не было.
Одновременно начали искать проектировщика. Менять проект. Я сам лично полетел
и к Джиму Торосяну, в Ереван. Извинился за то, что те люди, которые проводили
тендер, то есть бывшее руководство епархии, поступили непорядочно с ним, рассчитался
за проведенные работы и просил, чтобы он снова приехал и начал проектировать,
потому что оба проекта, и Галояна, и Торосяна, оказались непригодны. И мы попросили,
чтобы он начал заново проектировать.
– И когда это было?
– Это уже был 1999 год.
– Но ведь к этому времени уже были проведены кое-какие работы… Какая сумма была
освоена?
– Где-то около 800-900 тысяч долларов США. К этому времени к финансированию
проекта подключился Виталий Григорянц. Но Виталий Григорянц хотел финансировать
именно строительство церкви. Только церковного здания, а не вспомогательных,
не технических площадей, не гаража. Кстати, тогда же Джим Торосян со своей командой
предложил еще один проект новой церкви, который также не получил одобрение.
– То есть не соответствовал традициям армянской архитектуры…
– Вот именно! И в это же время я встретился с Альбертом Зурабяном, тогдашним
председателем Союза архитекторов Армении. Он начал прорабатывать эскиз, и эскиз
всем понравился. И самое главное, понравился Католикосу Гарегину II. Концерн
«Лусине» выступал уже в качестве генпроектировщика. Мы собрали группу архитекторов
и конструкторов, которые под лицензией «Лусине» приступили к проектированию.
Закончили проектирование и получили утверждение на Архитектурном совете города
Москвы. И в это время практически был закончен весь нулевой цикл. Были выполнены
наружные работы, по прокладке электрокабеля, канализации, по горячему и холодному
водоснабжению, и все это уже с учетом проекта Зурабяна. Почти все подземные
коммуникационные работы были выполнены.
К 1 сентября 2004 года работы по строительству были вновь остановлены. И проводились
все взаиморасчеты, выверялись объемы…
– А какие суммы были потрачены на храм и какие на весь комплекс?
– На 1 сентября 2004 года сумму в размере 1.813.643-00 $ финансировал концерн
«Лусине», и деньгами, и в виде выполненных работ, и в виде материалов, в том
числе порядка 400 000$ - концерн “Монарх» на проведение монолитных работ, где-то
около 1 миллиона 600 тысяч финансировала фирма «Арч» во главе с Виталием Григорянцом.
А остальные деньги, всего около 270-300 тысяч, набрались от других инвесторов…
– А работы были приостановлены в связи с тем, что шла судебная тяжба между
бывшим архиепископом Тираном Кюрегяном и главой Ново-Нахичеванской и Российской
епархии ААЦ Езрасом Нерсисяном.
– Да, в связи с этим по распоряжению Католикоса до окончания судебных разбирательств
строительство было остановлено.
Дело в том, что Сурб Хач оформил землю на себя, а Сурб Хачем командовал Тиран.
– Не повезло же Вам…
– Да. И в прошлом году мы с Виталием Григорянцом поехали к Католикосу и попросили
разрешить хотя бы строительство церкви. Весь остальной комплекс пусть подождет,
пока суд вынесет справедливое решение… Мы получили добро, и я купил около 80-100
вагонов армянского туфа, мы обработали его в Ереване и привезли в Москву…
Мы начали кладку. И опять получили команду остановить работы. А 16 октября 2004
года состоялось официальное освящение церкви, на котором присутствовали Патриарх
всея Руси Алексий II, Католикос всех армян Гарегин II, мэр Москвы Ю.М. Лужков
и многие другие официальные лица.
– То есть Вы озабочены тем, что работы на сегодня остановлены и непонятно, кто
будет строить?
– Кто хочет и сможет, тот пусть и строит. Я считаю, что любой армянин или армянская
организация должны оказать посильную помощь в строительстве церкви.
– Но вам-то каково!
– Мне больно, что то строительство, которое мы начали осваивать в 1998-1999
годы, до сих пор не реализовано. За свои 15 лет «Лусине» стала очень известной
фирмой, заслужила хорошую репутацию, мы всё знаем о реставрационных и строительных
работах…
— Какие в ближайшее время объекты будут отреставрированы или построены «Лусине»?
– Уже второй год, как мы приступили к реставрации дома Меншикова, это Никитский
и Газетный переулки, XVIII век. В прошлом году мы закончили реставрацию в Мерзляковском
переулке. В прошлом же году мы закончили строительство нулевого цикла гостиницы
«Урал», на Покровке…
Сейчас готовимся к сдаче особняка в Газетном переулке.
Мы заканчиваем особняк в Большом Кисловском переулке, как раз напротив нашего
офиса. Сейчас мы будем принимать участие в строительстве огромного культурно-строительного
комплекса в центре Москвы, жилого комплекса в северном и юго-западном районе.
В 2004 году недалеко от того места, где я родился, была восстановлена часовня
VIII века, которую строил легендарный архитектор Момик, и во время реставрации
обнаружили могилу сына жены Момика. Так что реставрационные работы как были,
так и продолжаются. «Лусине» сегодня уже сама выступает в роли генпроектировщика
и генподрядчика, в роли технического заказчика, то есть мы берем проект и сдаем
его под ключ.
– Вы работаете и в секторе жилого строительства?
– Да, мы сейчас уже приступаем к строительству больших жилых комплексов. Были
планы возвести еще пару проектов в Ереване.
– Интересно…
– В центре Еревана намечается наше участие в строительстве административного
здания, жилого и общественно-культурного центра.
– Когда?
– Возможно, в следующем году уже начнем…Подготовительные работы уже ведутся
– В каком именно месте?
– В самом центре.
– Мурад Фрунзикович! Я часто задаю этот вопрос крупным армянским бизнесменам.
Как Вы оцениваете современную ситуацию в Армении? Азербайджан, например, грозится
начать боевые действия. Это значит, опять нестабильность. Это значит, бизнес,
который Вы хотите вести в Армении, будет подвержен риску… Готовы ли Вы инвестировать
деньги и труды в Армению?
– Ситуация действительно нестабильная, и возможны осложнения. Сегодняшний строительный
рынок в Ереване прилично завышен.
– Вы имеете в виду цены?
– Да. Себестоимость строительства и стоимость реализации «кусаются». Мы естественно
к таким подходам и такому рынку не готовы. И не будем поощрять его. Еще немного,
и цена на жилье в Ереване может достичь уровня московских цен. Это ненормально.
– А сколько Вы выполнили заказов?
– Вообще, всего «Лусине» построила в Москве около 185 объектов.
– Это очень солидный послужной список!
– Да, но хотелось бы иметь возможность работать у себя дома. Мы сторонники того,
чтобы специалисты, которые обрели опыт, использовали его во благо Армении.
– Что Вы в людях цените?
– Порядочность. Дороже этого ничего нет.
– А что Вас раздражает?
– Предательство, сплетни, непорядочные отношения, обман, стремление любой ценой
заработать деньги.
– Кого Вы считаете самым знаменитым армянином из ныне здравствующих или кого
Вы считаете таковым из ушедших из мира сего?
– Я считаю всех армян знаменитыми, так как каждый из нас сам себя считает таковым.
Это и трагедия нашего народа, и преимущество, движущая сила, которая дала возможность
армянскому народу сохраниться до сегодняшних дней.
– Как бы Вы обозначили личную формулу успеха?
– Проси невозможное, чтобы получить максимум! А если короче, то работать надо.
Работать надо так, чтобы не ты искал работу, а работа – тебя.
– В чем Вы видите силу армянского народа? В консолидации?
– Да, в консолидации, которая, к сожалению, никак не получается. Нужно создать
условия, чтобы армяне из разных концов света вкладывали деньги в Армению, не
так, как сейчас, а во много раз больше. Экономический, инвестиционный климат
нужно улучшить. Я знаю очень многих деловых людей, которые сегодня готовы ежегодно
вкладывать приличные деньги, для того, чтобы образовались и рабочие места, и
развивалась экономика, но многие внутренние причины – транспорт и политическая
атмосфера – не позволяют это сделать. Нужно вернуть тех, кто уехал. Я имею в
виду, чтобы экономика Армении достигла такого уровня, чтобы те, кто уехали после
развала Союза, могли вернуться и развивать свою экономику. Вот этого я всем
нам желаю.
– Чего бы Вы хотели пожелать читателям газеты «Ноев Ковчег»?
– Я знаю газету «Ноев Ковчег» практически с первых дней ее существования и высоко
ценю это издание и его роль в жизни армянской диаспоры. Я желаю всем, чтобы
держались вместе, уважали друг друга. И самое главное, чтобы помогали друг другу.
– Спасибо. Удачи вам!
Уважаемый Мурад Фрунзикович!
Коллектив газеты «Ноев Ковчег» поздравляет Вас с 15-летием деятельности концерна
«Лусине».
Желаем Вам и всем Вашим сотрудникам здоровья, счастья и новых творческих и трудовых
успехов!
|