Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Древо познания

В Армении вы не раз услышите легенду о том, что запретным плодом, вкушенным Адамом и Евой, был виноград. И не только в Армении. Вспомните «Апокалипсис Баруха», где вознесенный ангелом на небеса герой повествования просит показать ему древо Познания Добра и Зла, погубившее прародителей. На третьем небе ангел показывает ему то самое древо, которое оказывается виноградной лозой – наиболее энергетически заряженным из даров флоры.

Первые следы виноградарства, обнаруженные на Армянском нагорье, относятся к V-IV тысячелетиям до н.э. Вину почти столько же лет, сколько самому земледелию. Однако никому не известно доподлинно, где и когда оно впервые было получено. Поэтому на лавры первооткрывателей претендуют сразу несколько народов, в том числе армяне. Принято думать, что производство вина берет начало в Закавказье; отсюда оно перешло в Индию, а уже потом завоевало страны Средиземноморского бассейна. Само слово «вино», распространенное в европейских языках, происходит, как принято считать в лингвистике, от армянского «гини» и грузинского «вини». На санскрите то же слово («vena») означает «любимый».
В минувшем веке археологи раскопали в крепости Тейшебаини (VII в. до н.э.) на территории Еревана гигантские винные погреба, где в строгом порядке были расставлены 480 винных кувшинов-карасов емкостью от 250 до 1500 литров каждый. Двадцать семь веков пролежали под землей почерневшие от времени виноградные косточки, прежде чем открыть ученым свою скромную тайну. Эти косточки принадлежали восьми сортам винограда – мсхали, арарати (хачабаш), гаран-дмак («овечий курдюк»), лечебному сорту харджи и, конечно же, нежнейшему кишмишу, которые и сегодня произрастают в Араратской долине. Обратите внимание на просторечное название сорта харджи, известного в виноделии как bоскеhаt («золотая ягода»). Когда ассирийцы покорили Западную Азию, они брали с Армении дань, кроме прочего, вином. Слово «харджи» и означает «дань». Кроме того, соседние народы покупали у армян их прославленное душистое вино, служившее источником немалых доходов.
Армянские сорта винограда содержат высокий процент сахара, а значит, отличаются высоким содержанием спирта, что способствует получению более крепких и полудесертных вин. Из лучших сортов винограда получают неповторимый кагор и мускат, – сорта, которые не утрачивают своих высоких вкусовых качеств лет десять-пятнадцать. Жизнь вина до его появления на столе состоит из четырех стадий. Первая – это образование, когда виноградный сок начинает бродить. На второй стадии начинается формирование вина (3-5 месяцев), когда в нем образуются новые вкусовые и ароматические вещества и оно осветляется. Затем происходит созревание, продолжающееся от полутора лет для столовых марочных вин до четырех – для марочных крепленых. Только после этого вино можно разливать в бутылки и выдерживать в таком виде, оставив на длительное «старение» от пяти до двадцати лет – для получения коллекционных вин. Что касается крепких и десертных вин, их «старение» может длиться 50-80 лет – целую человеческую жизнь. На то и царственный напиток.
Злак и лоза считались главными растительными культурами Армянского нагорья и испокон века символизировали плодородие. Однако виноградная гроздь, будучи образом более художественным, поэтичным, обошла колос и покорила прикладное искусство, навсегда став излюбленным орнаментом армянских камнерезов. В христианстве злак и лоза стали носителями евхаристической символики. «Я есмь истинная виноградная лоза, – говорит Христос аллегорически, – а Отец Мой виноградарь». Кровавый цвет вина – основа его священного символизма. Символическое значение красного литургического вина, являющего собой образ искупляющей крови Христовой, эллины задолго до этого выражали через бога Диониса, отождествляя вино с кровью божества: по их представлениям, каждый год 6 января Дионис посещал свой храм на острове Андрос, чтобы пресуществить воду в вино.
«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». В этой таинственной фразе Христа, сказанной апостолам на прощальной Вечере, заключено высшее эзотерическое значение красного вина. Тот последний ужин, ставший трапезой любви, положил начало новому осмыслению совместного вкушения пищи, сводившегося к духовному единению Учителя с учениками, что и привело к мистическому пресуществлению. Литургическое вино, будучи вином очищения, преображает весь состав человека прямо на церковном амвоне, где он причащается Крови и Плоти Христовой, иначе говоря, приобщается к духовному бессмертию. И это известно не только христианам. Как не вспомнить строки суфийского поэта Джеладдина Руми: «Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия»! Вино Нового Завета представляет собой уже не просто заряжающий напиток, но Божественную кровь, полученную через соучастие Святого Духа в литургическом действе.
Вот почему глубинный смысл классического застолья, пира кроется в душевном просветлении, раскрытии сердца сотрапезнику, и это именно то состояние души, которое греки называли словом «агапэ» – «трапеза любви». Вот почему в армянском языке «товарищ» обозначается словом «эндкер» – «сотрапезник». Это возвышенное общение выражает одухотворенную радость и изгнание сердечной печали, а сок виноградной лозы превращается в чудо братской любви и Божественного присутствия в каждом участнике трапезы.

Армен Меружанян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении