Джаз – не занятие для дилетантовЭстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио, ныне Общественного телевидения и радио Армении пользовался и пользуется не меньшей популярностью, чем Государственный джаз Армении. Он был создан на основе квинтета Константином Орбеляном в 1956 году, в 1966-1972 оркестром руководил Мартин Вартазарян, с 1972 по 1986 – Мелик Мависакалян. В 1986 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Ерванд Ерзнкян.
— ... Все началось в 1965 году с вокально-инструментального ансамбля Политеха
«Мечтатели», где мы играли The Beatles и обработки армянских народных песен.
Это была первая серьезная рок-группа, и я там играл до 1970 года. В оркестре
я с 1972 года. Как вы знаете, в те времена многое было под запретом. Это, конечно,
тормозило развитие джаза и рок- музыки, но в то же время мы старались идти вперед.
Так начался наш разговор с Ервандом Ерзнкяном, композитором, зав.кафедрой эстрады
и джаза Ереванской консерватории и, как уже было сказано, главным дирижером
и душой оркестра, прекрасным басистом.
— В Армении сейчас в джазе положение лучше, чем в популярной музыке. В этом
смысле нам повезло: джаз – не занятие для дилетантов. Тут нужен профессионализм,
школа. В Армении же очень давние корни джаза, и нам было у кого учиться. И еще
у нас очень развита профессиональная школа инструменталистов.
Для меня все началось в 60-х годах. В 1966-67гг. я играл в квинтете – Артур
Вартапетян (фортепиано), Армен Захарян (барабаны), Александр Захарян (саксофон),
я на контрабасе и Александр Титаренко на трубе. Потом у нас был квартет: Левон
Малхасян (фортепиано), Александр Захарян (саксофон), Армен «Чико» Тутунджян
(барабаны) и я на контрабасе. В 1970-м на Всесоюзном фестивале джаза в Куйбышеве
мы стали лауреатами.
В настоящее время в Армении два биг-бэнда – Государственный джаз Армении (руководитель
и главный дирижер Армен Мартиросян) и наш оркестр телевидения и радио.
Не каждая страна может себе позволить иметь два таких высококлассных оркестра.
Причем, у наших оркестров здоровая конкуренция, несмотря на разноплановость
стилей. Армянские джазовые музыканты могут выступать на любой сцене мира с большим
успехом: Ваагн Айрапетян, Никогайос Вартанян, Тигран Пештмаджян, Армен Уснунц,
Арсен Нерсисян и многие другие. Но увы, мы давно не выезжаем на гастроли – денег
нет. Творческий коллектив в 40 человек требует огромных затрат. Но репетируем
мы каждый день, мы не прекращали репетиций даже в холодные 1993-94 годы. Может,
именно поэтому оркестр не распался.
А сейчас у нас много молодежи. Я бы сказал, что оркестр является лабораторией
для студентов – эстрадников нашей консерватории. Они здесь проходят обкатку,
учатся играть вместе. Мы никогда не играли и не играем под фонограмму – только
живая музыка.
Если с джазом дела обстоят более или менее прилично, можно даже сказать, просто
хорошо – одни фестивали чего стоят(!), то в эстраде ....
За фестивали вообще спасибо посольству США в Армении. Но если говорить о популярной
музыке, то количество переходит в качество. То, что у нас большое количество
детских студий, полреспублики поет, полреспублики танцует и почти все пишут
музыку, дает свои положительные результаты. Действительно, сегодня исполнителей
больше, чем 15-20 лет тому назад. То есть у нас столько певцов и певиц, что
пора бы уже начать отбор. Да, есть несколько исполнителей действительно высокого
уровня. Но рядом с ними бесконечное множество бездарных и безвкусных исполнителей.
Большинство телеканалов показывает клипы с арабскими и турецкими мелодиями в
исполнении армянских певцов и певиц. Наша демократия еще слишком слаба, и мы
не готовы к отражению такого рода интервенции. Нельзя все разрешать, должен
быть создан какой-то орган, регулирующий репертуарную политику на государственном
уровне. Я все же надеюсь, что удельный вес популярной оркестровой музыки со
временем на нашем ТВ станет больше.
Ну и неизбежные вопросы в конце – что маэстро делает в свободное время и не
манят ли его «заокеанские соблазны». Оказалось, что времени на хобби просто
нет. Ерзнкян любит спорт, особенно футбол, любит читать – когда есть время.
«В сутках всего 24 часа и их почти всегда не хватает». А насчет уехать - «у
меня здесь любимая работа, и уезжать я пока никуда не собираюсь».
Карине Тер-Саакян
|