Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Геополитическое противостояние на Южном Кавказе продолжается

Последние события на Южном Кавказе все больше склоняют нас к мысли о том, что внешнеполитическая линия, проводимая в этом регионе Кремлем, претерпевает изменения.

В этом контексте наибольший интерес вызывает более чем очевидный политический дрейф Москвы в сторону Баку.
Процесс этот начался еще в январе 2001 года во время официального визита в Азербайджан президента России Владимира Путина. Именно в результате этого визита установились теплые личные отношения между лидерами двух соседних государств, которые были углублены в результате государственного визита 2002г в Москву патриарха азербайджанской политической сцены Гейдара Алиева.
В процессе сближения важную роль кроме хороших личных отношений между главами двух государств сыграло и то обстоятельство, что Гейдару Алиеву нужна была поддержка Москвы в вопросе оформления преемственности власти в собственной стране. В результате серии политических сделок 2001-2002гг между Москвой и Баку был достигнут желаемый компромисс. Надо отдать должное В.Путину, он полностью сдержал свое слово, данное Гейдару Алиеву, и был максимально последователен в вопросе поддержки «интронизации» Ильхама Алиева осенью 2003 года.
В целом, логика действий России понятна. Ее политическое влияние в Грузии снизилось до крайне низкого уровня, и, пожалуй, можно констатировать, что во всех остальных странах СНГ оно существенно выше. Для того, чтобы как-то компенсировать свои политические потери в Грузии, Москве нужно было усилить позиции в Азербайджане с тем, чтобы продолжать удерживать свое влияние в регионе (ее позиции в Армении, по крайней мере до последнего времени, расценивались как весьма прочные).
Сегодня можно констатировать, что Москва достигла достаточно значимых успехов в Азербайджане, самым главным из которых является тот, что в Баку больше не считают, что в карабахском конфликте Россия держит сторону армян. Это результат не только политики Москвы, но и системной работы азербайджанских дипломатов.
В целом же, происходящее является достаточно закономерным процессом не только с точки зрения геополитики и наличия в Азербайджане углеводородных ресурсов, а с точки зрения внутриполитического расклада сил в самой России. В отношениях России с Арменией и Азербайджаном в последние 15 лет отслеживается следующая тенденция: склонность к авторитаризму в России/ СССР обычно ведет к сближению этой страны с Азербайджаном (достаточно вспомнить теплые отношения советской партноменклатуры с руководством Баку) и, наоборот, относительная либерализация в Москве ведет к более тесным взаимоотношениям с Арменией.
Однако все эти наблюдения стали очень условными после того, как два года назад председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс - главный российский либерал (российские левые называют его «Главный ваучер») объявил о намерениях построить на постсоветском пространстве «Либеральную империю».
В плане усиления своего влияния в Азербайджане Москва и Тегеран подписали совместно с Баку проект создания международного транспортного коридора «Север-Юг».
Переговоры по участию в коридоре «Север-Юг» Азербайджана шли почти пять лет, но только в этом году они сдвинулись с «мертвой точки».
Каковы экономические предпосылки этого проекта?
Предполагается, что коридор «Север-Юг» должен стать реальной альтернативой проекту TRACECA. По расчетам ряда экспертов, новый маршрут грузоперевозок в обход Суэцкого канала в направлении Ирана и Индии сократит сроки прохождения грузов с 37 до 13 суток, то есть почти в 3 раза, и позволит увеличить товарооборот между странами Запада, Россией и государствами прикаспийского региона как минимум в 1,5 раза. Если рассматривать ситуацию по сокращению протяженности маршрута перевозок из России в Иран, то это должно составить порядка 900 км, а в рамках маршрута Северная Европа -Россия- Иран - Персидский залив - около 4000 км. Предполагается, что ежегодный грузопоток по коридору достигнет 15-20 млн тонн.
Центром коридора должна стать железнодорожная линия Казвин (Иран)-Решт (Иран)-Астара (Азербайджан). Длина этой линии составляет 400 км. Ожидается, что реализация этого проекта свяжет железную дорогу Ирана с азербайджанской, а через нее - с российской железнодорожной сетью.
9 февраля в Баку было подписано трехстороннее соглашение о создании акционерной компании для строительства железной дороги Казвин - Решт - Астара.
Однако есть определенные проблемы в вопросе финансирования трехстороннего консорциума. Стоимость вышеупомянутой железнодорожной ветки достаточно высока и, по предварительным оценкам, составит около 600 млн долларов. Пока нет никакой внятной информации о государственных или частных источниках финансирования этого проекта. Есть проблемы с политическими рисками в связи с жесткой американо- иранской риторикой, а также нерешенные вопросы, связанные с гарантиями безопасности железнодорожных перевозок как в России, так и в Азербайджане. Кроме того, серьезным конкурентом коридору «Север- Юг» будет отлаженный механизм грузовых перевозок на Каспии по маршруту Оля-Энзели (по ряду прогнозов ставки фрахта судов через 5-7 лет могут снизиться).
Тем не менее, становится все более очевидно, что этот проект больше привязывает Азербайджан к России и Ирану, давая двум этим государствам определенную альтернативу в жестком геополитическом противостоянии в регионе с США и их партнерами.
Чрезмерное внимание Москвы к Азербайджану и жесткое политическое противостояние с Тбилиси привели к тому, что в Кремле упустили из виду ситуацию с Арменией. Политика Кремля по отношению к Армении в последние годы лишена гибкости, а ее интересы, особенно в последние годы, игнорируются Россией. Между тем, блокирование участия Армении в региональных коммуникационных проектах может привести к тому, что, находясь в «геополитическом мешке», страна начнет делать вынужденные шаги в сторону Запада и, прежде всего, США. Для поддержания коммуникационного регионального баланса в направлении Армении немалые шаги делает Тегеран, однако, судя по всему, только иранской альтернативы для Еревана сегодня может быть недостаточно.
Ключевым для Армении по-прежнему остается вопрос открытия абхазского участка железной дороги, связывающего ее со своим главным торговым партнером на Севере - Россией. Паромная переправа Кавказ-Поти – это конечно же здорово, но все-таки открытый абхазский участок железной дороги - значительно лучше. Однако возможности России оказать здесь влияние на Грузию сегодня крайне ограничены.
Определенной альтернативой для Армении в этой ситуации может быть открытие Турцией для транзита железнодорожной ветки Карс-Гюмри. Однако даже американцы, возможности которых представляются сегодня как почти безграничные, так и не смогли решить этот вопрос.
Мы полагаем, что политическая и геополитическая ориентация Армении в ближайшие годы может претерпеть определенные изменения в зависимости от того, какая из стран - Россия или США сумеют быстрее разблокировать одну из двух вышеупомянутых коммуникаций.

Давид Петросян, Ереван

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении