Потерянный город немцев и армянГород Ханлар (Еленендорф, Helenendorf) был местом, куда в советские годы из Баку и Кировабада приезжали утомленные плавящимся асфальтом горожане. Все напоминало о немцах-колонистах: аккуратные дома с красной черепицей, кирха, планировка городка.Еще одно такое немецкое поселение было в Шамхорском районе – Анненфельд (Аnnenfeld). Оно было меньше Еленендорфа.
В советское время Ханлар был райцентром с населением порядка 13-15 тысяч, в
основном это были армяне, азербайджанцы и часть уцелевших после выселения в
1941 году немцев. Позже, в 60-е годы прошлого века, оставшиеся немецкие семьи
переехали в Кировабад (Гандзак, Гянджа), а после армянских погромов и вовсе
выехали оттуда. 200-летняя история немецкого поселения закончилась в 1988 году.
Возможно, там еще осталась пара-другая семей, хотя вряд ли. Ведь по данным переписи
СССР 1939 года в Азербайджане проживало 23133 немца, в 1980 их осталось всего
748 человек. В Еленендорфе к этому времени немцев практически уже не было.
А история немецких поселений на Кавказе началась в далеком 18 веке, когда повелением
императрицы Екатерины II им было дано право селиться в Российской империи. На
Кавказ и в Крым приехали швабы, которые в Германии занимались виноделием. Они
искали такое место, где можно было продолжить это дело.
Еленендорф был основан в день Пасхи в 1818 году немецкими переселенцами на месте
бывшего татарского села Ханлуклар. Названо поселение в честь великой княжны
Елены Павловны – великой герцогини Мекленбург-Шверин. Первоначально в колонии
было 127 семей (501 человек), и им было отведено 2600 га земли. В 1914 году
число поселенцев стало 2166, а в 1926 их уже было 3700. Земельные угодья составляли
10792 га.
Поселенцы были лютеранами-евангелистами. Язык остался без изменений – немцы
Закавказья говорят на том же диалекте, что и 200 лет назад.
В Закавказье функционировало 9 немецких церквей. Все – лютеранские, которые
были объединены в самостоятельную церковную организацию- Евангелически-Лютеранский
Синод. Религиозная жизнь колонистов была активной, и церковный налог вносился
ими охотно. Не следует забывать, что большинство эмигрировало именно по религиозным
мотивам. Пасторы вначале приезжали из Базеля, позже из университета Дорпата.
Во всех церквях имелись органы, в большинстве своем привезенные из Германии.
По воскресеньям никто не работал даже во время уборки урожая, из семьи дома
оставался один человек, остальные шли в церковь.
Церковь в Еленендорфе считалась самой видной в Закавказье. Строительство церкви
было завершено в 1855 году. Она была построена из красного песчаника, который
привозили на повозках из долины реки Гянджинка. Строительством церкви руководил
местный армянин – искусный каменотес и каменщик, имевший большой опыт в строительстве
каменных домов. Построенная им церковь, признававшаяся самой красивой евангелической
церковью на территории Советского Азербайджана, была самым высоким строением
Елизаветпольской губернии, даже выше всех гражданских сооружений в губернском
центре.
Итак, немцы занимались виноделием. Основу заложили семьи Хуммель(Hummel) и
Форер(Vohrer), которых кировабадские армяне помнят до сих пор. Представители
этих семей впоследствии стали основателями и руководителями союза виноделов
«Конкордия» и внесли самый большой вклад в развитие и жизнь немецких колоний
Закавказья. Немцы научили армян свиноводству и, в частности, коптить окорока
так, как это делается у них на родине, в Германии. Детям в армянских семьях
в Ханларе и Кировабаде за обедом обязательно наливали вино, разбавленное водой
(Wasserwein).
Немецкие переселенцы изначально планово расселялись на периферии Российской
империи. Этим решались сразу две задачи: с одной стороны, укреплялись границы
империи и создавалась буферная зона между территориями, заселенными нецивильными
племенами, и христианским населением. А с другой – культурные хозяйства немцев
вовлекали в хозяйственный оборот новые, ранее не возделывавшиеся пустынные земли
и закрепляли их в составе империи.
Особенный след в истории закавказских колоний оставила семья Хуммель. Члены
этой семьи были крупными производителями и меценатами, повлиявшими на культурную
жизнь колоний. Благодаря их письменным свидетельствам разных лет, сегодня можно
получить отчетливое представление о жизни колоний. Теодором Хуммелем была составлена
первая дошедшая до нас карта немецких поселений в Закавказье, опубликованная
в Берлине в 1936 году.
Производство вина, а позднее коньяка и спирта оказалось наиболее выгодным с
коммерческой точки зрения. За 100 лет деятельности немецких колонистов в этой
области они внесли неоценимый вклад в развитие виноделия в Закавказье. Именно
немцы первые стали опылять культурный садовый виноград диким. Полученный таким
образом новый сорт винограда был известен под названием Rundwein (круглый белый
столовый виноград) и являлся основным выращиваемым колонистами сортом. Ханларский
коньячный комбинат своей славой обязан в первую очередь «Конкордии». Второй
основной статьей дохода в Еленендорфе, после виноградарства и виноделия, являлось
производство немецких повозок. В 1870 году из 64 ремесленников 40 были специалистами
по строительству повозок. Со временем немцам стали составлять конкуренцию армянские
мастеровые, научившиеся делать такие же повозки и более дешево.
Уместно сказать, что с немцами армяне дружили, учились у них – языку, поведению.
Это было естественное стремление друг к другу, ведь и армяне, и русские- молокане
были единственными христианскими соседями немцев в окружении кавказских татар,
время от времени устраивавших погромы, от которых страдали также и немецкие
колонисты. В 1941 году, уже в советское время, они были выселены по приказу
Сталина. Шла война, и нефтяной Баку, на который был нацелен Гитлер, просто-напросто
оказался важнее, чем древнее, как сам мир, виноделие.
Когда они уезжали, оставляя армянам нажитое добро – будь то старый комод или
фортепиано, - они с грустью говорили напоследок: после нас остаетесь вы, а после
вас кто будет? Словно чувствовали...
Карине Тер-Саакян
|