Летописец армянского театра20 февраля исполнилось 80 лет историку армянского театра, доктору искусствоведения, ведущему научному сотруднику-консультанту Института искусств НАН Армении Бабкену Барегамовичу Арутюняну, проживающему ныне в Москве.
Творческий путь Бабкена Арутюняна — путь самого кропотливого труда по воссозданию
фактической истории армянского театра нового времени, без которой театральное
искусство, как искусство временнoе, не могло бы стать предметом научного исследования.
Его труды легли в основу классических монографий его коллег и друзей — Левона
Ахвердяна и Генрика Оганесяна по истории армянского театра XIX – начала XX веков.
Окончив в 1949 году в числе первых выпускников Ереванский театральный институт,
Бабкен Арутюнян поступает в аспирантуру Сектора истории и теории искусств АН
АрмССР и направляется на учебу в Москву, в Институт истории искусств АН СССР.
Здесь в 1953 году под руководством выдающегося театроведа Г. И. Гояна он защищает
кандидатскую диссертацию «Русская советская драматургия на армянской сцене»,
после чего становится младшим научным сотрудником Сектора истории и теории искусств
АН АрмССР. Вскоре выходит его первая монография «Армяно-русские театральные
связи», одновременно на армянском и русском языках.
1957 год — переломный в жизни ученого. Заведующий Сектором Рубен Зарян включает
в темплан Б. Арутюняна «Летопись армянского советского театра. 1917–1940». Выход
в 1961 году в свет этого труда, аналогичного которому нет в мировом театроведении,
рассматривался как факт колоссального научного и культурного значения. Но это
было только начало многолетнего трудового пути. Бабкен Арутюнян стал в прямом
смысле слова летописцем армянского театра. По соглашению с Академией, он обосновывается
на постоянное жительство в Москве, чтобы иметь беспрепятственный доступ в крупнейшие
библиотеки и архивы, ежегодно проводя по несколько месяцев в Ереване. В Москве
же, в Институте истории искусств, в 1969 году Б. Арутюнян защищает докторскую
диссертацию «Армянский советский театр. Очерк истории и летопись. 1917–1967»
(научный консультант Г. И. Гоян). К этому времени выходит и второй том «Летописи»,
охватывающий 1941–1960 годы, а в1980–1981 годах — «Летопись армянского театра
XIX–XX веков (1801–1922)» в трех томах. Характер летописи носят также составленные
Б. Арутюняном фотоальбомы, посвященные юбилеям Театра им. Г. Сундукяна. В 1980-е
годы Бабкен Барегамович обращается к новому историческому жанру — летописи жизни
и творчества наиболее ярких деятелей армянского театра; выходят его жизнеописания
Армена Гулакяна (1985) и Ованеса Абеляна (1987).
Много труда было вложено и в редакторскую работу, и в сотрудничество в энциклопедиях
и коллективных монографиях. Всего Б. Арутюняном было опубликовано ок. 250 работ.
После 1992 года Бабкен Арутюнян оказался практически изолированным в Москве,
оставаясь ведущим научным сотрудником ереванского Института искусств. Это обстоятельство
роковым образом сказалось на судьбе его научного наследия. В Ереване погибли
ценнейшая библиотека (ок. 5000 томов) и архив ученого, которые он собирался
передать в Музей литературы и искусства им. Е. Чаренца, рухнули надежды на публикацию
подготовленных трех томов «Летописи», охватывающих 1961–1987 годы (87 авт. л.)
и фактически завершающих советский период в истории армянского театра. Однако
все это не сломило воли Б. Арутюняна к научной работе, и в 1990-е годы он создает
летописи жизни и творчества двух крупнейших деятелей армянской сцены — Ваграма
Папазяна (37 авт. л.) и Петроса Адамяна (31 авт. л.), также без надежды на публикацию.
Все эти годы Бабкен Арутюнян старается по возможности участвовать в культурной
жизни московской армянской общины. Недавно им был прочитан доклад «Армяне в
Москве», написана рецензия на книгу Ф. А. Аракелян «Иноэтническая пресса в России.
По материалам армянской печати» (СПб., 2004).
В день большого юбилея мы желаем Бабкену Барегамовичу Арутюняну здоровья и творческого
долголетия, а главное — увидеть последние свои труды опубликованными.
Владимир Арутюнян
|