Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Херш Мейр Бурштейн: «Евреи помогают друг другу, а армяне нет»

«Мир стоит на двух ногах: одна нога - это армяне, другая евреи, и если с одной из этих ног что-то случается, это становится потрясением для всего мира. Поэтому нужно, чтобы ноги крепко и прочно стояли бы на земле», - считает Верховный раввин армянских евреев, член Всемирного еврейского конгресса Херш Мейр Бурштейн.

Он не отрицает, что эти ноги иногда шагают не соразмерно или же пытаются двигаться в разных направлениях. Именно о причинах таких попыток и о проблемах еврейской общины вообще еврей номер один в Армении любезно согласился побеседовать с нами.
— Еврейская община получила правовой статус в 1991 году. А в 1992 году в Министерстве юстиции РА была зарегистрирована еврейская религиозная община, и мы получили возможность отправления наших религиозных обрядов. Это был очень важный вопрос для нас, поскольку наша религия, так сказать, национальная. Объясню, что означает национальная религия: еврей признается евреем не только по происхождению. Он обязательно должен быть иудеем. Вне иудаизма нет евреев. Предавший эту веру еврей навсегда теряет возможность вернуться в Израиль. С 1992 года мы начали претворять в жизнь программу восстановления еврейской общины в РА. В течение 70 лет существования СССР Армения была единственной страной, где были уничтожены все еврейские центры, в том числе находящиеся в Ереване синагога и еврейское кладбище, в результате чего евреи были лишены возможности руководствоваться национальными обычаями. Хотя первые евреи появились в Армении во время Тиграна Великого, однако жизнь еврейских общин на этой территории не носила продолжительный характер. Периодически они или покидали эти места, или ассимилировались, а потом создавались новые общины. Проживающие сегодня в РА евреи не имеют никакой исторической связи с проживающими здесь в XIX веке евреями.
— Сколько евреев проживает в Армении в настоящее время, и какие проблемы есть у еврейской общины?
— Приблизительно от 400 до 600 евреев. Это, конечно, не большая цифра. К сожалению, евреи стали покидать Армению тогда, когда наконец они получили возможность развивать общину.
— Что заставило евреев покинуть независимую Армению?
— Появилась проблема НКР, потом землетрясение, социальная ситуация в стране обострилась. В 1992-1993 гг. из Армении уехало около шести тысяч евреев. Это явление было положительным только с той точки зрения, что они вернулись на историческую родину. Несмотря на то, что сегодня еврейская община в Армении малочисленна, однако она достаточно активна. Из всех еврейских общин СНГ мы были первыми, сумевшими в 92-м году создать две национальные школы, которые действуют до сих пор, осуществили социальные программы, чтобы помочь нашим старикам, и, наконец, мы создали федерацию еврейских общин СНГ, которая дает большие возможности для осуществления культурных и образовательных программ. Мы, евреи, оцениваем свою нацию не по количеству, а по качеству. Я должен с радостью отметить, что в настоящее время отток евреев из Армении прекратился. Это означает, что здесь еврейская община состоялась, еврей может получить от Армении все, что ему необходимо. Кстати, благодаря содействию еврейской общины некоторые армянские производители смогли проникнуть на еврейский рынок Кошер, который действует в соответствии с законами Святой книги.
— Кто эти производители, что они производят для Кошера?
— Как известно, согласно книге Моисея, для евреев приемлемы не все виды пищи. 4 из армянских организаций нашли место в Кошере: «Арменал», который производит фольгу, «Сардарапат», производящий 18 видов овощных и фруктовых консервов, вода «Арзни», а в настоящее время мы ведем переговоры с «Киликией». Мы также работаем в направлении экспорта из Армении мясных и молочных продуктов.
— Кроме успехов, естественно, еврейская община имеет и свои проблемы в Армении. Не могли бы Вы рассказать о них?
— Большая часть наших проблем связана с социальной ситуацией в Армении, они не очень отличаются от проблем граждан РА, то есть, в основном это нехватка рабочих мест, мы также пользуемся связью «АрменТел», той же водой, электроэнергией, одним словом, эти проблемы никак не связаны с национальной принадлежностью. Я не могу не отметить другую, более важную для нас проблему: в Армении поднимают голову два отвратительных явления: антисемитизм и национализм.
— Вы можете представить факты существования этих явлений?
— Я лично подал заявление в отделение полиции общин Кентрон - Норк-Мараш против дирекции книжного магазина «Букинист», который распространяет антисемитскую литературу. Если правительство это не запрещает, значит оно поощряет это явление, в то время как речь идет о свободе совести и вероисповедания. До сих пор я не получил ответа из полиции, и это дает мне основание обвинить полицию в бездействии. Недавно в Армении вышли в свет две книги, дающие повод для беспокойства. Авторами обеих книг являются армянские академики. Автор одной из них Вардгес Микаелян прямо исказил исторические факты. По его словам, в 18 веке не еврейская группа, а несколько человек приняли веру Армянской Апостольской Церкви для ослабления этого направления. Академик забывает, что выбор веры — это право человека на свободу совести и души. Провокации г-на Микаеляна могут стать основанием для антиеврейского движения.
— Вы лично беседовали об этом с г-ном Микаеляном?
— Нет, я выразил свое беспокойство Католикосу Всех армян Гарегину Второму. Он сказал: «Не обращайте внимания, он неблагоразумный человек».
— Католикос так и сказал?
— Да, но это очень серьезная проблема. Мы не должны забывать, что когда Гитлер пришел к власти, про него говорили, что это глупый человек, мы увидели, чем закончились его глупости. Не хотим, чтобы сегодня опять звучали эти глупости. Для глупцов есть специальные учреждения. Конечно, антисемитские настроения есть везде, даже в Израиле. Однако, как по одному поводу сказал раввин еврейской общины США, антисемитизм – это не наша проблема, а проблема самих антисемитов. Если антисемит у себя дома, где его никто не слышит, вопит, что он ненавидит евреев, это его право, но если он говорит об этом на улице, здесь, в соответствии с действующим законодательством, встает вопрос ответственности. В той стране, где распространяются антисемитские настроения, закон не действует.
— Это правда, что в ближайшее время вы намерены установить памятник жертвам Холокоста в Ереване?
— Да. Фундаментальная плита памятника жертвам Холокоста была установлена в саду, прилегающем к улице Ханджяна, однако, как выяснилось в дальнейшем, мэрия Еревана продала эту территорию, не поставив нас в известность. Мы, конечно, не подняли шум, хотя и имели основания. Плита была перенесена в сад по соседству с перекрестком улиц Терьян-Московян. Не надо забывать, что геноцид это не только проблема той нации, по отношению к которой он был осуществлен. Это проблема всего мира.
— Я уверен, что Вы также имеете в виду Геноцид армян 1915 года, который до сих пор не признан Израилем официально.
— Я хочу напомнить, что еще в 1914 году посол США в Турции, еврей по национальности Генри Моргентау поднял тревогу по всему миру, он предупреждал, что в Османской империи готовятся как антиармянские, так и направленные против многих национальностей действия. Однако мир молчал. Моргентау предоставил достаточно большие суммы для вывода из Османской империи армян, греков, ассирийцев (айсоры). Во время геноцида евреев многочисленные страны закрыли свои двери, не дали возможность нашим соотечественникам спастись. Сегодня в армяно-еврейском сотрудничестве есть одна проблема - это внешнеполитическая направленность обеих стран. У РА тесные связи с Ираном, Ливаном, Сирией, которые враждебно настроены по отношению к евреям, а Израиль сотрудничает с Турцией, которая во время погромов принимала евреев. Турция - единственное государство исламского мира, принявшее Израиль. Армяне не могут сказать, что в политике сегодняшней Турции есть антиармянские настроения, не могут сказать, что сегодня есть турецкие террористические группировки, которые уничтожают армян, а армяне сотрудничают с такими странами, которые готовят вооруженные группировки против евреев.

— А каково было бы отношение евреев к Германии, если бы она не приняла Холокост, вы бы удовлетворились только тем, что в современной Германии нет антиеврейских настроений?
— Мы бы имели отрицательное отношение к Германии, но не к другим нациям и государствам. Наказание должна понести страна, которая совершила преступление. Представим, что идет судебный процесс. Стоит ли рвать отношения с теми людьми, кто не осуждает случившееся? Я прошу прощения, но в этом вопросе большую роль играет армянская диаспора арабских стран, в частности, Ливана и Сирии, которые очень агрессивно настроены против евреев. Что получится, если сегодня Израиль поставит перед РА вопрос: почему вы сотрудничаете со странами, настроенными против евреев? Такой вопрос мы не ставим. У евреев нет проблем с армянами. Вспомним, что еще с 60-х годов Израиль боролся против терроризма. Мир знал о существовании террористических группировок, однако всем казалось, что они застрахованы от этих явлений. 11 сентября показало, что от терроризма не застрахованы даже мощные державы. Сегодня террористические группировки есть почти во всех европейских странах, где постоянно говорится о правах человека, о мире. Любая крупная проблема является следствием безразличия.
— Говоря о безразличии мира к преступлениям против человечества, не считаете, что независимо от государственных интересов евреи, как нация, перенесшая геноцид, обязана была первой признать Геноцид 1915 года?
— Непризнанность Геноцида армян 1915 года нельзя приписывать еврейскому народу. Это позиция правительства Израиля. Я, как еврей, притом живущий в диаспоре, не несу ответственности за официальную позицию правительства Израиля, поскольку представляю национальные, а не государственные интересы. В любой стране есть слои, не разделяющие официальное мнение. Не надо говорить, что евреи не принимают Геноцид армян, надо говорить, что правительство Израиля не признает. Это совершенно различные вещи.
— А Вы лично признаете Геноцид армян 1915 года?
— Каждый год 24 апреля меня все видят в Цицернакаберде. Я не просто возлагаю цветы к памятнику жертвам, но делаю это с глубокой болью, осуждая геноциды в отношении ко всем пострадавшим народам. Так что национальные и международные интересы не всегда совпадают с современными политическими интересами. Есть такая поговорка: «Если двое хотят подружиться, то они ищут сближающие обстоятельства, если хотят враждовать - разделяющие». Если у тебя есть одна дверь для выхода, ее нельзя закрывать. Если Израиль сейчас порвет отношения с Турцией, то будет окружен врагами и с четвертой стороны. Политика строится не на дружеских отношениях, а на политических интересах. Зачастую друзья в политике выносят различные решения, однако если эти решения негативно сказываются на их дружбе, значит это не мудрые решения.
— Как Вы считаете, армяне и евреи друзья?
— Я убежден, что армяне и евреи начнут более тесно сотрудничать. Мы просто маленькие нации и боремся за свое существование. Сегодня уже ощущается тенденция сближения армян и евреев, проживающих в диаспоре. Сегодня есть только один острый угол, мешающий сближению этих двух наций.
— Имеете в виду признание Геноцида 1915 года?
— Да, нельзя начинать сотрудничество именно с этого. Острый угол сгладится со временем. А может, так будет продолжаться долгое время. Принимаю, что без прошлого нет настоящего, однако и без будущего нет настоящего. Если сегодня мы говорим о будущем, смотря в будущее, надо переосмыслить прошлое, а если будем смотреть только назад, то не будем иметь будущего.
— Как Вы думаете, придет время, когда правительство Израиля признает Геноцид?
— А придет время, когда Турция признает Геноцид армян? (улыбается...)
— Я не сомневаюсь, что Вы еврей, значит не надо отвечать вопросом на вопрос. Ваше мнение очень интересно.
— Да, придет время, когда Турция признает Геноцид армян. После смены поколений вопросы всегда пересматриваются. Часть молодежи сегодняшней Турции хочет, чтобы Геноцид был признан. Трудно ожидать признания преступления от всего мира, когда его не признает государство, совершившее это преступление.
— Есть мнение, что наши народы имеют много общего. Вы разделяете это мнение?
— Общность армян и евреев имеет глубокие исторические корни. Границы Великой Армении доходили до границ Великого Израиля. Общность заметна в старинной еврейской и армянской музыке, в армянском языке есть много слов из древнееврейского. Есть общности между сегодняшними евреями и армянами: у обоих народов большая диаспора, численность которой превышает численность населения двух государств. Хочу повторить слова бывшего посла Израиля в РА Ехута Эйтама: «Самая важная общность армян и евреев - это их интеллектуальный потенциал, результаты сотрудничества на этой основе будут неоценимы». Между нами есть, естественно, и различия: долго живя в диаспоре, мы приобрели сравнительно гибкий образ мышления. Прошу не путать слово «гибкий» с двуличием. Надо не забывать и то обстоятельство, что армяне никогда полностью не теряли свою историческую родину, а евреи две с половиной тысячи лет не имели родины, это способствовало большему сплочению евреев во имя национальной безопасности Израиля. Армяне никогда не объединяются вокруг идеи, а у евреев есть вопросы, по которым иного мнения быть не может. И этим я очень горжусь. Приведу пример. Когда в Израиль приезжает новая семья, соседи посещают их с целью познакомиться. Это очень серьезная и тонкая церемония. Во время посещения они незаметно изучают, в чем нуждается семья. Через несколько дней новоприбывшие уже ни в чем не нуждаются. Отмечу, что выдаваемые им пособия идут не из бюджета, а из пожертвований евреев со всего мира. Понимаете, когда говорят, что мы одна нация, я твой брат, я тебя люблю, для евреев это не пустые слова. Мы это чувствуем на себе. Армяне так не относятся друг к другу. Мне больно, когда в Ереван приезжают армяне из других мест, и им сразу начинают напоминать об этом и ставить разницу. У евреев таких явлений нет.
— А Вы сотрудничаете с евреями Азербайджана? Хотя Вы и говорите о единстве евреев, однако очевидно, что евреи Закавказья не так тесно сотрудничают.
— Мы сотрудничаем, однако есть одна проблема. Евреи Азербайджана также входят в еврейскую федерацию СНГ, однако с ними мы можем общаться только вне Азербайджана.
— Почему?
— Причиной являются напряженные армяно-азербайджанские отношения. Для азербайджанцев нет разницы: ты еврей из Армении или армянин. Я не смог принять участие в конференции религиозных организаций, проходившей в Баку, потому что азербайджанский МИД не смог твердо ответить на вопрос: гарантируют ли они мою безопасность? Я никогда не позволю представителю нашей общины поехать в Азербайджан, поскольку не уверен, что может произойти там с евреем, имеющим армянский паспорт.
— Вы не считаете, что в вопросе Карабаха евреи Армении и Азербайджана могут сыграть миротворческую роль, предпринять что-либо?
— Вопрос карабахского конфликта может быть решен только в том случае, если конфликтующие стороны найдут компромиссный вариант.
— Еврейская община Армении интересуется проблемами евреев Карабаха?
— В ходе конфликта многочисленные еврейские семьи выехали в Израиль как из Азербайджана, так и из Армении. Сегодня в НКР почти нет евреев, они ассимилировались с местным населением.
— Чем Вы объясните то обстоятельство, что сплоченные по всему миру евреи разделились в Армении на две части?
— Такого не может быть.
— А разногласия между Вами и Риммой Варжапетян?
— Так представляют СМИ. Мы не утверждаем, что мы ангелы. И у нас есть отрицательные стороны. Однако я считаю, что каждая умная семья не будет выносить сор из избы, а постарается решить свои проблемы в своем доме, а не с участием соседей. Проблемы нашей семьи разрешены.
— Как Вы считаете, евреи действительно могучая нация, или могучая, но не всемогущая?
— Всемогущ Господь. Мы принимаем, что мы избранная Богом нация, если бы не принимали, это означало, что отрицаем Божью книгу. Быть евреем - это большая ответственность. Евреи это прекрасно осознают. Хочу отметить, что мы всегда добиваемся своих целей.
— Чем Вы объясните это?
— Мы, так сказать, умеем «прочно сидеть», то есть сидя, мы постоянно учимся и не любим хвалить себя. Когда я был маленьким, то составлял список известных евреев и очень радовался, однако мой отец сказал: «То, что они сделали, известно всем, а что сделал ты?» Когда понимаешь, что о сделанном тобой, как хорошем, так и плохом, будут говорить, что это сделал еврей, начинаешь больше думать, прежде чем сделать какой-либо шаг.

Беседу вела Ани Эдоян «Еррорд уж» для «Ноева Ковчега»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении