Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Серьезный вклад в науку

Судьба армянского народа исторически сложилась так, что после утраты Арменией государственной независимости в XIV веке огромное количество армян оказалось за ее пределами, в Западной и Восточной Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в США, в Индии. В этих странах образовались многочисленные армянские диаспоры, достигшие высокого уровня духовной культуры.

Важнейшее место в жизни армян заняла Россия, особенно после вхождения в 1828 году Восточной Армении в состав Российской империи. Невозможно представить себе такую область науки, просвещения, искусства, экономической и социально-политической жизни России, где армяне не играли бы определенную, часто выдающуюся, роль. Непрестанное углубление армяно-русских отношений способствовало развитию общественно-политической, духовной жизни двух народов, всегда испытывавших друг к другу чувства взаимной дружбы и уважения.
Все это вспомнилось мне, когда в одном из киосков Московской книжной ярмарки интеллектуальной литературы я обратил внимание на книгу «Иноэтническая пресса в России. По материалам армянской печати», изданную в 2004 году факультетом журналистики Санкт-Петербургского университета. Автор книги — Флора Аристакесовна Аракелян. По прочтении книги у меня, как у историка армянского театра, возникло желание высказать о ней свое мнение, тем более что автор просит об этом в своем обращении к читателям.
Этот подлинно научный труд состоит из трех равных по объему частей. Первый раздел посвящен обзору истории возникновения иноэтнической прессы в России. Во втором разделе автор рассказывает о том, как в Санкт-Петербурге постепенно сложились условия для возникновения армянской периодической печати: образование кафедры арменоведения в университете, строительство двух армянских церквей, открытие первой в России армянской типографии, резкое увеличение числа студентов-армян. В третьей части монографии речь идет о петербургском армянском журнале «Аракс» и его редакторе-издателе Симеоне Гуламирянце.
Отличительной чертой данного исследования считаю его высокий научный уровень, скрупулезное, бережное отношение к собранному фактическому материалу. В результате многолетней кропотливой работы в архивах, музеях, библиотеках автором обнаружены обширные, прежде неизвестные материалы, которые позволяют по-новому, исторически достоверно осветить тему, очень важную и актуальную для нашего времени. Особый интерес представляет всестороннее изучение архива Санкт-Петербургского цензурного комитета, где работали такие крупные арменоведы, как Н. Марр и К. Патканян. По всему труду Аракелян видно, как вдумчиво, глубоко изучены источники, — это позволяет многие события истории представить в более точном освещении. Такой подход к фактам очень подкупает читателя.
Лично для меня большой интерес представляют страницы, посвященные журналу «Аракс» и его редактору, публицисту и общественному деятелю С. Гуламирянцу (1857–1899). Такой правдивый рассказ о нем я встречаю в литературе впервые. «Аракс» — иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1887–1898 годах на армянском языке. Он был посвящен литературе, искусству, истории, науке, образованию, экономике и другим сторонам жизни армянского народа. «Аракс» — одно из лучших армянских периодических изданий, занимающее важное место в истории армянской духовной культуры. Журнал этот выходил большим по тем временам тиражом — 2500 экземпляров, — на высоком полиграфическом уровне и распространялся по всему миру, где жили армяне, у которых он встречал живейший отклик. С журналом сотрудничали арменоведы Н. Марр, Г. Халатянц, М. Эмин, С. Малхасянц. В нем публиковались произведения Ов. Туманяна, Ав. Исаакяна, переводы из У. Шекспира, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.
В книге Ф. Аракелян много новых материалов, множество таблиц справочно-библиографического характера. Она читается с большим интересом еще и потому, что автору присущ дар литературного изложения материала. Авторский текст вызывает к себе большое доверие, так как оснащен убедительными фактами, а композиционная структура облегчает их восприятие.
Мысленно представим теперь дальнейшее развитие взятой Ф. Аракелян темы: изучение армянской прессы в Москве, в южных городах России (Астрахань, Новый Нахичеван, Екатеринодар (Краснодар) и др.) и как завершение исследования — создание обобщающей «Истории армянской периодической печати в России». Актуальность подобного труда неоспорима как с научной точки зрения, так и с точки зрения его практического интереса для многочисленной российской армянской диаспоры — самой крупной в мире.
Книга Ф. Аракелян займет достойное место в арменистике, в изучении истории армянского издательского дела и образования, так как она выполнена в лучших традициях армянских гуманитарных наук, проникнута любовью к родной культуре и большим уважением и признательностью к той русской общественной среде, которая и обусловила рождение данного труда.
Сверхзадача книги Ф. Аракелян состоит в том, чтобы выявить закономерности окружающей жизни, приводящие к появлению и дальнейшему развитию важной составляющей иноязычной прессы — армянской периодической печати в России, конкретно в Санкт-Петербурге, который, наряду с Москвой, Д. С. Лихачев считал крупным центром армянской культуры. Есть все основания считать Ф. А. Аракелян потенциальным создателем вышеупомянутого будущего обобщающего труда.

Бабкен Арутюнян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении