Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Самое сильное впечатление – ощущение родины»

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь сергея Мартынова газете «Ноев Ковчег»

— Господин министр, каким Вы видите будущее Содружества Независимых Государств?
— В отсутствие ярких прорывов в деятельности Содружества Независимых Государств, тем не менее, нельзя не видеть важную общую стабилизирующую роль, которую СНГ сыграло после распада СССР. Это касается и политики, и экономики. Благодаря активной повседневной работе СНГ сохранены культурные, научные и образовательные связи между бывшими советскими республиками, что заложило основы для реализации идеи общего гуманитарного пространства.
Укрепление совместных усилий в противодействии организованной преступности – контрабанде наркотиков, нелегальной миграции, торговле людьми, коррупции и отмыванию грязных денег – становится важнейшим направлением деятельности СНГ. Эта задача должна решаться профессионально и без использования огульных запретительных мер, которые могут серьезно затронуть права простых граждан. Все заинтересованные стороны отмечают, что борьба с оргпреступностью в формате СНГ дает большой эффект.
Наиболее актуальный вопрос формирующейся новой повестки дня СНГ – развитие и укрепление общего рынка Содружества, в первую очередь через функционирование полноценной зоны свободной торговли. Емкий, эффективно действующий внутренний рынок СНГ – важное условие для сохранения промышленности и сельского хозяйства стран-членов в условиях острейшей международной конкуренции, а также для привлечения иностранных инвестиций. Чтобы этот рынок заработал, требуется не только экономическая заинтересованность производителей, но и политическая воля руководителей стран СНГ способствовать демонтажу барьеров, препятствующих взаимной торговле.
Новые задачи, стоящие перед СНГ, требуют реформирования Содружества. Его органы должны стать функциональнее: с меньшей численностью сотрудников и меньшими бюджетными затратами давать больший результат на выходе – больше торговли, больше инвестиций, больше социально-экономических проектов, больше сотрудничества в науке, культуре, образовании, больше порядка, меньше преступности.
— Сергей Николаевич, нам известно, что Вы родились в Армении в городе Ленинакане. Какие воспоминания и впечатления у Вас остались от Армении, армянского народа?
— Да, я действительно родился в городе Ленинакане, который сейчас именуется Гюмри. Не так давно, в октябре
2003 года, мне представилась возможность побывать на родине. Посещение Гюмри, города моего детства, стало одним из самых ярких для меня впечатлений в ходе официального визита в Армению, рамки которого, к сожалению, были достаточно ограничены во времени.
Я с удовольствием прошел пешком по улицам Гюмри, города, где дыхание истории и традиционное мастерство армянских архитекторов соседствуют с масштабным современным строительством.
Несмотря на страшное землетрясение, которое перенес город, оба дома моего детства, дворики моих детских игр сохранились, вызвав в памяти самые яркие впечатления от проведенных в Армении лет.
Но, пожалуй, самым сильным впечатлением были не воспоминания, а ощущение родины, того, что ты находишься на родной земле, удивительная душевная теплота и щедрость гюмрийцев.
— Как Вы оцениваете уровень внешнеполитических отношений и экономического сотрудничества между Беларусью и Арменией? Совпадают ли интересы наших стран по ключевым внешнеполитическим вопросам и поддерживают ли они друг друга на международной арене?
—Отношения между Беларусью и Арменией динамично развиваются по всем направлениям двустороннего сотрудничества и основываются на принципах подлинной дружбы, взаимного уважения и доверия. Ведется активный межгосударственный диалог на высшем и высоком уровнях. Стратегический характер белорусско-армянского партнерства закреплен в подписанном в мае 2001 года масштабном межгосударственном Договоре о дружбе и сотрудничестве.
По большинству международных вопросов, в том числе по наиболее важным направлениям работы ООН, ОБСЕ, ОДКБ и других международных организаций, позиции Республики Беларусь и Республики Армения совпадают, осуществляется конструктивное взаимодействие.
Положительно можно оценить наметившуюся в последнее время тенденцию к укреплению двустороннего сотрудничества в области торгово-экономических отношений. Объем товарооборота между Беларусью и Арменией в 2004 году достиг почти 11 млн. долларов США. В абсолютном выражении это не очень много, но темпы роста очень интенсивные.
Во внешней торговле Армении со странами СНГ Беларусь заняла в 2004 году четвертое место после России, Украины и Грузии. Поставки в Армению продукции белорусского производства превышают по объему экспорт в Армению таких государств, как Австрия, Испания, Польша, Индия.
Мы надеемся, что новый импульс двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству придаст запланированный на май 2005 года официальный визит в Республику Беларусь премьер-министра Республики Армения Андраника Маргаряна.
— В адрес руководства Беларуси постоянно раздаются необоснованные угрозы и обвинения со стороны США и ЕС, применяются различные санкции с целью дестабилизировать ситуацию в стране. Какова в этих условиях роль российско-белорусского сотрудничества в рамках Союза Беларусь-Россия?
— Отвечая на Ваш вопрос, хотел бы, прежде всего, подчеркнуть: звучащая в адрес Беларуси критика со стороны Запада стала уже не критикой в истинном ее понимании. Конструктивной может быть лишь та критика, которая основана на объективных, непредвзятых подходах и руководствуется позитивными мотивами. Выпады же со стороны США и ЕС приобрели фактически характер вмешательства в наши внутренние дела, стали средством давления на суверенное государство. Как можно относиться к навязыванию чужой воли, диктату? Как можно расценивать необоснованные обвинения и угрозы? Естественно, с недоумением и протестом. Сегодня мир должен быть другим — право на лидерство нельзя смешивать с диктатом: отношения между суверенными государствами возможны только на основе равенства и уважения права на собственный путь развития.
Беларусь не та страна, которая прогибается под давлением. Достаточно вспомнить историю Второй мировой войны, что особенно уместно сейчас, в преддверии 60-летия Великой общей Победы наших народов над фашизмом. Победы, принесшей, кстати, свободу всему европейскому континенту.
Мы не поддаемся давлению, но готовы к взаимодействию, диалогу с нашими зарубежными партнерами - диалогу на равных.
Мы пытаемся убедить и Брюссель и Вашингтон в том, что в подходах к Беларуси должна превалировать не политическая конъюнктура, а прагматизм, взаимное уважение и здравый смысл. В наших отношениях гораздо больше пересекающихся взаимных интересов, реальных и потенциальных областей сотрудничества, чем поводов для так называемых «проблемных» вопросов. Пример – наше экономическое взаимодействие. В прошлом году мы смогли не только максимально смягчить негативные последствия вступления в Евросоюз стран Центральной и Восточной Европы, но и создать предпосылки для наращивания торгово-экономического сотрудничества с расширенным ЕС. Достаточно сказать, что наш экспорт в ЕС за 2004 год увеличился на 41,4 процента.
Именно через призму внутренних потребностей и интересов Беларуси, прежде всего экономических, преломляются все наши внешнеполитические действия. Чем сильнее и стабильнее наше государство, чем менее уязвима белорусская экономика, тем легче нам выстраивать отношения с нашими приоритетными зарубежными партнерами.
В контексте экономической целесообразности, прагматичности развиваются белорусско-российские отношения. И сейчас, и в обозримом будущем Российская Федерация для нас – важный политический и экономический партнер. По итогам 2004 года объем нашего товарооборота с Россией превысил 17 млрд. долларов США. Да и для России Беларусь – торговый партнер номер два, уступающий только Германии. Имея взаимодополняемые экономики, мы можем и должны получать еще более ощутимые преимущества от интеграционного взаимодействия. Важнейшим достижением нашей интеграции является то, что россияне и белорусы не стали иностранцами друг для друга: свобода передвижения, отсутствие пограничного и таможенного контроля, свободное трудоустройство, обучение и т.д. – все это более чем серьезные параметры для наших граждан.
Заложенные в Союзный договор принципы являются основой конструктивного сотрудничества и согласованности действий по наиболее актуальным внешнеполитическим вопросам. Не случайно каждые два года мы подписываем с Россией Программу согласованных действий в области внешней политики. Наше взаимодействие в рамках Программы дает позитивный результат. Мы ощущаем реальную выгоду от выступления с согласованных позиций по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня, от весомой взаимной поддержки на международной арене.
Без друзей, без позиции России нам вряд ли удалось бы заблокировать принятие в ходе 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициированной Соединенными Штатами антибелорусской резолюции. Следует отметить, что и Армения выступила с активной поддержкой нашей страны в этом вопросе. С согласованных позиций Беларусь и Россия выступили на совещании министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Софии в декабре 2004 года по вопросу реформирования ОБСЕ, деятельности БДИПЧ ОБСЕ. В частности, совместными усилиями мы попытались донести до членов Организации нашу обеспокоенность тем, что БДИПЧ из института для оказания содействия в процессе демократизации превращается в фактор дестабилизации обществ; тем, что отчеты БДИПЧ стали использоваться отдельными странами в качестве повода для введения разного рода санкционных мер, если итог выборов будет им не угоден. И мы были услышаны.
Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть: строительство Союзного государства Беларуси и России – это выверенная, идущая от жизни стратегическая линия двух государств, и Беларусь намерена использовать все выгоды, которые дает белорусско-российская интеграция, как экономические, так и политические.

 

— Сергей Николаевич, сегодня Беларусь непосредственно граничит со странами Евросоюза, какова европейская составляющая во внешней политике республики?
— Находясь в центре Европы, невозможно быть вне Европы. Долгосрочные внешнеполитические интересы Беларуси неразрывно связаны с формированием единой Европы, развитием полноценного и взаимовыгодного сотрудничества с интеграционными объединениями и многосторонними институтами безопасности на европейском пространстве. Значимость европейского вектора обусловлена общностью интересов Беларуси и наших европейских партнеров в плане укрепления единства и безопасности континента, формирования общеевропейской платформы сотрудничества, совместного сдерживания транснациональных угроз.
Достигнутый нами уровень взаимодействия с европейскими странами в области региональной безопасности, трансграничного сотрудничества, транзита, энергообеспечения, торговли и экологии подтвердил правильность избранного Беларусью курса на упрочение своих позиций в системе европейской интеграции. Заложена хорошая основа для дальнейшего продвижения вперед на направлениях, представляющих обоюдный интерес.
Мы приветствуем расширение ЕС, рассчитывая, что данный процесс принесет реальную выгоду не только новым членам ЕС, но и его новым соседям. Главное преимущество расширения ЕС должно состоять в интенсификации торгово-экономического сотрудничества и человеческих контактов по периметру ЕС-25. Европейская политика соседства, рамки которой призваны расширить практический вклад соседей ЕС в общеевропейские процессы, имеет серьезный позитивный потенциал. Важно, чтобы он был мудро применен на практике.
Поступательно развивается наше взаимодействие с Евросоюзом в экономической сфере. ЕС является вторым по величине торговым партнером Беларуси после России. На него приходится более трети нашего товарооборота. Торговля с Евросоюзом служит одним из основных источников поступлений в нашу страну твердой валюты, высоких технологий и кредитно-инвестиционных ресурсов, необходимых для развития белорусской экономики. На долю стран Европейского союза приходится 95 процентов ресурсов, получаемых нашей экономикой в западных кредитно–финансовых учреждениях. Не снижается интенсивность торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь со странами, вступившими в ЕС 1 мая 2004 г.
Беларусью в одностороннем порядке отменены с 1 октября 2004 г. приглашения для граждан ЕС, следующих в нашу страну с деловой или гостевой целью на период до 30 дней. Еврокомиссии предложено провести с нашей страной переговоры об упрощении визовых формальностей.
Достаточно эффективно развивается сотрудничество с Европейским союзом в сфере привлечения технической помощи по линии ТАСИС.
Беларусь всегда демонстрировала свою открытость и к политическому диалогу с Западом. Позиция Беларуси остается предельно четкой и ясной – взаимодействие будет продуктивным только на основе взаимного уважения, прагматики и здравого смысла, а также понимания того, что строительство по-настоящему новой Европы в центральной и восточной части нашего континента без Беларуси будет, как минимум, незавершенным. Разговор с Беларусью на языке санкций и визовых ограничений бесперспективен, так же как и политическая конъюнктурность в подходах к Беларуси. Данный принцип является стержневым в выстраивании взаимоотношений Беларуси с Евросоюзом, а также ОБСЕ и другими влиятельными международными организациями.
Если говорить более конкретно, то в текущем году мы продолжим усилия, направленные на продолжение пошагового взаимодействия с Евросоюзом, налаживание «соседских» отношений с ЕС в рамках Европейской политики соседства (ЕПС), обеспечение вступления в силу договорно-правовой базы сотрудничества.
Республика Беларусь уделяет большое внимание участию в системе субрегионального сотрудничества, в первую очередь, за счет сохранения и укрепления позиций в Центрально-Европейской Инициативе (ЦЕИ). Полноправное членство Беларуси в этой европейской региональной организации служит интересам дальнейшего вовлечения республики в общеевропейские процессы, налаживания устойчивых связей со странами Центрально-Европейского региона, продвижения белорусских проектов и инициатив, развития сотрудничества в рамках делового и парламентского измерений.
В связи с недавним расширением ЕС с участием исключительно членов ЦЕИ в центре внимания Беларуси находятся пути укрепления роли Инициативы в предотвращении негативных последствий данного процесса и формировании «восточного измерения» новой соседской политики ЕС.
Мы продолжим работу по развитию сотрудничества с Советом государств Балтийского моря (СГБМ) и Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).
— Как руководство Беларуси воспринимает новые внешнеполитические реалии, связанные с последней волной расширения НАТО?
— Мы сейчас не ожидаем каких-либо угроз со стороны НАТО, и не склонны, как ранее, считать эту организацию агрессивной. Хотя НАТО стоит у наших ворот и с тремя государствами альянса мы имеем 1200 километров общей границы.
Реальность такова, что в настоящее время и в обозримом будущем Североатлантический альянс - это один из главных факторов, определяющих картину безопасности на Европейском континенте и, в частности, в нашем регионе. И мы не можем не учитывать это обстоятельство. А стабильность и безопасность, по нашему убеждению, могут быть достигнуты только совместными усилиями. Поэтому развитие сотрудничества с НАТО является важным элементом активного участия Республики Беларусь в международных и региональных системах безопасности.
Наша общая граница, как я уже сказал, - 1200 километров. Из этого мы делаем вывод, что отношения Беларуси и НАТО должны быть отношениями конструктивного сотрудничества. Граница должна быть линией не конфронтации, а взаимодействия и добрососедства. Этот вывод может показаться слишком общим, но на самом деле он имеет очень конкретное и практическое значение. Подтверждением является завершение создания в 2004 году по инициативе Президента Беларуси «пояса добрососедства и безопасности» вдоль границ Беларуси путем заключения двусторонних договоренностей о дополнительных мерах доверия и безопасности, в том числе со странами-членами НАТО - Литвой, Латвией, Польшей.
Наша страна с момента обретения независимости была и остается нетто-поставщиком военно-политической стабильности и безопасности на Европейском континенте. Вот лишь несколько фактов.
Беларусь стала первым государством, которое добровольно отказалось от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада Советского Союза. В ноябре 1996 года был завершен вывод ракетно-ядерного оружия с нашей территории, что явилось важным вкладом в решение проблемы ядерного наследия СССР.
Далее, что касается обычных вооружений. Мы присоединились к Договору об обычных вооруженных силах в Европе и полностью выполнили все свои обязательства, вытекающие из этого договора. Причем без внешней помощи. Хотя эта помощь тогда нам совсем не помешала бы. Эти шаги Беларуси и в ядерной сфере, и в области обычных вооружений, хотя и были сделаны несколько лет назад, продолжают оказывать позитивное влияние на обстановку в регионе.
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент, который тоже не всегда учитывается. У Беларуси нет территориальных претензий к кому-либо из соседей. Несмотря на то, что история взаимоотношений в регионе была более чем сложной. Это не случайность, а осознанное политическое решение нашего государства. В современной Европе, которая познала многочисленные войны на Балканах, региональная и субрегиональная стабильность должна быть главной ценностью.

И сегодня Беларусь как страна-член программы «Партнерство ради мира» не является пассивным участником тех совместных проектов и мероприятий, которые предлагает в настоящее время НАТО. Мы стремимся к расширению нашего взаимодействия с альянсом в вопросах борьбы с международным терроризмом и противодействия распространению оружия массового уничтожения, в военной области и в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Если же взять другие аспекты, которые беспокоят сейчас всю Европу, такие, как нелегальная миграция, трансграничная преступность, наркотрафик, торговля людьми, – это все сферы, в которых Беларусь является немаловажным гарантом стабильности в регионе. И здесь мы тоже предлагаем свое сотрудничество Североатлантическому альянсу.
— Господин Мартынов, в каких странах мира имеется белорусская диаспора и поддерживается ли с ней связь по линии МИД?
— Общая численность белорусов, проживающих за рубежом, составляет 3,5 млн. человек в 21 стране мира. За рубежом насчитывается около 130 общественных объединений белорусов.
Наибольшая и самая активная часть диаспоры сконцентрирована в странах СНГ, Балтии и Польше. Самой большой, в сравнении с другими странами проживания наших соотечественников, является белорусская диаспора в Российской Федерации. По данным переписи населения 1989 г., на территории Российской Федерации проживали 1 млн. 206 тыс. белорусов. В настоящее время в России создано 40 белорусских общественных объединений, деятельность которых координирует Федеральная национально-культурная автономия «Белорусы России».
Министерство иностранных дел поддерживает тесное взаимодействие с Комитетом по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь – органом, осуществляющим общую координацию по работе с соотечественниками. Непосредственные контакты с диаспорой наше министерство осуществляет через сеть своих загранучреждений.
Беларусь придает большое значение вопросам взаимодействия с соотечественниками и комплексно подходит к их решению.
Для выработки рекомендаций и предложений, обеспечивающих системный подход в решении возложенных на Министерство иностранных дел задач по сотрудничеству с соотечественниками за рубежом, в Министерстве действует Консультативный совет МИД по делам соотечественников за рубежом и национальных меньшинств в Беларуси. К настоящему времени с его участием разработан проект Государственной программы развития сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2005-2010 годы.
Документ представляет собой систему мероприятий, призванных обеспечить комплексное сотрудничество государственных органов, административно-территориальных единиц и юридических лиц с соотечественниками, проживающими за рубежом. В его основу заложен принцип развития взаимовыгодных связей с соотечественниками, как части государственной политики и внешнеполитической стратегии Беларуси, а приоритет сотрудничества отдан экономической составляющей такого сотрудничества.
Необходимо отметить, что наиболее активное экономическое взаимодействие у нас развивается с белорусской диаспорой в Украине, Российской Федерации, Молдове, Польше, Чехии, Латвии.
Приведу пример сотрудничества с белорусской диаспорой в Армении.
Хотя численность белорусской общины (164 этнических белоруса) и ее возможности ограничены для решения экономических задач, тем не менее, в рамках созданной в июне 1998 года общественной организации — ереванской белорусской общины «Беларусь» ей удается реализовывать свой потенциал в иных, не менее важных сферах.
Так, например, члены общины совместно с сотрудниками Посольства Республики Беларусь в Армении приняли активное участие в мероприятиях, посвященных 60-летию освобождения Беларуси, и в чествовании ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Армении. Совсем недавно, 23 февраля, в День защитников Отечества, Посол Беларуси в Армении вручила 34 ветеранам Великой Отечественной войны, участвовавшим в операции «Багратион», юбилейные медали «60 год вызвалення Рэспублiкi Беларусь ад нямецка-фашысцкiх захопнiкау». Всего в Армении получили медали 393 ветерана – участника боев за освобождение Беларуси.
По итогам прошедшего в 2004 году фестиваля искусств национальных меньшинств община награждена Почетной грамотой Министерства культуры Армении.
Наше посольство оказывает помощь общине в организации и проведении мероприятий, посвященных празднику славянской письменности; детского музыкального фестиваля национальных меньшинств Армении; выставки художественных и декоративных работ народного творчества. При содействии Посольства работает воскресный белорусский класс, а его ученикам регулярно передаются в дар учебные пособия и художественная литература на белорусском языке.
Мы уделяем большое внимание информационному присутствию в среде диаспоры. Загранучреждениями выпускаются информационные вестники и экономические обзоры, которые объективно отражают за рубежом процессы, происходящие в нашей стране в политической, экономической, социальной и других сферах. Оказываем помощь общественным белорусским организациям в сохранении языка, консультируем их по широкому спектру вопросов.

Беседу вел Григорий Анисонян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении