Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

«Боеспособность ВС не вызывает сомнений»

Интервью начальника Главного штаба ВС РА генерал-полковника Микаела Арутюняна нашей газете

— Закончился год. Как Вы, господин генерал-полковник, оцениваете состояние армянских Вооруженных Сил в 2004 году?
— 2004 год явился очередным этапом в дальнейшем развитии наших Вооруженных Сил. Все мероприятия плана подготовки Вооруженных Сил, утвержденные Верховным Главнокомандующим и министром обороны, выполнены полностью.
Итоги 2004 года мы подведем на коллегии Министерства обороны в первой половине января 2005 года, в ходе которой будут обсуждены доклады заместителей министра обороны, заслушаны начальники управлений Центрального аппарата МО и Главного штаба, командиры объединений, соединений и частей.
Нам еще предстоит предметный и обстоятельный разговор на этой коллегии, но главный вывод можно сделать уже сегодня: основная задача, поставленная Верховным Главнокомандующим и министром обороны на 2004 год, по поддержанию Вооруженных Сил в высокой боевой готовности и ее дальнейшее совершенствование, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в войсках успешно выполнена.
В целом мы удовлетворены уровнем подготовки и полевой выучки личного состава. В 2004 году повышенное внимание уделялось вопросам организации и ведения боевых действий в сложных условиях горного театра военных действий, в том числе и в ночных условиях.
Важное значение придавалось обучению командного состава, развитию у него тактического и оперативного мышления, умения анализировать и оценивать обстановку, принимать целесообразные решения, отражать их на карте, организовывать работу на местности и управлять подчиненными частями.
Теоретические знания, полученные в ходе классных занятий, проверятся в ходе различного рода командно-штабных, штабных учений и тренировок, на полковых и батальонных тактических учениях, в том числе и с боевой стрельбой.
Я, как руководитель всех крупных командно-штабных учений, участвуя в большинстве полковых тактических учений, могу отметить возросшее мастерство всех категорий генералов и офицеров руководящего звена, которые принимали участие в подготовке и проведении учений. Мы с удовлетворением отмечаем, что значительно улучшились условия несения боевой службы, и соответственно более надежно осуществляется охрана государственной границы. Генералы, офицеры, солдаты и сержанты более ответственно подходят к исполнению своих функциональных обязанностей, и нас радует, что это чувство ответственности за защиту страны и мирного труда народа Армении является той основой, на которой базируется боевая подготовка всего личного состава Вооруженных Сил.
В течение 2004 года, как и в целом за последние пять лет, наметилась положительная тенденция сокращения количества чрезвычайных происшествий и воинских преступлений, гибели военнослужащих. Более настойчиво внедрялся в повседневную жизнь уставной порядок. Но несмотря на значительное сокращение негативных явлений в воинских коллективах, мы не можем говорить о том, что решили все проблемы, так как гибель даже одного военнослужащего – не только трагедия для его семьи, родных и близких, но и для общества. Это серьезный удар по престижу и авторитету армии. Поэтому как и в 2004-м, так и в этом году поставлена задача еще более значительного сокращения преступлений и происшествий, а в последующие годы их полного искоренения.
Как и в прошлые годы, мы уделяли и продолжаем уделять пристальное внимание кадровой политике, подготовке и переподготовке офицерских кадров, которая осуществляется как в высших учебных заведениях МО РА, так и в ряде зарубежных стран. Предметом первоочередной заботы является также подготовка младших командиров и специалистов для Вооруженных Сил, которая полностью осуществляется в наших учебных частях и подразделениях, имеющих для этих целей достаточно развитую учебно-материальную базу.
Хотел бы отметить, что в 2004 году в ВС осуществлен небывалый объем капитального строительства. В течение года построены новые современные казармы, столовые, автопарки, стрельбища, караульные городки, медпункты, что, несомненно, сказалось на улучшении социально-бытовых условий жизнедеятельности личного состава, несения ими службы и организации боевой подготовки.
Конечно, вышесказанное мною не означает, что мы решили все вопросы и удовлетворены полностью достигнутыми результатами. Это не так, ибо армия живой, развивающийся организм, и если мы успокоимся на достигнутом, то безнадежно отстанем от современных требований к Вооруженным Силам. Все то положительное, что сделано за последние годы, стало достоянием истории, поэтому перед нами стоит задача достижения поставленных целей, опираясь на новые, более качественные параметры. Именно ориентируясь на это, МО, ГШ ВС осуществляют свою деятельность по дальнейшему развитию наших национальных Вооруженных Сил и жизнедеятельности войск.
— Как развиваются отношения Армения-НАТО и Армения-ОДКБ? Можно ли определить, какое из направлений для Вас приоритетное, или Армения исходит из позиции выгоды?
— Прежде всего, хотел бы отметить, что употребленное Вами слово «выгода» не совсем верно употреблено, исходя из контекста нашей беседы. Слово «выгода», скорее всего, ассоциируется с экономическими понятиями. Политика такими категориями не оперирует, тем более, когда речь идет о международном сотрудничестве и безопасности государства.
Именно исходя из безопасности нашего государства, учитывая тот фактор, что Южный Кавказ в целом и Армения в частности из года в год все более вовлекаются в международные интеграционные процессы, стремясь стать полноценными членами международного сообщества, и определяются наши взаимоотношения как со странами НАТО, так и с государствами, входящими в ОДКБ, а также и с государствами, не входящими в эти организации.
Ни для кого не секрет, что НАТО является основной системой евро-атлантической безопасности. Неоспорим и тот факт, что роль НАТО в деле международной стабильности постоянно растет, и Армения, в рамках своей европейской политики, успешно сотрудничает с этой организацией. При этом хочу особо подчеркнуть, что, планомерно углубляя сотрудничество с НАТО, наша страна сегодня в своей внешнеполитической деятельности вопрос вхождения в эту организацию не ставит.

Наша страна осуществляет курс европейской интеграции, и естественно, что взаимоотношения с НАТО продолжают углубляться. При этом взаимоотношения с НАТО постепенно приобретают конкретный характер, определяются и осуществляются конкретные цели, что подтверждается участием Армении в миротворческих операциях, успешной реализации программы «Партнерство ради мира», разработке и обсуждении новых инициатив НАТО. При этом нет ничего противоестественного в том, что Армения параллельно развивает взаимоотношения и с НАТО и с ОДКБ, в чем нередко нас упрекают. Здесь нет никаких противоречий, так как в последнее время наметилось сближение позиций Организации ДКБ и НАТО по многим вопросам, а Устав ОДКБ не ограничивает возможности сотрудничества с другими государствами и организациями.
Кроме этого, сотрудничество с НАТО и сотрудничество в рамках ОДКБ развиваются по разным направлениям. Если сотрудничество в рамках ОДКБ и с государствами-членами этой организации ( в частности с Россией) решает наши стратегические задачи, то сотрудничество с НАТО направлено на развитие в основном таких сфер, которые необходимы для обеспечения взаимоотношений в военной области с европейскими государствами. По сути, эти два направления дополняют друг друга, что дает альтернативные гарантии безопасности.
Что касается взаимоотношений в рамках ОДКБ, хочу обратить ваше внимание на то, что в концептуальном плане ОДКБ имеет сугубо оборонительную направленность при приоритете политических средств предотвращения и ликвидации военных конфликтов. Государства-члены ОДКБ никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Организация открыта для вступления в нее разделяющих ее цели и принципы государств.
За последние 2-3 года в рамках ОДКБ произошли активные процессы, благодаря которым были созданы основные механизмы для максимального использования скоординированных действий государств-членов в области безопасности, обороны и внешней политики, благодаря чему Организация приобрела все атрибуты международного субъекта безопасности.
В 2004 году Армения продолжила свое активное участие в процессах военной интеграции и сотрудничества в рамках ОДКБ. В частности, в 2004 году активизировались усилия Армении и других государств-членов ОДКБ по развитию и совершенствованию военной составляющей Организации, особенно по созданию практических механизмов военно-технического и военно-экономического сотрудничества, совместной подготовке военных кадров и специалистов на многосторонней основе. Сделаны важнейшие шаги по развитию сотрудничества в области совместной борьбы против незаконного оборота наркотиков. Особое внимание было уделено противодействию современным глобальным вызовам и угрозам, таким как международный терроризм и экстремизм. Об успешности скоординированных действий государств-членов ОДКБ в этих областях свидетельствуют впервые проведенные учения « Рубеж-2004» и антинаркотическая операция «Канал -2004». Необходимо также отметить большую значимость и роль ОДКБ в перспективном развитии ВС РА в обозримом будущем. Особенно важны интеграционные процессы в рамках этой организации, и в первую очередь, конечно же, в области создания дееспособной системы ПВО государств-членов ОДКБ.
Главной задачей в настоящее время является практическое наполнение Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, оснащение Вооруженных Сил ОДКБ современными образцами вооружения и военной техники, развитие военно-экономического сотрудничества, усиление военно-политической роли Организации. Исходя из этих факторов, считаю, что долгосрочное сотрудничество Армении в рамках ОДКБ может играть особо важную роль в деле развития ВС и в процессе строительства системы безопасности нашего государства.
Конечно же, приоритетными в рамках ОДКБ являются взаимоотношения Армении с Российской Федерацией, которые, как уже говорилось, носят стратегический характер и имеют краеугольное значение для безопасности страны. Эти взаимоотношения продиктованы как вековой дружбой между двумя народами, так и их закрепленностью многочисленными международными договорами и соглашениями, которые регулируют наши двусторонние отношения и обеспечивают их стабильное развитие. Использование армяно-российского сотрудничества в интересах обеспечения безопасности как Армении, так и России вытекает из долгосрочных стратегических интересов обоих государств. При сложившихся военно-политических реалиях Армения руководствуется принципом создания надежных гарантий своей безопасности, и в этом смысле роль армяно-российского стратегического партнерства трудно переоценить. Армяно-российские отношения вбирают в себя важнейшие сферы сотрудничества между двумя государствами и народами: политическую, военную, экономическую.
Армяно-российское военное и военно-техническое сотрудничество созвучно интересам Армении и является надежной гарантией региональной безопасности, воплощением чего является дислоцированная на территории Армении российская военная база.
Двусторонние взаимоотношения с Россией основываются на развитой договорно-правовой базе, только двустороннее военное сотрудничество между нашими странами регулируется около 60 правовыми документами. Ежегодно осуществляется более 50 мероприятий, направленных на взаимодействие ВС двух стран, укрепление армяно-российской Объединенной группировки. Армяно-российские отношения не менее важны также в многостороннем формате объединенная система ПВО СНГ в Армении посредством совместного армяно-российского дежурства решает одну из важнейших задач региональной безопасности. Армяно-российский военный союз в системе безопасности ОДКБ служит обеспечению военно-политического баланса в регионе Южного Кавказа.
Вместе с тем, стратегические отношения Армения-Россия, как мы отметили выше, не могут стать препятствием для развития процессов евроинтеграции Армении. Более того, в контексте сближения отношений Россия-Евросоюз для Армении создаются благоприятные условия по сопряжению этих двух приоритетных для государства направлений, обеспечивая по возможности конструктивные перспективы как в совершенствовании системы нашей национальной безопасности, так и предпосылки для формирования архитектуры региональной безопасности на Южном Кавказе.
— Допускаете ли Вы возобновление военных действий со стороны Азербайджана и какова общая боеспособность Армянской армии?
— Мне неоднократно приходилось отвечать на аналогичные вопросы, с различной формулировкой, но одинаковой по своей сути смысловой нагрузкой. Суть этих вопросов обычно сводится к следующему: будет новая война или нет, чья армия сильнее – наша или азербайджанская, кто победит в этой войне, если она начнется и т.д.
Да, нам известно, что в Азербайджане из уст и бывших высших гражданских и военных должностных лиц, и некоторых нынешних руководителей, депутатов парламента, лидеров ряда партий звучат воинственные призывы о решении карабахской проблемы вооруженным путем. Я не хочу комментировать эти заявления и давать какие-либо моральные оценки. Пусть оценку этим призывам к возобновлению войны даст сам азербайджанский народ. От себя добавлю лишь то, что ни один политик, депутат или военный, который считает себя защитником интересов народа, не имеет права и не должен позволять себе публичных высказываний, призывая к войне. История тысячекратно свидетельствовала о том, что не бывает вечных войн, любая война завершается подписанием мирного договора, хотя пути достижения этого мира бывают очень извилистыми и долгими.
Наша страна, ее руководители на всех уровнях неоднократно заявляли, что любой конфликт, в том числе и карабахский, можно и нужно решать только мирным путем. Мы надеемся, что так же думают и в соседней стране и переговорный процесс будет углубляться, и рано или поздно придет к своему логическому, позитивному завершению.
Что касается общей боеспособности Армянской армии, то это очень емкое, многогранное понятие, имеющее свои специфические критерии, и не думаю, что они будут интересны читателям газеты. Скажу лишь одно. Мы знаем, что такое война, мы видели ее ужасы, видели кровь, видели гибель солдат, мирного населения, горечь утрат родных, близких и незнакомых людей. И мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы ужасы войны не повторились. Мы мирный народ и хотим жить в согласии с нашими соседями, хотим, чтобы на древней кавказской земле все народы занимались мирным созидательным трудом, растили и воспитывали детей и внуков, готовили им достойное будущее. Это наше искреннее желание – людей военных, которые избрали для себя самую замечательную профессию – защищать Родину. При этом пусть никто и никогда не сомневается, что ВС Армении в достаточной мере подготовлены и сумеют успешно выполнить любые задачи по защите неприкосновенности границ нашего государства и мирного труда армянского народа.

Беседу вела Карине Тер-Саакян, Ереван

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении