Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Внутриполитическая ситуация в Армении

В течение минувшего года на политической арене Армении произошел ряд примечательных событий, которые, в определенной мере, изменили расстановку сил как в «партии власти», так и в оппозиции.

Первую половину года оппозиция и «партия власти» как бы «доигрывали» за предыдущий, 2003 год, когда состоялись президентские и парламентские выборы. В частности, в течение всей первой половины года, в особенности весной, армянская оппозиция, вдохновленная итогами «революции роз» в соседней Грузии, попыталась через политическое протестное движение запустить механизм реализации решений Конституционного суда Армении (от 16.04.2003г), который, как известно, признав победу Роберта Кочаряна на президентских выборах, тем не менее, предложил провести в течение года «референдум доверия» действующему главе государства. Однако, трехпартийная правящая коалиция (АРФ- Дашнакцутюн, Республиканская партия и партия «Оринац еркир»/ «Страна законности») блокировала в парламенте предложения оппозиции по вопросу внесения изменений в закон о референдуме, что привело к бойкоту со стороны парламентской оппозиции (девятипартийный блок «Ардарутюн»/ «Справедливость» и партия «Национальное единение») пленарных заседаний Национального Собрания. Оппозиция, с целью оказания давления на парламентское большинство и президента по вопросу проведения «референдума доверия», начиная с февраля бойкотировала до конца года заседания Национального Собрания, а также вывела на улицы Еревана и других городов Армении своих сторонников. Массовые акции протеста сторонников оппозиции (их пик пришелся на апрель) были подавлены предельно жесткими действиями силовых и правоохранительных структур Армении, которые действовали по личному указанию президента Р.Кочаряна.
Жесткие действия властей Армении были решительно осуждены со стороны европейских структур (см. соответствующие решения Парламентской Ассамблеи Совета Европы, заявление действующего председателя ОБСЕ и т.д.), американского правительства, частью армянской общественности и интеллигенции, а также со стороны правозащитных и иных неправительственных организаций.
Как следствие «весеннего политического наступления», в течение всего лета, по требованию европейских структур и общественных организаций, с одной стороны, шел процесс освобождения из-под стражи арестованных активистов и сторонников оппозиции, а с другой стороны, был проведен ряд «показательных» судебных процессов над рядовыми оппозиционерами.
В целом, «партии власти» во главе с президентом, используя в основном методы подавления, удалось удержать ситуацию в стране под контролем. Однако, результатом весенней политической активности стало изменение баланса сил на политической арене. Так, если в начале года в Армении мы имели ситуацию, которую можно было охарактеризовать как «сильная власть - слабая оппозиция», то в конце года ситуация может быть охарактеризована как «слабая власть - слабая оппозиция». Для удержания контроля над ситуацией «партия власти» во главе с президентом Робертом Кочаряном в течение 2004 года сделала ряд шагов по ограничению гражданских и демократических свобод. Среди них выделим:
- подписание в январе президентом Р.Кочаряном закона «О массовой информации». Эксперты Совета Европы (к ним можно добавить «Артикл XIX» и германскую организацию «JTZ»), говоря об окончательном варианте закона, высказали свое открытое опасение за будущее свободы прессы в Армении;
- принятие закона «О проведении собраний, шествий, митингов и демонстраций». В законе очень много запретов. В частности, запрещается проводить митинги у зданий государственных учреждений и крупных культурных центров. В свою очередь полиция получила исключительные права на применение силы. Таким образом, де-факто граждане Армении лишились тех прав на проведение публичных мероприятий, которые они завоевали в 1988 году, на закате Второй республики. Заметим также, что эксперты авторитетных европейских организаций отметили несоответствие ключевых положений вышеупомянутого закона принятым в Совете Европы стандартам;
- был принят Национальным Собранием ряд существенных изменений к закону «О партиях». Согласно новому закону, в 10 раз увеличивается минимальная численность членов партии (2000 человек), требуемая для регистрации в Министерстве юстиции. Одновременно введено требование о том, что на территории каждого марза Армении каждая зарегистрированная партия должна иметь не менее 200 членов. При принятии соответствующих подзаконных актов со стороны уполномоченного органа (в данном случае Министерства юстиции) может возникнуть ситуация, когда партии должны будут предоставлять списки своих членов исполнительным структурам, что открывает путь к реальному тотальному государственному контролю за всеми представителями политической оппозиции. Все это только на руку парламентскому большинству в лице трехпартийной коалиции. Кроме того, изменения в законе создают предпосылки для искусственного выталкивания с политической арены Армении ряда небольших, но весьма самобытных политических организаций (например: «Союз конституционного права», Национально- демократическая партия и др);

- по инициативе исполнительных структур Национальным Собранием внесен ряд серьезных изменений в ту часть законодательства страны, которая регулирует деятельность адвокатов и особенно адвокатских объединений. Для облегчения контроля со стороны Министерства юстиции над деятельностью адвокатов они будут сведены в одну организацию. Все это, по мнению исполнительных структур, должно резко сократить число неподконтрольных, непослушных и независимых от властей адвокатов. Тем самым будут созданы условия для ограничения возможности крайне нежелательных для официального Еревана обращений граждан в Европейский суд по правам человека в Страсбурге;
- в самом конце года трехпартийная коалиция приняла изменения и дополнения в регламент Национального Собрания. В частности, предусматривается созыв очередных заседаний раз в три недели, вместо действующего раза в две недели. Очередные заседания будут не трехдневными, как ныне, а четырехдневными. Если находящиеся на повестке дня четырехдневных заседаний вопросы решаются раньше установленных сроков, то четырехдневные заседания завершаются после завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня.
Данные изменения констатируют глубочайший кризис парламентаризма в Армении. В результате сомнительных итогов парламентских выборов и бойкота работы Национального Собрания со стороны оппозиции парламент де-факто трансформировался в придаток исполнительной власти. Интересно, что во времена Второй республики парламент де-факто был одним из отделов Центрального Комитета Коммунистической партии Армении. В 1988 году, благодаря мощной волне Карабахского движения, эту ситуацию удалось коренным образом изменить. В 2004 году, как и положено в авторитарном государстве, все «вернулось на круги своя». Отсутствие сколь-нибудь значимых законодательных инициатив со стороны депутатов парламентского большинства демонстрирует его невысокий политический и профессиональный уровень.
Самым интересным является то, что скатывание Армении к авторитаризму проходит в рамках Совета Европы и продолжающегося мониторинга со стороны этой авторитетной организации. Все происходящее может стать пищей для размышления как минимум об эффективности мониторинговых миссий СЕ.
По итогам года можно констатировать, что президент Р.Кочарян, используя свои административные и силовые ресурсы, достаточно жестко контролирует процессы в «партии власти». Некоторые противоречия внутри коалиции, связанные, например: с отправкой ограниченного вспомогательного армянского воинского контингента в Ирак; с изменением соотношения числа депутатов, избираемых по пропорциональной системе и мажоритарным округам в будущем парламенте, и т.д., были решены путем сделок внутри «партии власти» (здесь мы выделим действия министра обороны Сержа Саркисяна, который, судя по всему, может рассматриваться как главный кандидат на место политического преемника Р.Кочаряна), к которым были привлечены и некоторые другие политические круги, добивающиеся «места под солнцем». В частности речь идет об «Объединенной партии трудящихся» (лидер Гурген Арсенян).
Абсолютный контроль Роберта Кочаряна над электронными СМИ, силовыми структурами и правоохранительными органами, олигархами и тайными механизмами «теневой экономики» создал у части населения имидж непобедимости и политического бессмертия действующего президента Армении. Однако, в действительности, минувший год существенно ослабил власть Р.Кочаряна и сделал ее податливой особенно на внешнее давление. Не случайно, что некоторые российские и западные политические эксперты, делая политические прогнозы на 2005 год, отмечают неустойчивость режима Роберта Кочаряна в Армении, который, по их мнению, вполне может стать объектом для очередной «бархатной революции» на постсоветском пространстве.
Судя по всему, более всего Р.Кочарян опасается реального политического диалога между оппозицией и трехпартийным парламентским большинством (декларативный политический диалог был организован в мае-июне спикером парламента Артуром Багдасаряном, и он мало беспокоит президента).

Внутри различных сегментов политической оппозиции Армении также произошли достаточно интересные изменения. В частности:
- произошло определенное структурное усиление партии «Анрапетутюн»/«Республика», политическим лидером которой является экс-премьер- министр Арам З.Саркисян. Мы не исключаем, что он вполне может пойти на стратегический политический союз с харизматическим экс-министром иностранных дел Раффи Ованнисяном и его политическими сторонниками. Потенциально этот союз может привлечь несоизмеримо большее число активных сторонников оппозиции, чем аморфное 9-партийное объединение «Ардарутюн»;
- в свете последних событий в Украине (а ранее в Грузии) произошло дальнейшее ослабление позиций наиболее рейтингового армянского политика по итогам 2003 года Степана Демирчяна. Для большинства наблюдателей и населения сегодня очевидно, что армянская оппозиция в 2003 году не смогла отстоять голоса избирателей, полученные на выборах, во многом из-за нерешительности Степана Демирчяна, который оказался явно не готов к роли политического лидера;
- экс-президент Армении Левон Тер-Петросян посетил Францию, США и Великобританию, где имел ряд встреч с высокопоставленными официальными лицами, бывшими и нынешними лидерами этих стран. Таким образом, был продемонстрирован впечатляющий потенциал этого политического деятеля, и многие наблюдатели вынуждены были констатировать, что экс-президента еще рано сбрасывать со счетов. Тем не менее, отсутствие сколь-нибудь внятной информации о реальных итогах поездок Л.Тер-Петросяна не дает нам возможности сделать внятный прогноз на его обозримое политическое будущее;
- можно констатировать резкое ослабление позиций лидера «Национального единения» Арташеса Гегамяна и его партии. В течение минувшего года произошла окончательная трансформация этого политика в своеобразного малоперспективного «геополитического бомжа». Этот процесс окончательно завершился 24 декабря, когда парламентская фракция возглавляемой им партии поддержала в парламенте отправку армянских военных в Ирак;
- вполне возможно, что нишу Арташеса Гегамяна на политической арене Армении постепенно займет Арам Карапетян и возглавляемая им внепарламентская партия «Новые времена». Можно предположить, что он попытается организовать некую «Русскую партию», которая была бы вне сферы влияния дуэта Р.Кочарян - С.Саркисян и их кремлевских опекунов. Не исключено, что создание «Русской партии» будет инициировано другими внепарламентскими кругами, а А.Карапетян только присоединится к этой инициативе. При этом, можно с достаточно высокой степенью достоверности говорить о том, что некогда могущественная Компартия Армении будет только жалким статистом в этих процессах.
Мы полагаем, что большинство внутриполитических процессов в Армении в 2005 году будет проходить под влиянием внешнего фактора, значение которого, по итогам 2004 года, на постсоветском пространстве сильно возросло.

Давид Петросян, политический обозреватель агентства новостей
«Ноян тапан»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении