Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

И наших судеб сопряженье ...

С давних времен армяне общались с русскими, их связи восходят еще к периоду создания и крещения Киевской Руси. Участвовали армяне и в Куликовской битве, о чем свидетельствует уникальная находка, хранящаяся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Это медное блюдо с надписью на армянском языке, датируемое концом 12 – началом 13 века. Обнаружено оно было при раскопках городища Старая Рязань. Ученые предполагают, что в эти времена в Старой Рязани могло существовать постоянное армянское поселение или квартал.

В царствование Петра I между армянами и русскими установились такие тесные отношения, что армяне все свои надежды на освобождение от турецкого и персидского векового гнета связывали с Россией, а Петр считал их своими надежными и верными союзниками. Симпатии армян к России были ярко продемонстрированы еще во времена первого персидского похода Петра I, затем во второй половине XVIII и начале XIX веков, во времена русско-турецких и русско-персидских войн. В свою очередь, видя все это, царское правительство особо выделяло армян, ценило их деловые качества и преданность, выделяло земли для их поселения, способствовало развитию их ремесел, предпринимательства и др. Благодаря этому армянские поселения стали появляться в благодатных краях Крыма, низовьях Дона, южных регионах России и др.
В начале XIX века, когда Закавказье присоединилось к России и после подписания Туркманчайского договора Армения стала частью Российской империи, армянский народ получил прочные гарантии на свое выживание.
Общность христианской веры являлась определяющим фактором духовной близости двух народов, была тем фундаментом, на котором закладывалась вся последующая история армяно- русских отношений. Россия стала играть огромную роль в экономическом, политическом и культурном развитии армян, веками стонущих под тяжелым ярмом отсталой феодальной Турции и Персии.
С самого начала присоединения районов Закавказья к России в развитии их жизни и культуры приняли участие лучшие представители русского народа – Грибоедов, Пушкин, очень многие декабристы, которые как до, так и после декабрьского восстания 1825 года бывали в Армении и принимали участие в войнах против Турции и Персии. Они близко знакомились с жизнью народа и страны, устанавливали связи с местным населением и т.п. Так, многие будущие декабристы участвовали в первом (1804г.) и во втором (1808г.), а также третьем походах русских войск на Эривань. Некоторые из них участвовали в составе персидского Посольства генерала Ермолова, который был назначен управителем Кавказа.
В состав Посольства входили и армяне, из которых следует отметить сотрудника Министерства иностранных дел России, коллежского советника Ал. Худабашяна (секретарь Посольства), штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка В.Бейбутова (адъютант Ермолова), переводчика-поручика Мадатова, дипломатических сотрудников Шамира Бегларяна, Алиханяна, Назаряна и др.
Они охотно помогали другим сотрудникам Посольства знакомиться с прошлым и настоящим Армении, рассказывать про угнетенную и тяжелую судьбу армян, показывать старинные армянские памятники, лежавшие на пути следования Посольства.
“Я никогда не видел, - пишет будущий декабрист Ник. Муравьев, - такого числа памятников вместе собранных, их 30 тысяч полагать можно; камни очень большие и с весьма искусными насечками. Барельефы и надписи прекрасно сделаны” …
По пути следования Посольства местные жители-армяне приветствовали и щедро угощали их, многие плакали и молили Бога, чтобы он избавил их от ига персиян.
Прекрасные контакты представителей русской общественности с передовыми людьми армянской национальности сложились и в Тифлисе, административном и культурном центре Закавказья. Здесь создалось прекрасное общество, члены которого собирались друг у друга, устраивали вечера, беседуя на политические, военные, литературные и другие темы, организовывали балы, спектакли, занимались изучением языков: иностранных и местных.
В частях Кавказского корпуса довольно внушительную цифру составляло число людей, сосланных на Кавказ: участников декабрьского 1825 г. восстания, войсковых и крестьянских волнений, которые отличались свободомыслием и прогрессивными убеждениями и идеями. Все это не могло не отразиться на всем духе общественной жизни Закавказья, что, в условиях удушливой атмосферы николаевской России, еще больше влекло сюда передовых людей, у которых тяжелая участь Армении не могла не вызывать гнев и ненависть к ее поработителям. Кроме офицеров- декабристов на Кавказ направляются и многие рядовые солдаты–участники восстания, численность которых в 1826-1827 г.г. составила более 2800 человек. Они прибыли на Кавказ как раз к началу русско-персидской войны 1826 года, когда персы, нарушив Гюлистанский договор, начали свои наступательные операции против русских войск. Взяв в свои руки инициативу, русские войска весной 1827 года двинулись на Эривань и Нахичевань. После жестоких сражений при Сардарапате, Ошакане и Абасабаде, Нахичевань (7 июля), а затем и Эривань (1 октября) пали.
Наступление нового 1828 года армяне Эривани и близлежащих мест отмечали вместе с русскими солдатами, впервые праздновали крещение и, организовав крестный ход, шли с крестами, образами и хоругвями, вознося молитвы и хвалу русскому оружию, освободившему их от ига персов.
После взятия Эривани русские части двигаются в Персию, дойдя до озера Урмия. Восточная Армения была освобождена, и между Россией и Персией был заключен широкоизвестный всем Туркманчайский договор.
Через несколько месяцев после окончания русско-персидской войны начинается русско-турецкая война. Русские войска под командованием генерала Паскевича в июне 1828 года переходят реку Ахурян и двигаются к Карсу. В этой войне русские войска одержали ряд крупных побед в сражениях за Карс, Ахалцих, Эрзерум, Байбурт и др. В войсках, продвигавшихся к Эрзеруму, в то время находился и великий русский поэт А.С.Пушкин, описавший в своем произведении “Путешествие в Арзрум” многие события этого похода. Русско-турецкая война 1828-1829 г.г. как на Балканском, так и на Кавказском фронтах закончилась победой России, когда малочисленные русские войска добивались крупных побед над противником, в несколько раз превосходившим их числом. Вместе с русскими войсками против турок воевали и два полка, в состав которых входили добровольческие отряды армян, многие из которых были удостоены наград .
Первый военный гарнизон в армянских краях появился сразу же после присоединения Грузии к России. Он был размещен в провинции Ширак (Шурагель). Казаки, посланные сюда, основали поселок по соседству с деревней Гюмри, который превратился в пограничный пост на границе с Турцией. За все время Кавказской войны пост в Гюмри играл роль передового военного бастиона российских войск. Именно отсюда генерал Паскевич выступал на завоевание Эривани, а затем – Карса и Эрзерума. Гюмри превратился в важную крепость. В 1837 году здесь побывал император Николай Первый, после чего фортификационные работы еще более усилились и деревня Гюмри, разросшись, превратилась в город Александрополь, ставший крупным стратегическим центром России на Кавказе, где уже появились гражданские лица русской национальности.

Было решено на присоединенных землях создать русские поселения, жители которых могли бы с оружием в руках, защищая свое имущество, помогать в освоении края. Это давало возможность сократить численность оккупационной армии и снизить огромные расходы на ее содержание, доведя ее численность до размеров обычных военных гарнизонов. Рано или поздно необходимо было военную оккупацию края заменить полным и мирным владением завоеванных с таким трудом земель.
Одновременно это давало возможность решить вопрос удаления из России “особо вредных сект” и изоляции от них православного населения. И уже в 1831 году в Карабахской провинции возникло первое поселение духоборов из донских казаков – село Кизил-Кишлак. Через год в Нахичеванской губернии появилось первое молоканское село Базарчай.
Еще раньше в Закавказье обосновались немецкие колонисты, которые, приехав в Грузию в 1817 году, поселились в нескольких колониях Тифлисской и Елизаветпольской губерний. В 1830 году их число составляло примерно 2000 человек. Все они были протестантами и искали здесь мира, душевного спокойствия и второго пришествия Христа, которое по пророчеству их проповедников должно было произойти в 1836 году в районе горы Арарат. Аналогичные слухи были широко распространены и среди молокан, а также духоборов. Поэтому на Кавказ наряду с ссыльными сектантами немало прибывало и добровольцев. Это тогда вполне устраивало администрацию Закавказья, которая создавала благоприятные условия переселенцам, обеспечивая их значительными наделами земли и освобождая на первое время от налогов. При этом правительство руководствовалось не только внешнеполитическими, но и экономическими соображениями, необходимо было осваивать и развивать присоединенные районы. Здесь же происходили межэтнические стычки между татарами, курдами и армянами. России приходилось вести постоянную борьбу как с внешним противником в лице Турции и Персии, так и внутренними группировками, поддерживавшимися этими государствами.
Генерал Ермолов повел жесткую политику против ханов и беков , ввел русское управление и суд, окончательно превратив завоеванные края в российские провинции.
Разместив военные гарнизоны в пунктах, имеющих стратегическое значение, Ермолов на первых порах стал создавать военные поселения (тогда их называли штаб–квартирами), где солдаты помимо несения воинской службы имели свое крестьянское хозяйство и семью. Из внутренних губерний России стали завозить для солдат невест. Появились чистые, благоустроенные поселения с православными храмами и обустроенным хозяйством. Наряду с этим не упускалась из виду и возможность привлечения сюда русских переселенцев из числа сектантов. Их стали расселять на магистральных направлениях, имеющих стратегическое значение для России. Одна волна селилась по трассе, которая затем стала основным торговым путем между Россией и Персией: Тифлис - Елизаветполь (Гянджа) – Казах – Делижан – Еленовка (Севан) – Ахта (Раздан) – Эривань.
Другая волна расселялась по другой стратегически важной трассе следования русских войск на Турцию: Тифлис – Александрополь (Гюмри) – Карс – Эрзерум. Здесь помимо сектантских создавались православные села с жителями из числа военнослужащих и казаков (Джалалоглу, Каменка, Русские Гергеры, Новопокровка, Привольное).
Русские селились главным образом в местах, природно-климатические условия которых были схожи с теми, которые они оставили в России. В 1835 году появилось сектантское поселение субботников Еленовка (Севан), в 1842 году – Никитино (Фиолетово), в 1846 году – Воронцовка (Ташир), в 1847 году – Воскресенка (Лермонтово) и другие.
Таким образом, появление русских населенных пунктов в Закавказье в основном приходится на 30-40-ые годы XIX века, когда здесь появилось более тридцати чисто русских поселений.
Следует отметить, что отвоеванные у Турции и Персии земли Восточной Армении были слабо заселены. В 1829 году Российская Академия наук издала “Исторический памятник состояния Армянской области”. В нем указывалось, что “… из 1111 сел 449 пустуют, а население всего края составляет 107 тысяч человек”. Сюда просилось казачество, но правительство России поручило полковнику Лазареву, армянину по происхождению, заняться проблемой заселения этих земель армянским населением, для чего тот обратился к армянам, проживающим в Персии и Турции, с призывом переселяться в Эриванскую и Нахичеванскую губернии. К призыву Лазарева присоединилось и руководство Армянской церкви во главе с ее патриархом Нерсесом Аштаракеци, приветствовавшее появление русских в Армении. В течение трех месяцев сюда из Персии перебралось 8 тысяч семейств общей численностью около 40000 человек. Спустя короткое время, после заключения мира с Турцией Адрианопольского мира, сюда перебралось еще 13000 армянских семейств из Эрзерума, Баязета и других турецких территорий. Общее число армян, переселившихся из Персии и Турции за 1828-1829 годы, достигло 105000 человек. В ходе дальнейших русско-турецких войн в 1853-1856 г.г. и 1877-1878 г.г. кампания по переселению армян из Турции в Закавказье, преимущественно в Эриванскую губернию и на Черноморское побережье Кавказа, продолжалась и носила широкий размах. Заселением русскими и армянами завоеванных земель Россия намеревалась окончательно закрепить за собой эти края.
В результате репрессивной политики правительства Николая Первого по отношению к сектантам в Закавказье оказался значительный набор различных сект: молокане, духоборы, хлысты, субботники, скопцы и другие. Им были отведены значительные наделы земли. Первое время им приходилось очень трудно. Сознание ответственности перед семьей, стремление быстрее развить хозяйство требовало трудолюбия, экономии во всем, трезвости и добросовестности в работе. Эти качества помогли им довольно быстро стать на ноги и обзавестись крепким хозяйством. Сооружались добротные дома и хорошо организованные усадьбы. Занятием вначале была разработка земель и хлебопашество, затем началось занятие скотоводством, пчеловодством, ремеслами (плотничанье, выделка кож, кузнечное дело и др.), извозным промыслом. Русские успешно выращивали картофель, капусту, разводили сады.
За короткий период в руках русских людей сосредоточилась перевозка грузов по трассе Джульфа – Ереван – Тифлис. Они перевозили не только хлопок и сельхозпродукты, но и керосин, соль, обслуживали внешнюю торговлю между Россией, Персией и Турцией в пределах Эриванской, Елизаветпольской губерний, Карсской области и других закавказских регионов. Их более удобные, быстрые четырехколесные повозки, а зимой сани, имели преимущества перед традиционными двухколесными арбами местного населения и позволяли им делать многодневные дальние рейсы аж до Владикавказа. Проживая вдоль магистральных стратегических трасс, они выполняли работы по их содержанию и ремонту. Во время русско-турецкой войны молокане и духоборы помогали делать переправы и доставлять провиант для действующей армии. Каждая община решала у себя все хозяйственные вопросы, следила за поведением и образом жизни каждого ее члена, распределяла земельные наделы между семьями, регулировала отношения как внутри ее, так и с правительственными органами. Община строго следила за сохранностью выделенного правительством земельного фонда и сбором податей, которые устанавливались государством из расчета количества всей выделенной общине земли.
Трудолюбие и разумное хозяйствование не могло не сказаться на экономике регионов их проживания. Только в одном Лорийском регионе спустя два десятка лет после прибытия русских в их селах действовало уже несколько десятков сыроделен, где вырабатывалось около десяти тысяч пудов сыра и 1-2 тысячи пудов масла. Администрация края и местное начальство, видя громадную пользу, приносимую трудолюбивым и трезвым населением, а также не имея возможности осуществления строгого контроля за перемещением переселенцев, глядело сквозь пальцы на тот факт, что у молокан установились тайные сношения с родиной, откуда потянулись к ним беглецы, укрываемые ими.
Большую помощь и покровительство молоканам в период их прибытия в Закавказье оказывал наместник на Кавказе граф М.С.Воронцов, в честь которого и членов его семьи были названы селения Михайловка, Воронцовка, Елизаветинка, Еленовка и некоторые другие.
Благоприятные условия послужили стимулом для многих сектантов России, которые стали добровольно переселяться в Закавказье, где они расселялись с разрешения местной и краевой администрации. Особенно активно осуществлялось заселение Карсской области после ее присоединения в 1878 году к России, где уже к концу XIX и началу XX века численность русского населения составляла примерно 11000 человек.
В Эриванской губернии общая численность русских достигала 4150 человек, в Бакинской губернии – 11500 человек, Тифлисской – 3204 человека, Елизаветпольской – 2987 человек.
Армяне вначале не особенно радушно относились к новым непрошеным соседям по причине того, что им были выделены наделы земли, значительно превышающие их наделы, да еще к тому же переселенцы освобождались на первые годы от налогов и получали значительные льготы.
Лишь затем, на почве экономических и торговых отношений, стали налаживаться контакты с местным населением.
Местному населению было чему поучиться у прибывших, так как русские принесли сюда более совершенные орудия труда, новые лучшие породы скота, более передовые методы ведения хозяйства. Местное население переняло у прибывших косу, четырехколесные повозки, которые постепенно стали вытеснять арбы. Русские принесли на Кавказ такую сельскохозяйственную культуру, как картофель, способствовали развитию в крае огородничества.
Прибывшие, в свою очередь, многое переняли у коренных жителей. Они переняли у них методы обмолота зерна, изготовление и потребление в пищу сыра, зелени, в их рационе появилось многое из армянской кухни, в лексиконе стали использоваться некоторые слова армянского происхождения и т.п.
Введенная в империи в конце XIX столетия всеобщая воинская повинность, которую молоканская вера отвергала как акт насилия над человеком, заставила их подумать о переселении в места, где можно было бы жить в соответствии с принципами своего вероисповедания. Это стало одной из основных причин переселения в 1904-1911 годы части молокан и духоборов Закавказья в Америку, Австралию и Канаду. Это была первая волна миграции русского населения из Армении. Следующая, вторая волна последует через 80 лет.

Иван Семенов

Продолжение в следующем номере «НК».

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении