Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Фрид Согоян: «Мой главный интерес в искусстве — человек»

Указом Президента Российской Федерации В. Путина выдающийся скульптор Фридрих Мкртычевич Согоян удостоен звания народного художника России. В добавление к имеющимся у Согояна званиям заслуженного художника Армении, заслуженного деятеля искусств Украины и лауреата Ленинской премии это новое признание его заслуг в изобразительном искусстве венчает непрерывное восхождение художника к высоким образцам творчества.

Талант Согояна одним из первых громогласно оценил Евгений Вучетич, автор всемирно известного монумента Солдату-освободителю в Берлине. В 60-е годы XX века в бывших союзных республиках ежегодно проводились художественные выставки. Лучшие работы отбирались для показа в Москве на выставке всесоюзной. Комиссию Союза художников СССР, приехавшую в Ереван для отбора лучших работ, возглавлял Вучетич. Он ходил между представленными произведениями и показывал пальцем: это, это, это... Имена авторов были скрыты под девизами. Когда подвели итоги, оказалось, что все указанные Вучетичем работы принадлежат одному человеку: Согояну. Свое мнение о молодом скульпторе мастер выразил в надписи на подаренной ему своей книге «Художник и жизнь»: «Молодому и талантливому человеку, скульптору с гигантскими творческими перспективами Фридриху Согояну с наилучшими пожеланиями». Это было в 1965 году.

В начале семидесятых началась подготовка к мемориалу в Киеве, посвященному Победе. Созданием колоссального проекта руководил Вучетич. Он собрал множество молодых талантов и поручил разработку отдельных частей будущего комплекса разным творческим группам.

Согояну в качестве авторского проекта достался эпизод форсирования Днепра. Проект был завершен уже после ухода Вучетича из жизни. Фрида (так его звали друзья) удостоили Ленинской премии.
Прошедшую войну он отразил и во многих других своих работах.

— Наш основной художественный материал — камень и металл, — говорит Фрид. — То есть то, что наиболее долговечно. Сам Бог велел запечатлевать в них крупнейшие события, величайших людей. У каждого из нас есть произведения, которые выделяешь из всех других. Я лично очень люблю свой памятник юным солдатам Отечественной войны — соловецким юнгам в Архангельске. Но я не баталист, мой главный интерес в искусстве — человек со своим характером, своим местом в истории. Вот почему подавляющее число моих работ — портреты. Независимо от меня сложилась галерея образов, связанных общностью судьбы и отношения к жизни. Это необыкновенно важно прежде всего для себя самого: вот с какими людьми я прожил жизнь, ел хлеб и пил вино.

Выдающийся невропатолог Левон Бадалян, первооткрыватель сибирской нефти Виктор Муравленко, здравствующие ныне Элина Быстрицкая, академик футбола Никита Симонян... А вот небольшая скульптура — пожилой мужчина держит на руках молодую женщину: это его безвременно ушедшая супруга Лена, а мужчина — он сам, Фрид, для которого любимая женщина остается вечно молодой. Это гимн любви, сильнее я никогда не видел. Прошло время, многое из созданного Фридом Лена так и не увидела, но она может быть спокойна: его дом наполнен ею, он сохранил его, один вырастил двух их сыновей, талантливых скульпторов.
Мне глубоко запала в душу мысль Фрида, почему он выбрал скульптуру делом своей жизни: «Когда даже музыка и театр оставались относительно долго «не для всех», скульптура уже служила, как теперь говорят, массам. Целые исторические периоды носят названия господствовавших в те времена скульптурных и архитектурных стилей — коринфский, ионический... Неслучайно мы определяем лицо иной страны и иного города по тому, как они «смотрятся»...
Значительная часть произведений Фрида посвящена Армении, ее людям, ее взлетам и трагедиям. Его скульптура памяти армянского землетрясения — взволнованная мать с ребенком на руках — установлена в Вашингтоне перед Белым домом. Тысячи и тысячи людей приходят ежедневно поклониться к его мемориалу «Оставленным могилам» на Армянском кладбище в Москве, напоминающему о трудной судьбе армян на разных дорогах мира.
Сегодня работы Фрида можно увидеть в его родном Гюмри и Спитаке, в далеком Самарканде и на легендарном поле у Прохоровки — месте величайшего танкового сражения Отечественной войны. Так сложилось, что большинство его последних работ стоят в Москве, где «прописана» нынешняя творческая мастерская Согояна. Это памятник жертвам «ленинградского дела», грандиозный монумент «Геологам-первооткрывателям». Московская городская Дума приняла решение создать новый памятник соловецким юнгам в Москве на площади Соловецких юнг в Измайлове. Открытие его намечено в дни празднования 60-летия Победы. «Я с трепетом работаю над ним», — говорит Согоян.
И еще одна идея не дает Фриду уснуть в наши дни. Он делает один за другим варианты будущей композиции с условным названием «Третьему тысячелетию». Мать в одной руке держит ребенка, в другой, вытянутой, — маленький земной шар. Материнство, детство и спокойный полет планеты во Вселенной — таким видит третье тысячелетие этот вечный труженик с беспокойным сердцем.

Георгий Меликянц, обозреватель газеты «Известия», доктор исторических наук

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении