Итоги года: углубление кризисных явлений в обществеКак бы подводя политические итоги уходящего года, Армянский Центр национальных и стратегических исследований (АЦНСИ) провел в конце года большой опрос среди населения всех марзов Армении (2002 респондента) и среди 100 экспертов. Результаты опроса зафиксировали ряд интересных и важных тенденций в общественном и экспертном мнении.
Прежде всего речь идет о проблемах евроинтеграции. Так, 76% экспертов недовольны
выполнением Ереваном взятых на себя обязательств перед Советом Европы. Среди
населения эта цифра куда ниже - 42,1% (впрочем, и она достаточно велика), но
здесь куда важнее другое, а именно: результаты опроса говорят о том, что значительная
часть опрошенных (42,2%) затрудняется с ответом скорее всего по причине отсутствия
информации. Из этого следует сделать вывод о том, что электронные СМИ (именно
из них большинство населения черпает информацию), находящиеся под контролем
«партии власти», не доносят до своей аудитории требуемых сведений по вопросу
взаимоотношений Армении и Совета Европы.
Интересно, что значительная часть экспертов (40%) полагает, что среди требований
Совета Европы нет неприемлемых, а другая часть (33%) полагает, что требования
относительно религиозных и сексуальных меньшинств неприемлемы для Армении. Среди
населения 58,4% считает, что требования Совета Европы относительно сексуальных
и религиозных меньшинств неприемлемы для Армении, кроме того, 17,2% опрошенных
полагает, что отмена смертной казни также неприемлема.
Совершенно очевидно и стремление к вступлению в Европейский Союз (ЕС) как экспертов
(92%), так и населения (64%), при этом относительное большинство экспертов привлекает
единая политико- цивилизационная система Европейского Союза, а население (33,6%)
– единство его экономической системы. Эксперты (49%) считают, что Армении для
вступления в Европейский Союз нужно, прежде всего, обеспечить необратимость
демократических процессов. Население (29,4%) же полагает, что главное - это
обеспечение экономического благополучия. Эксперты (67%) и население (33,4%)
ожидают, что в Армении будут наконец уважаться права человека в случае ее вступления
в Европейский Союз.
Интересно, что мнения экспертов (51%) и населения (75,1%) полностью совпадают
в том, что Турция будет всячески препятствовать вступлению Армении в ЕС. С другой
стороны, интересно, что более всего расходится мнение между населением и экспертами
в вопросе политики Москвы в случае намерений Армении вступить в Европейский
Союз. Эксперты (60%) полагают, что Россия будет препятствовать вступлению Армении
в ЕС, а население (50,6%), наоборот, полагает, что Россия будет содействовать
вступлению Армении в ЕС. При этом интересно, что 27,5% населения полагает, что
Армения должна отказаться от вступления в ЕС в том случае, если Россия отрицательно
отнесется к этой идее.
Такое же расхождение между экспертами и населением в вопросе вступления Турции
в ЕС. Так, эксперты (61%) полагают, что Турция должна стать членом ЕС, а население
(52%) - нет. Это связано с различием в оценках между экспертами и населением
в случае вступления Турции в ЕС. Так, большинство экспертов (52%) полагает,
что в случае вступления Турции в ЕС она станет демократической и предсказуемой
страной. Между тем 32,4% населения полагает, что, вступив в ЕС, Турция еще более
усилится и будет вести в отношении Армении еще более агрессивную политику. Кроме
того, 23,4% населения не ожидает сколь-нибудь существенных изменений турецкой
политики в отношении Армении.
Интересно, что как эксперты, так и население полагают, что Турция, прежде чем
вступить в ЕС, должна обеспечить права человека и национальных меньшинств, признать
геноцид армян в Османской империи, открыть сухопутную границу с Арменией и вообще
урегулировать с ней отношения в полном объеме. При этом большинство опрошенных
как среди экспертов (56%), так и среди населения (40,9%) полагает, что членство
в ЕС Турции не может стать препятствием для Армении при вступлении в эту организацию.
Что же может стать главным препятствием для Армении при вступлении в Европейский
Союз? По мнению экспертов (65%), это - внешняя и внутренняя политика официального
Еревана. Эту точку зрения поддерживает 31,3% населения, которое к тому же полагает
(29,4%), что неурегулированность проблемы Нагорного Карабаха может стать очень
серьезным препятствием для вступления страны в ЕС (среди экспертов такой точки
зрения придерживаются только 13%).
Большинство экспертов (87%) и населения (52,9%) полагает, что вступление Армении
в ЕС не угрожает ее национальной идентичности и основам государственности.
В случае начала процесса вступления Армении в ЕС, по мнению экспертов и населения,
она может более всего рассчитывать на поддержку таких стран, как Франция (эксперты
– 89%, население - 67,2%), Италия (68% и 41,8%) и Польша (54% и 37,3%).
Анализируя вышеупомянутые и иные итоги опроса, проведенного АЦНСИ, мы можем
констатировать, что налицо прозападные, а точнее, проевропейские тенденции как
среди экспертов, так и среди населения. Политика западных стран в Армении сегодня
больше отвечает запросам общества, которое обеспокоено ущемлением гражданских
прав и свобод, а также растущими масштабами коррупции. В свою очередь, однозначная
поддержка Кремля крайне непопулярного в Армении Роберта Кочаряна и его политической
команды ведет к медленному падению рейтинга привлекательности России, ее политико-цивилизационной
системы и ее политических лидеров. Бесперспективность политической линии Москвы
в Армении очевидна. Кремль не смог подготовиться к возможной смене политических
элит в Армении и теряет влияние на настроения в армянской элите (мы полагаем,
что результаты экспертных опросов в какой-то степени отражают настроения в армянской
элите и контрэлите).
Недовольство политикой Роберта Кочаряна, в том числе ее внешнеполитической составляющей,
подтверждается вышеупомянутым опросом АЦНСИ. В частности, большинство экспертов
(67%) и населения (70,5%) выражают свое несогласие в связи с возможной отправкой
ограниченного вспомогательного армянского воинского контингента в Ирак под польским
флагом. При этом 67% экспертов и 45,4% населения не находят никаких (!) аргументов
в пользу этого решения. Эксперты (58%) и население (45,2%) более всего обеспокоены
тем, что в случае отправки армянского воинского контингента в эту арабскую страну
под угрозой может оказаться безопасность армянской общины в Ираке, а сама Армения
может оказаться мишенью для радикальных исламских группировок. Опасения экспертов
и населения достаточно обоснованны, особенно если учесть то обстоятельство что
Усама Бен Ладен, по мнению американских экспертов, изменил стратегию и наносит
теперь удары не по США, а по тем странам, которые оказывают им поддержку.
Кроме того, абсолютное большинство экспертов (79%) и населения (62%) озабочены
или крайне обеспокоены политикой руководства Армении по вопросу урегулирования
конфликта в Нагорном Карабахе. Это свидетельство глубокого недоверия к внешнеполитическому
курсу администрации Р.Кочаряна по этому важнейшему для страны вопросу.
Однако опрос АЦНСИ косвенно показывает и низкий рейтинг по крайней мере двух
политических партий, входящих в состав правительства. Речь идет об АРФ-Дашнакцутюн
и «Оринац еркир».
В частности, сильно изменились как настроения экспертов, так и населения по
вопросу введения в Армении института двойного гражданства. Рейтинг безоговорочного
введения этого института в Армении снизился как среди экспертов (16%), так и
среди населения (20%). Между тем, еще совсем недавно эта идея, которую более
других лоббировала АРФ-Дашнакцутюн, была очень популярной. Резко возросло число
ее противников среди экспертов (19%) и населения (24,1%). Хотя по-прежнему наиболее
значителен массив той части экспертов (44%) и населения (42,6%), которые готовы
сказать «да» введению института двойного гражданства в Армении, но с достаточно
жесткими условиями (если желающие получить гражданство будут проходить действительную
военную службу в армии; могут получить право голоса в случае постоянного проживания
в Армении). При этом большинство опрошенных экспертов (54%) и населения (51%)
полагают, что институт двойного гражданства может быть введен только по результатам
всенародного референдума. Речь идет о том, что, в целом поддерживая идею введения
института двойного гражданства, респонденты не доверяют в этом вопросе как государственным
институтам (парламент), так и политическим партиям (прежде всего АРФ-Дашнакцутюн
и другим традиционным партиям).
Еще больше проблем во внутриполитическом плане у партии «Оринац еркир», представители
которой, как известно, занимают посты министров по делам культуры, молодежи,
спорта (О.Овеян), а также образования и науки (С.Ерицян). Так, большинство опрошенных
экспертов (78%) и населения (65,5%) полагают, что молодежь в Армении не имеет
будущего. Главной причиной этого эксперты (46%) считают морально-психологический
климат в стране, а население (33,7%) - отсутствие рабочих мест. При этом большинство
экспертов (81%) и населения (47%) считают положение дел в системе образования
неудовлетворительным и выражают недовольство действующими программами обучения.
При этом главной проблемой образования как эксперты (34%), так и население (27%)
считают высокий уровень коррупции. Политику в этой сфере нельзя охарактеризовать
иначе как полный провал.
Реально государственную политику здесь определяет сильная лоббистская группировка
во главе со спикером парламента Артуром Багдасаряном и председателем парламентской
комиссии Грануш Акопян. Эта группировка представляет интересы владельцев частных
учебных заведений (прежде всего высших), которые крайне незаинтересованы в усилении
государственного регулирования и контроля в этой важной сфере. Эта группировка
также крайне незаинтересована в повышении уровня качества образования и блокирует
принятие высоких стандартов на него. Проводником этой политической линии является
министр образования и науки Серго Ерицян. Если учесть то обстоятельство, что
и ранее эта лоббистская группа имела сильные позиции в этой сфере (речь идет
о предыдущем спикере парламента Армене Хачатряне), то можно констатировать наличие
у нее больших финансовых и административных ресурсов.
В целом опрос АЦНСИ свидетельствует об углублении кризисных явлений в армянском
обществе и одновременно ставит под серьезное сомнение эффективность политического
курса президента и правительства в 2004 году.
Давид Петросян, Ереван
|