Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Я просто живу и уже 40 лет играю джаз

Джаз в Армении не просто джаз, а состояние души, если хотите, целый пласт городской культуры. Джаз в Ереване был всегда- так по крайней мере кажется нам, вспоминающим свою юность за чашкой жуткого кофе в «Поплавке». С годами кофе лучше не стал, но джаз там играют до сих пор, и играют блестяще. А начиналось все в далеком 1938 году с джаз-оркестра Артемия Айвазяна.

Ереванский джаз был первым на Кавказе. Потом уже были Баку, Тбилиси, Степанакерт с прекрасным джазменом Гарри Бархударовым. В 1956 году в оркестр пришел Константин Орбелян, при котором оркестр объездил почти весь мир. Роберт Еолчян, Мартин Вартазарян, Симон Терян, Лола Хомянц, Татевик Оганесян и много-много других – я называю имена навскидку. Джаз в Армении не просто музыка, а стиль поведения, образ мыслей, естественно, с неким восточным колоритом, но это все-таки джаз. Его играют сейчас, наверное, больше, чем годы назад. В том же «Поплавке» играет семь составов.
В этом длинном и почетном ряду стоит и Левон Малхасян, в просторечии Малхас. «Терпеть не могу, когда меня называют отцом армянского джаза. Я просто основал малые составы. Первый – в 1963 году в Брюсовском институте, где я учился, но ни дня в своей жизни не проработал филологом. Состав так и назывался – «Трио Левона Малхасяна» и в 1970-м на всесоюзном фестивале джаза в Куйбышеве стал лауреатом. С того года я начал отсчет своей джазовой карьеры». В том первом составе играли Артур Абрамян (контрабас), Армен «Чико» Тутунджян (барабаны) и Левон, потом трио превратилось в квартет с саксофонистом Аликом Захаряном. Всего в Союзе было проведено 7 джазовых фестивалей. Последний был в 1986 году в Ереване. Потом... была война, блокада, холод, и никто не мог подумать, что в Армении может возродиться джаз. Это было, как на другой планете, или, как любит говорить Малхас: «Весь земной шар вертится в одну сторону, Ереван – в обратную». Это применительно и к джазу. Кстати, все настоящие джазмены всегда называют себя entertainer, то есть «развлекатель», человек, доставляющий радость.
Когда задумывалась эта статья к 60-летию джазмена, Малхас сказал, чтобы в ней было поменьше его и побольше джаза. Но писать в наше время об армянском джазе, не упоминая его, не очень-то получается. Так что у нас будет говорить в основном Малхас, как бы он этому ни противился. « На юбилеях чувствуешь себя покойником - сидишь на сцене, весь в цветах, на занавесе какая-то бронзовая цифра – ужас». Юбилей у Малхаса – это просто веселое место, где можно будет со стаканчиком поздравить с – язык не поворачивается – шестидесятилетием – и все. Можно говорить, петь, просто молчать...

«Я всю жизнь провел в Ереване. Объездил более сорока стран, но всегда возвращался домой, какие бы заманчивые предложения мне там ни делали. Я старый сторож - караулю свой город. Много народу отсюда уехало - кто в Штаты, кто в Европу, кто в Москву. Если я уеду, то кто останется? Здесь, в «Поплавке», уже семь лет я встречаю друзей со всего света. Это моя сторожевая будка. Я родился в Ереване. Наверное, самое важное, что я и живу в этом городе. Я живу и играю музыку. Я играю ту музыку, которая говорит то, что я хочу сказать, то, о чем я мечтаю, то, что я доверяю только своим ближайшим друзьям».
В 1998-м году фирма АРТ-JAZZ, президентом которой, естественно, является Малхас, организовала первый джазовый фестиваль в Ереване. На сцене филармонии играли составы из Штатов, России, Франции, Словакии, Швеции, Грузии. Ночные джем-сейшны - в «Поплавке». Та же история повторилась и в 2000-м году. Джазмены приехали из одиннадцати стран. Следующий, может, состоится в 2005 году – так по крайней мере предполагается. А пока... В «Поплавок» заглядывает и президент страны с гостями, сам большой любитель джаза. «Как же ему не любить джаз – в Степанакерте был отличный джаз, в Баку тоже. Когда у Орбеляна не хватало солистов, он за ними отправлялся в Баку или Тбилиси», - говорит Малхас.

Что же такого особенного в армянском джазе? «В Армении повсюду горы, а в горах барабаны. Мы остро чувствуем барабанный ритм. Ведь джаз родился в ритме африканских барабанов. А в остальном я не вижу особых отличий армянского джаза. Хотя, когда приходится играть где-нибудь за границей, меня сразу вычисляют как восточного пианиста. Сам удивляюсь, вроде никаких восточных сладостей я не делаю».
Ну а ереванский вальс знают почти все – он очень романтичный, ностальгический и в то же время очень ко двору сейчас, когда город постепенно возрождается. «У этого вальса интересная история. Много лет назад мы сидели в «Поплавке» с моим приятелем-джазменом до четырех утра. Пили, разговаривали. И решили на посошок сыграть в четыре руки. Еле добрались до рояля, отвели душу. Поднялись - поздно, расходиться пора. И вдруг в пустом зале появляются три фигуры. Один из «призраков» представляется режиссером, говорит, что снимает фильм про Ереван и уже год не может подобрать музыку. Это был Микаел Погосян. Потом просит сыграть еще раз тему, которую мы только что сочинили. Аранжировка оркестровка, говорит, это уже не ваше дело. Я сказал, что попробую. Мы с приятелем опять еле-еле доплелись до рояля, сыграли. Наш режиссер все записал на обычный диктофон. Наша мелодия и вправду стала лейтмотивом фильма «Ереван-джан». Единственное, что я тогда попросил, чтобы меня не представляли в титрах как композитора. Какой из меня композитор? Я просто музыкант. У меня руки как у дальнобойщика, это разве руки пианиста? Знаменитый боксер Борис Лагутин даже спросил, занимался ли я в молодости боксом или борьбой».
У него уникальное чувство юмора и на редкость афористичные высказывания – все к месту, одномоментно. В пересказе все теряется, потому что ситуация изменилась, надо объяснять, почему он именно так сказал – словом, скучно. Но есть фразы, которые не теряются – кто еще может в пять утра сказать: «Ереванцы должны быть дома до того, как небо посветлеет». Или же летом, когда в «Поплавке» не то что сидеть, стоять негде: «Тут как на таможне в Садахло». Поймет это только армянин и обязательно ереванец.
У него слабость к пластиковым пакетам, зажигалкам и ручкам, а любимый писатель-Сергей Довлатов. У него даже есть медаль «Мовсеса Хоренаци», но по-настоящему он гордится красной книжечкой - «Почетный гражданин Еревана». Это для него дороже всех наград мира.

Карине Тер-Саакян, Ереван,
специально для «НК»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении