Я просто живу и уже 40 лет играю джазДжаз в Армении не просто джаз, а состояние души, если хотите, целый пласт городской культуры. Джаз в Ереване был всегда- так по крайней мере кажется нам, вспоминающим свою юность за чашкой жуткого кофе в «Поплавке». С годами кофе лучше не стал, но джаз там играют до сих пор, и играют блестяще. А начиналось все в далеком 1938 году с джаз-оркестра Артемия Айвазяна.
Ереванский джаз был первым на Кавказе. Потом уже были Баку, Тбилиси, Степанакерт
с прекрасным джазменом Гарри Бархударовым. В 1956 году в оркестр пришел Константин
Орбелян, при котором оркестр объездил почти весь мир. Роберт Еолчян, Мартин
Вартазарян, Симон Терян, Лола Хомянц, Татевик Оганесян и много-много других
– я называю имена навскидку. Джаз в Армении не просто музыка, а стиль поведения,
образ мыслей, естественно, с неким восточным колоритом, но это все-таки джаз.
Его играют сейчас, наверное, больше, чем годы назад. В том же «Поплавке» играет
семь составов.
В этом длинном и почетном ряду стоит и Левон Малхасян, в просторечии Малхас.
«Терпеть не могу, когда меня называют отцом армянского джаза. Я просто основал
малые составы. Первый – в 1963 году в Брюсовском институте, где я учился, но
ни дня в своей жизни не проработал филологом. Состав так и назывался – «Трио
Левона Малхасяна» и в 1970-м на всесоюзном фестивале джаза в Куйбышеве стал
лауреатом. С того года я начал отсчет своей джазовой карьеры». В том первом
составе играли Артур Абрамян (контрабас), Армен «Чико» Тутунджян (барабаны)
и Левон, потом трио превратилось в квартет с саксофонистом Аликом Захаряном.
Всего в Союзе было проведено 7 джазовых фестивалей. Последний был в 1986 году
в Ереване. Потом... была война, блокада, холод, и никто не мог подумать, что
в Армении может возродиться джаз. Это было, как на другой планете, или, как
любит говорить Малхас: «Весь земной шар вертится в одну сторону, Ереван – в
обратную». Это применительно и к джазу. Кстати, все настоящие джазмены всегда
называют себя entertainer, то есть «развлекатель», человек, доставляющий радость.
Когда задумывалась эта статья к 60-летию джазмена, Малхас сказал, чтобы в ней
было поменьше его и побольше джаза. Но писать в наше время об армянском джазе,
не упоминая его, не очень-то получается. Так что у нас будет говорить в основном
Малхас, как бы он этому ни противился. « На юбилеях чувствуешь себя покойником
- сидишь на сцене, весь в цветах, на занавесе какая-то бронзовая цифра – ужас».
Юбилей у Малхаса – это просто веселое место, где можно будет со стаканчиком
поздравить с – язык не поворачивается – шестидесятилетием – и все. Можно говорить,
петь, просто молчать...
«Я всю жизнь провел в Ереване. Объездил более сорока стран, но всегда возвращался
домой, какие бы заманчивые предложения мне там ни делали. Я старый сторож -
караулю свой город. Много народу отсюда уехало - кто в Штаты, кто в Европу,
кто в Москву. Если я уеду, то кто останется? Здесь, в «Поплавке», уже семь лет
я встречаю друзей со всего света. Это моя сторожевая будка. Я родился в Ереване.
Наверное, самое важное, что я и живу в этом городе. Я живу и играю музыку. Я
играю ту музыку, которая говорит то, что я хочу сказать, то, о чем я мечтаю,
то, что я доверяю только своим ближайшим друзьям».
В 1998-м году фирма АРТ-JAZZ, президентом которой, естественно, является Малхас,
организовала первый джазовый фестиваль в Ереване. На сцене филармонии играли
составы из Штатов, России, Франции, Словакии, Швеции, Грузии. Ночные джем-сейшны
- в «Поплавке». Та же история повторилась и в 2000-м году. Джазмены приехали
из одиннадцати стран. Следующий, может, состоится в 2005 году – так по крайней
мере предполагается. А пока... В «Поплавок» заглядывает и президент страны с
гостями, сам большой любитель джаза. «Как же ему не любить джаз – в Степанакерте
был отличный джаз, в Баку тоже. Когда у Орбеляна не хватало солистов, он за
ними отправлялся в Баку или Тбилиси», - говорит Малхас.
Что же такого особенного в армянском джазе? «В Армении повсюду горы, а в горах
барабаны. Мы остро чувствуем барабанный ритм. Ведь джаз родился в ритме африканских
барабанов. А в остальном я не вижу особых отличий армянского джаза. Хотя, когда
приходится играть где-нибудь за границей, меня сразу вычисляют как восточного
пианиста. Сам удивляюсь, вроде никаких восточных сладостей я не делаю».
Ну а ереванский вальс знают почти все – он очень романтичный, ностальгический
и в то же время очень ко двору сейчас, когда город постепенно возрождается.
«У этого вальса интересная история. Много лет назад мы сидели в «Поплавке» с
моим приятелем-джазменом до четырех утра. Пили, разговаривали. И решили на посошок
сыграть в четыре руки. Еле добрались до рояля, отвели душу. Поднялись - поздно,
расходиться пора. И вдруг в пустом зале появляются три фигуры. Один из «призраков»
представляется режиссером, говорит, что снимает фильм про Ереван и уже год не
может подобрать музыку. Это был Микаел Погосян. Потом просит сыграть еще раз
тему, которую мы только что сочинили. Аранжировка оркестровка, говорит, это
уже не ваше дело. Я сказал, что попробую. Мы с приятелем опять еле-еле доплелись
до рояля, сыграли. Наш режиссер все записал на обычный диктофон. Наша мелодия
и вправду стала лейтмотивом фильма «Ереван-джан». Единственное, что я тогда
попросил, чтобы меня не представляли в титрах как композитора. Какой из меня
композитор? Я просто музыкант. У меня руки как у дальнобойщика, это разве руки
пианиста? Знаменитый боксер Борис Лагутин даже спросил, занимался ли я в молодости
боксом или борьбой».
У него уникальное чувство юмора и на редкость афористичные высказывания – все
к месту, одномоментно. В пересказе все теряется, потому что ситуация изменилась,
надо объяснять, почему он именно так сказал – словом, скучно. Но есть фразы,
которые не теряются – кто еще может в пять утра сказать: «Ереванцы должны быть
дома до того, как небо посветлеет». Или же летом, когда в «Поплавке» не то что
сидеть, стоять негде: «Тут как на таможне в Садахло». Поймет это только армянин
и обязательно ереванец.
У него слабость к пластиковым пакетам, зажигалкам и ручкам, а любимый писатель-Сергей
Довлатов. У него даже есть медаль «Мовсеса Хоренаци», но по-настоящему он гордится
красной книжечкой - «Почетный гражданин Еревана». Это для него дороже всех наград
мира.
Карине Тер-Саакян, Ереван,
специально для «НК»
|