Левон Тер-Петросян активизировалсяВнутриполитические процессы, которые имеют место в последние месяцы в Армении, происходят в основном скрытно. Вместо предполагаемой острой политической осени с митингами, шествиями и демонстрациями мы являемся свидетелями не политической борьбы «партии власти» и оппозиции по принципу «стенка на стенку», а достаточно непростых процессов в самой властной пирамиде.
Несомненно, что противостояние внутри «партии власти» достаточно острое, хотя
его внешние проявления мы видим не так часто. Среди них мы можем выделить:
-поляризацию во мнениях в Национальном Собрании относительно будущего соотношения
мест между депутатами, избираемыми по мажоритарным округам и по партийным спискам
(по пропорциональной системе). По состоянию на сегодняшний день это - 75:56
в пользу депутатов, избираемых по пропорциональной системе. Согласно Меморандуму
трехпартийной политической коалиции (был подписан 11 июня 2003 года между Республиканской
партией, партией «Оринац еркир»/«Страна законности» и АРФ-Дашнакцутюн) в разделе
5 («Приоритеты политики») отмечено, что среди программных приоритетов этого
образования будут политические реформы «...в частности в избирательной системе,
имеющие целью повышение роли партий». Т.е. речь шла об увеличении в будущем
составе парламента числа депутатов, избираемых по пропорциональной системе.
Судя по всему, сегодня Республиканская партия явно не склонна выполнять это
положение Меморандума. Между тем, АРФ-Дашнакцутюн и «Оринац еркир» настаивают
на его выполнении. При этом не исключено, что традиционная армянская партия
может занять и достаточно жесткую позицию по этому вопросу. Впрочем, премьер-
министр, который является лидером республиканцев, надеется на уступки от своих
партнеров по коалиции. В противном случае он, вместо АРФ-Дашнакцутюн и «Оринац
еркир», вполне может заручиться поддержкой большинства депутатов, избранных
по мажоритарным округам. Это- большая сила. Впрочем, нам представляется, что
успешным арбитром этого внутрикоалиционного спора может стать президент Роберт
Кочарян;
- действия министра юстиции Давида Арутюняна в деле «АрменТела» и острая общественная
реакция на происходящее (акции протеста, пикеты, требования провести парламентские
слушания и т.д.) нанесли сильнейший удар по и без того невысокому имиджу коалиции.
Напомним, что, согласно вышеупомянутому Меморандуму, партии, вошедшие в коалицию
договорились о проведении экономической политики подчеркнуто социальной направленности,
а также антимонопольной политики и гарантированию свободной экономической конкуренции.
Очевидно, что решения, принятые правительством 3 ноября по вопросу «Армен-Тела»,
и предоставление компании «К-Телеком» права быть оператором сотовой связи в
результате сомнительного «ночного конкурса» не имеют ничего общего с согласованными
политическими приоритетами коалиции. Естественно, что общество ждет от коалиции
сколь- нибудь внятных объяснений;
- развал внешнеполитического курса, прежде всего той его составляющей, которая
связана с переговорным процессом по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха.
По крайней мере очевидно, что президент Армении и его политическая команда вовремя
не уловили ряда существенных изменений во внешнеполитическом курсе Баку. Последний
направлен на создание более выгодного для Азербайджана политико- правового поля
по вопросу урегулирования через принятие в различных международных организациях
односторонних решений по этому сложному вопросу. Не случайно, что Азербайджаном
выбраны те организации, в которых решение принимается большинством голосов и
где Армения, в отличие от ОБСЕ, не обладает правом вето. Речь идет о Парламентской
Ассамблее Совета Европы и ООН. Причем в ООН решение будет принято благодаря,
в основном, странам Организации Исламская Конференция (безусловно решение Р.Кочаряна
послать в Ирак 50 армянских военнослужащих сыграло здесь немаловажную роль),
Украине и Молдове (напомню, что послом Армении в этих странах является бывший
спикер Национального Собрания Армен Хачатрян, известный своей любовью к путешествиям
за государственный счет) , а также Казахстану и Киргизии - формальным союзникам
Армении в рамках ДКБ СНГ. Естественно, возникает вопрос не только о политике
оппонентов Армении, которым покровительствуют некоторые из великих держав, но
и о том, насколько далее целесообразно находиться в рамках военно-политического
договора, члены которого поддерживают на дипломатическом уровне твоих оппонентов.
Конечно, возможно, не столь важно, что Баку получит в свое распоряжение новые
документы, которые он будет использовать в различных международных инстанциях
для оказания политического давления на Армению в обозримом будущем. Важно другое
- речь идет о системном кризисе внешнеполитического курса Еревана, ответственность
за который несет лично президент страны.
В свете вышеизложенного мы не можем не отметить политическую активность экс-президента
Армении Левона Тер-Петросяна и его интеллектуальной команды. По нашему глубокому
убеждению, эта политическая активность объясняется именно ослаблением властной
пирамиды и системным кризисом «партии власти», который стал явным, начиная с
весны с.г., а точнее с массового избиения демонстрации оппозиции в ночь с 12
на 13 апреля.
Напомним, что за шесть с половиной лет после своего ухода с поста президента
Армении (февраль, 1998г) Левон Тер-Петросян только однажды покидал пределы страны
(выезжал на освящение армянской церкви в Лондон). Первый президент Армении все
эти годы вел затворнический образ жизни, редко появлялся на людях или на общественно-политических
мероприятиях. Левон Тер-Петросян все шесть с половиной лет также отказывался
от интервью с журналистами. По имеющейся информации, он работает над книгой
«Армяне и крестоносцы», которая посвящена армянской истории средних веков и
Киликийской Армении. Встреча Левона Тер-Петросяна с экс-президентом России Борисом
Ельциным, который в 2002 году приезжал в Армению, была чуть ли не единственным
политическим контактом, в который были как-то посвящены армянские граждане.
И вдруг такая активность, связанная с поездками в октябре в Европу (Франция,
Великобритания) «на отдых»(поездка была совершена совместно с экс-спикером парламента
Бабкеном Араркцяном), а также в США (на открытие библиотеки имени Билла Клинтона
в штате Арканзас). Конечно же во время этих поездок Левон Тер-Петросян имел
немало встреч с заинтересованными официальными лицами этих стран либо их полномочными
представителями.
Для нас более чем очевидно, что эти поездки Левона Тер-Петросяна носили ярко
выраженный политический характер. Впрочем, так же как и его «случайные» встречи
в начале осени с олигархами на Севане и с генералитетом. Если добавить к этому,
что у первого президента Армении есть потенциальные партнеры в Республиканской
партии и партии «Оринац еркир», то станет еще более ясно, что, по положению
на сегодняшний день, уровень влияния Л.Тер-Петросяна на политические процессы
в Армении остается достаточно высоким, а при благоприятном стечении обстоятельств
он может возрасти. Нам также представляется неслучайным проведение Армянским
Общенациональным Движением большого политического семинара, где в очередной
раз была озвучена позиция этой организации по урегулированию проблемы Нагорного
Карабаха. Стало ясно, что за минувшие шесть с половиной лет позиция Л.Тер-Петросяна
и его политической команды не изменилась - они по-прежнему являются сторонниками
крайне непопулярного в армянском обществе «поэтапного» варианта решения карабахской
проблемы.
Однако речь в данном случае идет не о вариантах решения проблемы Нагорного Карабаха,
а о возвращении в политику Левона Тер-Петросяна. Мы можем только предположить,
что эта активизация связана с тем, что власть Роберта Кочаряна в Армении, несмотря
на его любовь к появлению на телеэкране в камуфлированной форме, более не представляется
столь сильной для того, чтобы противостоять прежде всего внешнеполитическим
вызовам. Хотя совершенно очевидно, что при более грамотном действии оппозиции
«партия власти» в Армении также может получить не менее серьезные проблемы.
Подводя краткий итог вышеизложенному, мы должны констатировать: при анализе
и прогнозе внутриполитических и иных процессов в Армении необходимо кроме системного
кризиса в «партии власти» учитывать также возросшее влияние на ситуацию экс-президента
страны Левона Тер-Петросяна.
Давид Петросян, Ереван
|