Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Армянское судостроение вчера и... сегодня

Клуб морских исследований «АЙАС» летом 2004 г. построил копию армянского киликийского парусника XIII века, восстановленную по средневековым миниатюрам и рукописям. На судне предполагаются экспедиции по морским торговым маршрутам средневековья. Во время плавания будут сохранены методы навигации и быт моряков того времени.

По прошествии тысячелетий у подножия горы Арарат вновь появился корабль, который, в отличие от первого, начнет свой путь от легендарной горы, неся свет и тепло наших сердец, притягивая к себе и объединяя людей, взоры которых обратятся к такой маленькой, но такой большой Армении.

Самые древние свидетельства о судостроении на территории Армении относятся ко II-му тысячелетию до нашей эры - это хеттские и ассирийские тексты. Находили также сами лодки и их модели. Многочисленны находки каменных якорей - порой единственной сохранившейся детали судна, а также каменных и керамических грузил для рыболовных сетей. В 40-х годах со дна озера Севан была поднята 4-метровая долбленая лодка, датированная началом II-го тысячелетия до н.э. В 60-х годах при раскопках в селении Джуджеван в одной из гробниц была найдена долбленая лодка, датированная IX веком до н.э. При раскопках у городка Варденис в одной из гробниц была найдена глиняная модель лодки с идеальными, даже по современным критериям обводами, датированная VI веком до н.э. Судя по ее внешнему виду и соизмерениям, в отличие от предыдущих находок - долбленых лодок-однодревок, - это уже наборное судно. Гнутое дерево использовалось в регионе уже в XIII веке до н.э.
На таких судоходных реках, как Евфрат, Тигр, Арацани, Аракс, люди использовали различного типа плавсредства - плоты, как простые, так и курдючные (надувные), различного размера кожаные лодки, деревянные суда. По озеру Ван - самому большому озеру Армянского нагорья - ходили довольно большие корабли, длина которых достигала 20-ти метров. Летописец Товма Арцруни (X век), описывая строительство храма на острове Ахтамар, на озере Ван, отмечал, что каменные блоки доставляли на остров на судах. В том же X веке царь Гагик Арцруни построил на острове искусственную гавань для «многих судов», огородив ее стеной, возведенной из «глубин вод озера».
В I-ом веке до н.э. во времена царствования Тиграна II (Великого) Армения получила выход к Средиземному морю, что вывело на новый уровень развитие судостроения. В средние века многочисленные изображения судов на армянских миниатюрах дают возможность судить об их разнообразии. Миниатюры и барельефы служат основным источником визуальной информации о типах судов, их вооружении, технической оснащенности. С XI по XV века на северо-востоке Средиземного моря существовало Армянское киликийское государство (царство), которое вело активную торговлю с ближними и дальними соседями. Страна имела как военный, так и торговый флот. Сохранились описания морского сражения армянского царя Левона II с пиратами, в котором Левон одержал победу, потопив флагманский корабль неприятеля и обратив в бегство остальные.
Марко Поло в своей книге пишет о том, что во время пребывания его отца, дяди и его самого в армянском порту Айас (крупнейший порт киликийской Армении), армянский царь Левон III подарил им галеру. Арабский историк Ибн Аль Варди, описывая осаду армянского портового города Айаса египетскими мамелюками, говорит о трех больших армянских военных кораблях, находившихся в это время в гавани - «Айас», «Атлас» и «Шама». Киликийская Армения была в то время единственным христианским государством в Восточном Средиземноморье и оказывала крестоносцам всяческую поддержку, в том числе и военную. Однако отношения между Арменией и крестоносцами были не однозначными. Порой интересы сторон не совпадали.
Самая значительная колония, занимавшаяся морской торговлей, была в Индии и распространяла свои связи на весь регион. Армяне традиционно выступали в качестве посредников между Востоком и Западом. При их посредничестве были основаны французская и голландская Ост-Индийские компании, в противовес английской — здесь армянские купцы конечно же имели свои политические цели и коммерческие интересы. Они поддерживали отношения и имели влияние на царские фамилии и местную знать.
Иллюстрацией к этому может служить последнее предприятие знаменитого пирата Уильяма Кидда - ограбление армянского корабля «Кедахский Купец» с грузом алмазов в Индийском океане. Судовладелец пожаловался королеве. Официальная Англия, не желая портить отношения с армянами, что автоматически означало ухудшение отношений с местной элитой, не могла оставить жалобу без внимания. Кидд был схвачен и, после суда, вздернут на виселицу в 1701 году.
Но вернемся в Армению. В киликийской Армении строились суда разного типа. Малые суда почти точно повторяют лодки озера Ван. Это не удивительно. Известно, что в IX—X вв. около 100.000 жителей района озера Ван переселились в киликийскую Армению и привнесли свои традиции в судостроение. Средние суда представляют собой смешанный тип судов. В их линиях прослеживаются как черты традиционных ванских, так и характерные средиземноморские. Большие же суда строились по образу и подобию хорошо известных в Средиземноморье кораблей (например, галеры). Нас более всего заинтересовали корабли смешанного типа как переходное звено, как развивающийся тип. Именно такой тип судна и был выбран для постройки в этом году судна «Киликия». Этому предшествовала кропотливая работа в Матенадаране — хранилище древних рукописей в Ереване, в библиотеках и архивах Москвы, Лондона, Венеции.
Корабль был заложен, и начало работ, согласно традиции, было благословлено настоятелем севанского монастыря. Строительство велось в основном на собственные средства членов Клуба и их друзей. Постоянное отсутствие этих средств сильно тормозило строительство. Тем не менее, в настоящее время Клуб построил парусник. Длина корабля 20 м, ширина 5 м, осадка 1,5 м, водоизмещение 50 тонн, площадь парусности 100 кв. м, экипаж 14 человек. Весла — 2 рулевых и по пяти гребных с каждого борта для обеспечения хода и безопасного передвижения судна в узостях, проливах и портах как вспомогательный движитель.
Парусное вооружение судна - один большой латинский парус. Исторически так сложилось, что треугольный парус назван латинским, хотя использовался еще в Древней Греции. Он хорошо различим и на барельефах начала нашей эры.
Предварительная апробация и настройка судна была осуществлена на озере Севан.
Программа экспедиции преследует следующие цели:
а) исторический эксперимент, который призван показать, что это один из типов судов, которые, наряду с другими, использовались армянами в Средиземноморье как торговые суда;
б) привлечение внимания к истории и культуре Армении, пробуждение интереса к путешествиям и приключениям;
в) наведение новых мостов между Арменией и внешним миром.
Клуб «Айас» был создан в 1985 году группой энтузиастов. Целью Клуба является изучение истории судостроения и навигации в Армении. Члены Клуба восстанавливают старинные армянские суда, изучают морские пути армянских купцов, собирают и систематизируют старинные навигационные приборы, морские карты, занимаются подводными исследованиями. За время существования Клуба было организовано более 15-ти тематических выставок, собрана большая библиотека.
Одна из целей Клуба - организация постоянно действующего морского музея, где будут представлены не только материалы по истории судостроения и навигации в Армении, но и морская история всего человечества.
Клуб и проект объединил ученых, инженеров, художников, врачей, профессиональных и не профессиональных моряков, студентов и школьников.
Члены Клуба постоянно участвуют в конференциях и симпозиумах, имеют научные публикации.
В 1993 году Клуб стал членом Международного общества морских исследований, в 1994 году - членом Международной комиссии по морской истории и членом Географического общества Армении.
Карен Балаян,
Президент Клуба «АЙАС»

Хроника продвижения парусника «Киликия»
24 июня 2004 года.
Парусное судно «Киликия» двинулось, наконец, в своё главное путешествие.
27 июня «Киликия» пересекла армяно – грузинскую границу и до 12.00 экипаж проходил таможенные формальности. Дорога по грузинской территории до Болниси мало чем отличается от грунтовой, поэтому колонна двигалась в среднем со скоростью 4-5 км/час. Самым замечательным на этом отрезке был плавный ход «Киликии», которая своим носом раздвигала сросшиеся над горной дорогой густые ветви деревьев. В пути были технические проблемы – поломалось колесо, лопнула шина, которые задержали ход колонны на несколько часов, но в 21.00 «Киликия», в сопровождении грузинского ГАИ, встала на ночевку у бензоколонки перед въездом в город Болниси. Здесь оказалось много местных армян, которые в связи с нашим прибытием не могли скрыть чувства гордости.
18 июля 2004 года.
Продолжается подготовка судна «Киликия» к плаванию и осуществляются экскурсионные объяснения для интересующихся граждан - целей и задач путешествия.
19 июля 2004 года.
Судно стоит у причала морвокзала города Сочи. Благодаря руководителю Центрального отделения армянской общины г. Сочи Кагосяну Степану, были найдены средства и материалы для изготовления новых рулевых весел судна, и в соответствующей мастерской началось их изготовление.
Вечером на открытой площадке приморского ресторана «Посейдон» был устроен фуршет в честь экипажа «Киликии», на котором присутствовал представитель мэрии г. Сочи Андрей Платонов, активисты армянских общин, а также руководители молодой еще общественной организации «Союз армянских женщин «Ахтамар» Гаяне Ерицян и Лилит Тигранян.
Андрей Платонов и публицист Зорий Балаян особо отметили в своих выступлениях традиции вековой дружбы Армении и России. Капитан судна Карен Балаян поблагодарил представителей армянской общины за внимание и помощь начавшегося путешествия, отметив, что без подобной поддержки практически невозможно было бы осуществить данный проект.
В конце встречи была зачитана Декларация, которую подписали все члены экипажа парусника «Киликия» и в которой, в частности, говорится: «Уважая традиции и обычаи предков, а также принципы Всеобщей Декларации прав человека, мы призываем все народы земного шара сделать все возможное для сохранения мира на нашей хрупкой, как горный хрусталь, планете. Мы на «Киликии» с гордостью несём армянский государственный флаг, с которым рядом постоянно будут развеваться государственные символы всех тех стран, по территориальным водам которых будет пролегать наш маршрут. В этом мы склонны видеть не только соблюдение международной морской этики, но и искреннее уважение ко всем народам Земли».
Декларация была свернута в трубочку, запечатана в бутылку только что распитого виноградного вина и вручена капитану с тем, чтобы он, выйдя в открытое море, выбросил её за борт, отправив потомкам послание армянских моряков.
20 июля 2004 года.
Судно все еще у Сочинского причала. Парусник загружен пищевыми продуктами и водой. Завершаются работы по изготовлению рулевых весел.
На борт «Киликии» пришел ценный подарок от мэтра армянской поэзии Сильвы Капутикян. Поэт прислала две свои книжки с посвящением экипажу: «Легендарным ребятам парусного судна «Киликия» материнские благословения и сердечные пожелания старейшины армянской поэзии. Пусть будет твердым ваше плавание по морям и океанам и пусть ваше молодое безумство принесет молодость нашему 5000-летнему седовласому народу, доказывающее миру, что в нас бессмертен дух наших киликийских предков, что мы еще будем жить, творить и достигать наших справедливых чаяний. Счастливого вам плавания и счастливого возвращения. Сильва Капутикян».

Карен Даниелян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении