Армянское судостроение вчера и... сегодняКлуб морских исследований «АЙАС» летом 2004 г. построил копию армянского киликийского парусника XIII века, восстановленную по средневековым миниатюрам и рукописям. На судне предполагаются экспедиции по морским торговым маршрутам средневековья. Во время плавания будут сохранены методы навигации и быт моряков того времени.
По прошествии тысячелетий у подножия горы Арарат вновь появился корабль, который,
в отличие от первого, начнет свой путь от легендарной горы, неся свет и тепло
наших сердец, притягивая к себе и объединяя людей, взоры которых обратятся к
такой маленькой, но такой большой Армении.
Самые древние свидетельства о судостроении на территории Армении относятся
ко II-му тысячелетию до нашей эры - это хеттские и ассирийские тексты. Находили
также сами лодки и их модели. Многочисленны находки каменных якорей - порой
единственной сохранившейся детали судна, а также каменных и керамических грузил
для рыболовных сетей. В 40-х годах со дна озера Севан была поднята 4-метровая
долбленая лодка, датированная началом II-го тысячелетия до н.э. В 60-х годах
при раскопках в селении Джуджеван в одной из гробниц была найдена долбленая
лодка, датированная IX веком до н.э. При раскопках у городка Варденис в одной
из гробниц была найдена глиняная модель лодки с идеальными, даже по современным
критериям обводами, датированная VI веком до н.э. Судя по ее внешнему виду и
соизмерениям, в отличие от предыдущих находок - долбленых лодок-однодревок,
- это уже наборное судно. Гнутое дерево использовалось в регионе уже в XIII
веке до н.э.
На таких судоходных реках, как Евфрат, Тигр, Арацани, Аракс, люди использовали
различного типа плавсредства - плоты, как простые, так и курдючные (надувные),
различного размера кожаные лодки, деревянные суда. По озеру Ван - самому большому
озеру Армянского нагорья - ходили довольно большие корабли, длина которых достигала
20-ти метров. Летописец Товма Арцруни (X век), описывая строительство храма
на острове Ахтамар, на озере Ван, отмечал, что каменные блоки доставляли на
остров на судах. В том же X веке царь Гагик Арцруни построил на острове искусственную
гавань для «многих судов», огородив ее стеной, возведенной из «глубин вод озера».
В I-ом веке до н.э. во времена царствования Тиграна II (Великого) Армения получила
выход к Средиземному морю, что вывело на новый уровень развитие судостроения.
В средние века многочисленные изображения судов на армянских миниатюрах дают
возможность судить об их разнообразии. Миниатюры и барельефы служат основным
источником визуальной информации о типах судов, их вооружении, технической оснащенности.
С XI по XV века на северо-востоке Средиземного моря существовало Армянское киликийское
государство (царство), которое вело активную торговлю с ближними и дальними
соседями. Страна имела как военный, так и торговый флот. Сохранились описания
морского сражения армянского царя Левона II с пиратами, в котором Левон одержал
победу, потопив флагманский корабль неприятеля и обратив в бегство остальные.
Марко Поло в своей книге пишет о том, что во время пребывания его отца, дяди
и его самого в армянском порту Айас (крупнейший порт киликийской Армении), армянский
царь Левон III подарил им галеру. Арабский историк Ибн Аль Варди, описывая осаду
армянского портового города Айаса египетскими мамелюками, говорит о трех больших
армянских военных кораблях, находившихся в это время в гавани - «Айас», «Атлас»
и «Шама». Киликийская Армения была в то время единственным христианским государством
в Восточном Средиземноморье и оказывала крестоносцам всяческую поддержку, в
том числе и военную. Однако отношения между Арменией и крестоносцами были не
однозначными. Порой интересы сторон не совпадали.
Самая значительная колония, занимавшаяся морской торговлей, была в Индии и распространяла
свои связи на весь регион. Армяне традиционно выступали в качестве посредников
между Востоком и Западом. При их посредничестве были основаны французская и
голландская Ост-Индийские компании, в противовес английской — здесь армянские
купцы конечно же имели свои политические цели и коммерческие интересы. Они поддерживали
отношения и имели влияние на царские фамилии и местную знать.
Иллюстрацией к этому может служить последнее предприятие знаменитого пирата
Уильяма Кидда - ограбление армянского корабля «Кедахский Купец» с грузом алмазов
в Индийском океане. Судовладелец пожаловался королеве. Официальная Англия, не
желая портить отношения с армянами, что автоматически означало ухудшение отношений
с местной элитой, не могла оставить жалобу без внимания. Кидд был схвачен и,
после суда, вздернут на виселицу в 1701 году.
Но вернемся в Армению. В киликийской Армении строились суда разного типа. Малые
суда почти точно повторяют лодки озера Ван. Это не удивительно. Известно, что
в IX—X вв. около 100.000 жителей района озера Ван переселились в киликийскую
Армению и привнесли свои традиции в судостроение. Средние суда представляют
собой смешанный тип судов. В их линиях прослеживаются как черты традиционных
ванских, так и характерные средиземноморские. Большие же суда строились по образу
и подобию хорошо известных в Средиземноморье кораблей (например, галеры). Нас
более всего заинтересовали корабли смешанного типа как переходное звено, как
развивающийся тип. Именно такой тип судна и был выбран для постройки в этом
году судна «Киликия». Этому предшествовала кропотливая работа в Матенадаране
— хранилище древних рукописей в Ереване, в библиотеках и архивах Москвы, Лондона,
Венеции.
Корабль был заложен, и начало работ, согласно традиции, было благословлено настоятелем
севанского монастыря. Строительство велось в основном на собственные средства
членов Клуба и их друзей. Постоянное отсутствие этих средств сильно тормозило
строительство. Тем не менее, в настоящее время Клуб построил парусник. Длина
корабля 20 м, ширина 5 м, осадка 1,5 м, водоизмещение 50 тонн, площадь парусности
100 кв. м, экипаж 14 человек. Весла — 2 рулевых и по пяти гребных с каждого
борта для обеспечения хода и безопасного передвижения судна в узостях, проливах
и портах как вспомогательный движитель.
Парусное вооружение судна - один большой латинский парус. Исторически так сложилось,
что треугольный парус назван латинским, хотя использовался еще в Древней Греции.
Он хорошо различим и на барельефах начала нашей эры.
Предварительная апробация и настройка судна была осуществлена на озере Севан.
Программа экспедиции преследует следующие цели:
а) исторический эксперимент, который призван показать, что это один из типов
судов, которые, наряду с другими, использовались армянами в Средиземноморье
как торговые суда;
б) привлечение внимания к истории и культуре Армении, пробуждение интереса к
путешествиям и приключениям;
в) наведение новых мостов между Арменией и внешним миром.
Клуб «Айас» был создан в 1985 году группой энтузиастов. Целью Клуба является
изучение истории судостроения и навигации в Армении. Члены Клуба восстанавливают
старинные армянские суда, изучают морские пути армянских купцов, собирают и
систематизируют старинные навигационные приборы, морские карты, занимаются подводными
исследованиями. За время существования Клуба было организовано более 15-ти тематических
выставок, собрана большая библиотека.
Одна из целей Клуба - организация постоянно действующего морского музея, где
будут представлены не только материалы по истории судостроения и навигации в
Армении, но и морская история всего человечества.
Клуб и проект объединил ученых, инженеров, художников, врачей, профессиональных
и не профессиональных моряков, студентов и школьников.
Члены Клуба постоянно участвуют в конференциях и симпозиумах, имеют научные
публикации.
В 1993 году Клуб стал членом Международного общества морских исследований, в
1994 году - членом Международной комиссии по морской истории и членом Географического
общества Армении.
Карен Балаян,
Президент Клуба «АЙАС»
Хроника продвижения парусника «Киликия»
24 июня 2004 года.
Парусное судно «Киликия» двинулось, наконец, в своё главное путешествие.
27 июня «Киликия» пересекла армяно – грузинскую границу и до 12.00 экипаж проходил
таможенные формальности. Дорога по грузинской территории до Болниси мало чем
отличается от грунтовой, поэтому колонна двигалась в среднем со скоростью 4-5
км/час. Самым замечательным на этом отрезке был плавный ход «Киликии», которая
своим носом раздвигала сросшиеся над горной дорогой густые ветви деревьев. В
пути были технические проблемы – поломалось колесо, лопнула шина, которые задержали
ход колонны на несколько часов, но в 21.00 «Киликия», в сопровождении грузинского
ГАИ, встала на ночевку у бензоколонки перед въездом в город Болниси. Здесь оказалось
много местных армян, которые в связи с нашим прибытием не могли скрыть чувства
гордости.
18 июля 2004 года.
Продолжается подготовка судна «Киликия» к плаванию и осуществляются экскурсионные
объяснения для интересующихся граждан - целей и задач путешествия.
19 июля 2004 года.
Судно стоит у причала морвокзала города Сочи. Благодаря руководителю Центрального
отделения армянской общины г. Сочи Кагосяну Степану, были найдены средства и
материалы для изготовления новых рулевых весел судна, и в соответствующей мастерской
началось их изготовление.
Вечером на открытой площадке приморского ресторана «Посейдон» был устроен фуршет
в честь экипажа «Киликии», на котором присутствовал представитель мэрии г. Сочи
Андрей Платонов, активисты армянских общин, а также руководители молодой еще
общественной организации «Союз армянских женщин «Ахтамар» Гаяне Ерицян и Лилит
Тигранян.
Андрей Платонов и публицист Зорий Балаян особо отметили в своих выступлениях
традиции вековой дружбы Армении и России. Капитан судна Карен Балаян поблагодарил
представителей армянской общины за внимание и помощь начавшегося путешествия,
отметив, что без подобной поддержки практически невозможно было бы осуществить
данный проект.
В конце встречи была зачитана Декларация, которую подписали все члены экипажа
парусника «Киликия» и в которой, в частности, говорится: «Уважая традиции и
обычаи предков, а также принципы Всеобщей Декларации прав человека, мы призываем
все народы земного шара сделать все возможное для сохранения мира на нашей хрупкой,
как горный хрусталь, планете. Мы на «Киликии» с гордостью несём армянский государственный
флаг, с которым рядом постоянно будут развеваться государственные символы всех
тех стран, по территориальным водам которых будет пролегать наш маршрут. В этом
мы склонны видеть не только соблюдение международной морской этики, но и искреннее
уважение ко всем народам Земли».
Декларация была свернута в трубочку, запечатана в бутылку только что распитого
виноградного вина и вручена капитану с тем, чтобы он, выйдя в открытое море,
выбросил её за борт, отправив потомкам послание армянских моряков.
20 июля 2004 года.
Судно все еще у Сочинского причала. Парусник загружен пищевыми продуктами и
водой. Завершаются работы по изготовлению рулевых весел.
На борт «Киликии» пришел ценный подарок от мэтра армянской поэзии Сильвы Капутикян.
Поэт прислала две свои книжки с посвящением экипажу: «Легендарным ребятам парусного
судна «Киликия» материнские благословения и сердечные пожелания старейшины армянской
поэзии. Пусть будет твердым ваше плавание по морям и океанам и пусть ваше молодое
безумство принесет молодость нашему 5000-летнему седовласому народу, доказывающее
миру, что в нас бессмертен дух наших киликийских предков, что мы еще будем жить,
творить и достигать наших справедливых чаяний. Счастливого вам плавания и счастливого
возвращения. Сильва Капутикян».
Карен Даниелян
|