Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Карта мира подвластна ему

Рубен Атоян – художник-картограф, кандидат технических наук, автор более 20 научных статей. Принимал участие в качестве руководителя проекта, редактора, составителя или оформителя в создании более 100 различных картографических произведений, в том числе атласов, рельефных, туристских и художественных карт.

Минчане с некоторых пор, покупая карту Минска, на обратной стороне обнаруживали панорамную карту центра города, где трехмерно изображены улицы, переулки с домами и зданиями, с двориками и парками, с памятниками и деревьями. Изображенные на карте здания являются масштабно уменьшенными рисунками, на которых совпадает с оригиналом не только форма, этажность, расположение, цвет домов и крыш, но и количество окон, если позволяет масштаб оригинала. Мало кто догадывается, что в руках у него творение одного автора, художника-картографа - Рубена Атояна.
Рубен Атоян родился в 1954 году в Армении, в городе Кировакане (ныне Ванадзор). В 1976 году окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК). После института, получив профессию инженера-картографа, по назначению работал в Тбилиси, а потом переехал в Ереван. Позже одно из минских картографических предприятий его пригласило работать в Минск.
Это было после всеобщего развала, когда разрушенная экономика стала причиной больших социальных проблем и потрясений, когда политика затмила науку, и в Армении было не до картографии. Для профессионального картографа такое положение дел было подобно смерти. А приглашающая сторона обеспечила Атояна не только работой, но и жильем. Так что ему пришлось в очередной раз покинуть Армению.
Белорусская пресса представляет Рубена Атояна как минского художника-картографа, что вполне оправдано, но именно Армения сформировала нынешнего ученого и художника. Атоян в Ереване вел такие издания и проекты, как Армянское нагорье и Карта мира, очаги древней рукописной культуры (художественное оформление выполнено совместно с С.Абраамяном, карты представлены в экспозиции Матенадарана, 1988г.), работал над проектом, сбором материалов, атласа Спитакского землетрясения в Армении (к сожалению, из-за отсутствия средств были изданы только отдельные страницы атласа), армяне в Крыму (благотворительный проект для армянской общины Крыма, выполнен в соавторстве с С.Абраамяном, С.Давтяном и Ю.Варьяном, 1990г.), «Армения. Энциклопедия путешественника» (сбор туристической информации к картам, картографические и художественно-картографические работы выполнены в соавторстве с С.Абраамяном, 1991). Идея создания карт художественно-графическими методами возникла именно в Армении, во время его работы над своей диссертацией.
Это было время, когда топографические карты всех масштабов были засекречены, а туризм остро нуждался в точных, реалистически представленных картах. Почему бы не нарисовать топографию местности, отдельные туристские комплексы и целые города в трехмерной графике, выделяя все детали объектов? Так рисовали карты известные художники итальянского Возрождения, голландские мастера картографии ещё в 15-17 веках. Возродить старый картографический стиль применительно к современным требованиям – поставленная задача постепенно воплощалась в жизнь. Так с 1984 года в Ереване появились его первые графические работы и статьи на тему трехмерных картографических изображений. Надо сказать, что тема диссертации, которую Атоян защитил в 1989 году, называлась “Совершенствование методики и технологии создания туристских карт и разработка новых видов”.
Создавая трехмерные карты, Атоян оставался верным традициям средневековых европейских картографов, с той только разницей, что тогдашние художники-картографы не очень-то уж следили за точностью карт, а карты Атояна выполнены с научной точностью. Его работы иногда путают с изобразительным искусством... Они являются синтезом науки и искусства. Оригиналы карт, выполненных смешанной техникой, тушью, акварелью, являются практически выставочной экспозицией. И не случайно в 2001 году в Ереване в Доме художников открылась его персональная художественная картографическая выставка, посвященная 1700–летию принятия христианства в качестве государственной религии в Армении (организаторы: Ш. Гарибян, Благотворительная организация “Айоц Ашхар”, Дом художников Армении). Подобные выставки практически не встречаются в мировой практике.

Работая по своему уникальному методу, Атоян с 1991 года создал более 40 панорамных карт стран мира, туристских регионов, островов, городов и замков. Среди них можно выделить круговую панораму Армении (1991), панорамы Вильнюса (1992), Минска (1994), Киева (1995), Венеции и Кракова (1997), Москвы (1998), Ватикана и Иерусалима (1999), Еревана и Варшавы (2001), Берлина (2002), Крыма (2003), комплекса Ангкор Ват (2004).
Начиная с 1996 года польская картографическая фирма “Терра Ностра” представляет работы Атояна на ежегодной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне специальным стендом. Вышеупомянутая фирма также представляла работы Атояна на конференциях и выставках Международной торговой картографической ассоциации (IMTA) в Амстердаме, Денвере, Брайтоне, Будапеште и Кракове.
Панорамные карты Атояна изданы в виде буклетов, календарей, плакатов, открыток, вкладок в фотоальбомы и журналы. Об Атояне и его работах были опубликованы статьи в белорусских, армянских, польских (Жиче Варшавы), немецких (Берлинер Моргенпост, Дие Велт) газетах, в журнале Нешнл Джиогрэфик. Работы использованы в выпусках журнала “Miejsca Swiete” в очерках об Армении и Иерусалиме, а фрагменты панорамы Кракова использованы в биографическом издании о жизни Папы Римского Иоанна Павла II. Работы Атояна вошли в национальный отчет по картографической деятельности в Польше за 1999-2002гг, представленный на Международной картографической конференции в Дурбане. Объемная статья Атояна в журнале “Польский картографический обзор” служит пособием для студентов Варшавского университета.
О международных призах и о заслугах Атояна в развитии современных методов картографии можно долго говорить. Но я хотел бы обратить внимание читателя на другое. По воле судьбы, геополитики, или политиков, наш народ переживает еще одну крупную миграцию. Сегодня встретить армянина, недавнего выходца из Армении, на любой точке мира никого не удивляет. Удивляет другое. Ведь каждый из них что-то важное берет с собой в дальний путь. И услышав о нашем соотечественнике, который стал знаменитым в других странах, искренне радуемся, забывая, что плодами его труда и умения охотно пользуются другие.
У Армении нет большой территории, но есть многовековая история и огромное культурное наследие. Наши великие предки-правители по разным причинам раздавали землю налево и направо. И только невидимые границы, завоеванные нашими мыслителями и творцами, пока остаются на прежних границах. И если на карте мира Армению можно закрыть кончиком мизинца, то чтобы определить границы Армении, созданной творцами искусства и науки, придется обнять глобус. Но сегодня очевидна тенденция уменьшения и этих границ. По причине невостребованности культурного богатства, оно уходит на последний план. Неужто мы и правда так обеспечены?
У известной страны три большие пирамиды и миллион изданий о них, тысяча научных и рекламно-коммерческих фильмов. Благодаря этому о них знают все. А о наших «жемчужинах» знают в основном местные жители да узкий круг специалистов. А ведь туризм, издательское дело, картография являются высокоприбыльным бизнесом и одновременно защитой наших культурных границ и наследий.
Рубена Атояна как картографа не могла не затронуть вышесказанная проблема. У него уже давно сформировалась идея о создании иллюстрированного атласа истории Армении. Надо отметить, что аналогичные атласы имеют многие страны (например, Иллюстрированная хронология истории Беларуси).
Идея возникла в 1996 году, когда в семье Атояна появился первый компьютер. Стало возможным систематизировать огромный материал, имеющийся в личной библиотеке. Собранный и изученный материал в настоящее время составляет 106 литературных и 26 картографических источников. Разработаны структура и содержание атласа, написаны “сюжеты” ко многим страницам. На каждом развороте атласа предполагается раскрыть определенный промежуток истории государства и народа. На каждом развороте размещаются небольшая карта, текст, жанровые рисунки и портреты, аксонометрические изображения. В атласе будут представлены панорамные карты Армении и Армянского нагорья, Еревана и Эчмиадзинского собора, других важнейших памятников архитектуры, армянских колоний в Венеции, Львове и Крыму. Предусмотрено воссоздание панорамных изображений древних столиц Армении, некоторых важнейших сражений. Будут карты, посвященные диаспоре.
Популярные издания на армянском, русском и английском языках, предназначенные для читателей разных возрастов в разных странах, ознакомят с более чем трехтысячелетней историей армянского народа. Но подобные проекты без деловой и финансовой поддержки обречены на то, чтобы еще долго оставаться проектом.
Рубен Атоян, создавший «портреты» современных европейских городов, сделал свой шаг к созданию Исторического ландшафта Армении. Второй шаг за нами.
Наш собкор. в Минске

А. Галстян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении