И тень может многое рассказатьПо собственному его признанию, ни в жизни, ни в творчестве ему не удавалось уложиться в определенные рамки, отчего постоянно возникали проблемы и в жизни, и в творчестве.
Энциклопедия фантастики «Кто есть кто» утверждает, что он пишет в жанре фэнтази
и называет его произведения философскими сказками. Другая энциклопедия «Фантастика
от А до Я» считает его экспериментатором, далеким от традиционной фантастики.
Журнал «Плейбой» добавляет, что он переводит старую, добрую классику в новое
измерение, а журнал «Если» уточняет, что для него характерно притчевое мышление
и работает он по принципу «развлекая, поучай и, поучая, развлекай». С кем только
его не сравнивали: Брэдбери, Гофман, Фазиль Искандер, Амброз Бирс, Рене Домаль…
Но более всего похож он на самого себя. Не случайно в одном из крупнейших московских
издательств АСТ долго искали серию, в которой можно было бы выпустить новую
книгу писателя «Тень отца Гамлета», и, не найдя подходящей, издали ее вне серий.
Заметим, что с предыдущим его романом «Космический Декамерон» (издательство
«Антал») произошла почти такая же история. После выхода книги фантасты утверждали,
что это не совсем фантастика, реалисты – что не совсем реализм, постмодернисты
– что не совсем постмодернизм.
Литераторы, хорошо знакомые с его творчеством, считают, что жанр и стиль Руслана
Сагабаляна – это сам Руслан Сагабалян, который живет, как пишет, и пишет, как
живет: парадоксально, неоднозначно, с налетом мистики и вместе с тем артистично
и непринужденно.
«Тень отца Гамлета» названа автором «романом в историях». Это, действительно,
цепочка историй, герои которых, легко преодолевая границы между жизнью и смертью,
грехом и святостью, адом и раем, встречаются в финале на Страшном суде. Автор
мастерски запутывает и распутывает клубок повествования, в котором есть улыбка
и грусть, сиюминутность и вечность, жизнь и смерть, любовь и чувственность.
Все, как известно, началось с Ноя. Наша газета не могла не отметить того, что
первая история, открывающая книгу, так и называется – «Ной». Нам приятно также
напомнить, что известный московский прозаик, журналист и кинодраматург (член
союзов писателей России и Армении) входит в состав редколлегии «Ноева Ковчега»,
является его постоянным и желанным автором.
Григорий Анисонян
|