Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Сотрудничество, ориентированное на XXI век

В нынешнем году исполняется 10 лет со дня официального открытия Посольства Республики Армения в Российской Федерации. В этой связи мы попросили Чрезвычайного и Полномочного Посла РА в РФ Армена СМБАТЯНА ответить на вопросы, которые интересны читателям нашей газеты.

— Армен Багратович! 10 лет – срок весьма значительный, вместивший в себя многие перемены на постсоветском пространстве. Какую эволюцию, на Ваш взгляд, пережили за это время отношения между Арменией и Россией?
— Дата для нас действительно знаменательная, но я бы начал с того, что 10 лет назад работа нашего посольства в Москве начиналась отнюдь не на пустом месте. Не будем забывать, что в течение нескольких десятилетий в российской столице существовало Постоянное представительство Армянской ССР при Совете министров СССР. Разумеется, его цели и задачи по понятным причинам заметно отличались от целей и задач, стоящих перед дипломатическим представительством. Однако база для двусторонних взаимоотношений на уровне государств была создана хорошая. Я подразумеваю, в первую очередь, отношения нравственные, духовные, если угодно – психологические. Мы сполна унаследовали этот бесценный «задел», созданный нашими предшественниками.
Именно существование такой преемственности в отношениях Москвы и Еревана во многом заложило фундамент работы посольства и позволило – уже в новых исторических условиях - придать нашим двусторонним межгосударственным отношениям перманентную и ощутимую позитивную динамику. А это, в свою очередь, обеспечило их поступательное развитие в самых разных областях сотрудничества.

И сегодня, говоря об эволюции армяно-российских взаимоотношений, мы не просто констатируем их высокий уровень, но и с большим удовлетворением отмечаем, что прошедшее десятилетие стало временем их беспрецедентного укрепления и углубления, периодом, в ходе которого настойчиво и целеустремленно формировались самые благоприятные условия для продолжения и расширения нашего всестороннего взаимодействия.
— В чем конкретно выражается ныне уровень достигнутого взаимопонимания и сотрудничества между нашими странами?
— В дипломатии уровень двустороннего сотрудничества принято измерять эффективностью взаимодействия государств на международной арене. Это – своего рода «камертон» отношений, сложившихся между теми или иными странами. Рассматривая вопрос под таким углом зрения, мы с удовлетворением отмечаем, что Ереван и Москва последовательно и тесно сотрудничают в рамках целого ряда самых авторитетных всемирных и региональных организаций - ООН, ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентской ассамблеи ЧЭС… Надо ли говорить, что это обстоятельство способствует повышению роли и значения Армении на международной арене? Очевидно также, что армяно-российское сотрудничество в рамках, например, того же ОДКБ – это один из фундаментальных факторов укрепления всей системы нашей национальной безопасности.
Кроме того, мы очень тесно и, главное, весьма плодотворно сотрудничаем непосредственно с российской стороной в области политики и экономики, культурной и образовательной сферах. Двустороннее взаимодействие настолько многовекторно и многогранно, что перечислять все его отдельные элементы практически не представляется возможным. Но надо обязательно подчеркнуть, что развивается оно на прочной правовой базе. Его основой являются два важнейших документа: заключенный еще в 1997 году большой рамочный «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» и подписанная в 2001 году в ходе официального визита в Российскую Федерацию президента Армении Р.С. Кочаряна «Декларация о союзническом взаимодействии, ориентированном на XXI век».
Особо хотел бы отметить, что эти основополагающие документы, отражающие саму суть понятия «стратегического партнерства», год от года успешно наполняются предметным содержанием, позволяющим постоянно поддерживать высокий тонус взаимосвязей.
— Не секрет, что сегодня мир становится все более прагматичным. Торговля и инвестиции выдвигаются на первый план. Вот и дипломаты нередко говорят о так называемой «экономической составляющей» в межгосударственных отношениях. В связи с чем возникает вопрос: не превалирует ли в армяно-российском сотрудничестве политический аспект – в ущерб экономической составляющей?
— Знаете, в какой-то момент стало общим местом говорить о том, что уровень наших экономических взаимосвязей уступает уровню политического и военного сотрудничества. Не стану отрицать, в какой-то мере так оно и было, отставание реально имело место. Но, во-первых, оно во многом объяснялось объективными причинами (среди последних отмечу, в первую очередь, продолжающуюся транспортную блокаду нашей страны со стороны Турции и Азербайджана), а во-вторых, положение в последние годы кардинально меняется в лучшую сторону.
Вы, конечно, правы, отмечая основополагающее значение всемерного развития взаимовыгодных экономических контактов. Действительно, без этого говорить о реальном сотрудничестве просто не приходится – на одних эмоциях далеко, что называется, не уедешь. И тем приятнее констатировать, что в этом вопросе очевиден очень серьезный прогресс.

Армяно-российские торгово-экономические контакты развиваются достаточно высокими темпами. Разумеется, мы еще не вышли на уровень кооперации, существовавший в советские времена, но целенаправленно двигаемся в этом направлении. Так, например, в 2003 году взаимный товарооборот вырос на 34,5%, превысив в денежном выражении 200 миллионов долларов. Причем возросли как импорт, так и экспорт, что свидетельствует о взаимной заинтересованности участников рынка. Подчеркну, что в структуре нашего экспорта в Россию, помимо продовольственных товаров и сырья, заметное место занимают сегодня поставки машин и оборудования, а это, в свою очередь, свидетельствует об уровне конкурентоспособности армянской промышленности.
— Однако сегодня Большой Кавказ является не столько полем для сотрудничества, сколько ареной целого ряда конфликтов, что, разумеется, очень мешает процессам интеграции…
— Армянская сторона в лице президента Роберта Кочаряна и министра иностранных дел Вардана Осканяна выдвигает цельную концепцию, реализация которой позволила бы всем конфликтующим сторонам значительно активизировать поиски взаимоприемлемых компромиссов, мирного урегулирования существующих проблем. Мы считаем, что окончательному политическому урегулированию конфликтов должно предшествовать начало экономического сотрудничества – сперва следует наладить взаимовыгодные торгово-экономические контакты, создав таким образом благоприятный фон для последующих политических договоренностей. Это, замечу, будет способствовать и повышению уровня взаимного доверия. Именно поэтому мы считаем, в частности, что между Ереваном и Анкарой могут существовать нормальные цивилизованные взаимоотношения. Но при этом Армения по-прежнему настаивает, что начало нашего диалога не должно быть обставлено какими-либо предварительными условиями и уж тем более – не зависеть от наших взаимоотношений с третьими странами. Поэтому, когда говорят о том, что армяно-турецкая граница закрыта, надо всегда иметь в виду, что закрыта она лишь с одной – турецкой стороны. Мы в любой момент готовы к равноправному сотрудничеству, не обусловленному предварительными условиями.
Замечу, что это – универсальный подход, и мы – на указанных основаниях - в принципе готовы к развитию экономических контактов и с Азербайджаном. Пока, однако, в политической элите соседней страны не решаются на такой шаг, Баку не демонстрирует способности к компромиссам. Однако взятый ими на вооружение лозунг «или все, или ничего» явно непродуктивен и ведет лишь к замораживанию противостояния. Тем не менее, поиск путей к миру продолжается. Очень большую роль играет в этом Россия – как основная страна-посредник в переговорном процессе. Причем посредническая деятельность Москвы всегда была последовательной и конструктивной. Продолжается и диалог на уровне президентов двух стран. Последняя встреча Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева на саммите глав государств СНГ в Астане получилась полезной и насыщенной. Все это внушает надежду, что нам удастся достичь общих подходов и выработать на их основе удовлетворяющий стороны компромисс.
В целом международная политика Армении направлена на недопущение установления каких-либо линий размежевания, нарушения существующего в регионе сложившегося баланса сил. Последнее было бы чревато непредсказуемыми по своим масштабам негативными последствиями. Поэтому мы последовательно выступаем за то, чтобы все страны региона были равноправными участниками и полноценными партнерами всех без исключения программ по укреплению региональной безопасности. Убежден, что подобный подход обязательно возобладает, ибо именно он дает ключ к нахождению приемлемых для всех политических решений, способствующих, в конечном итоге, установлению прочного мира.
Замечу, однако, что в последнее время решение проблем региональной безопасности осложнено актуализацией фактора международного терроризма, обострением ряда застарелых противоречий. Наша страна находится не в самом спокойном с этой точки зрения районе мира. В географическом смысле антитеррористические операции в Ираке и на российском Северном Кавказе, израильско-палестинское противостояние, конфликты между Грузией и ее автономиями не столь уж отдалены от границ Армении.
Но мы понимаем, что для обеспечения нашей национальной безопасности, конечно, необходимо самым активным образом участвовать в работе всех международных структур и государственных объединений, борющихся с терроризмом. Это – и уже упомянутый мною ОДКБ, и Антитеррористический центр стран СНГ. И чем более мы интегрированы в различные международные структуры подобного рода, тем выше уровень нашей национальной безопасности. И, конечно же, в борьбе с «чумой XXI века» Армения самым тесным образом сотрудничает с нашим главным стратегическим партнером и союзником – Россией.
И еще один аспект проблемы. В большинстве стран Большого Кавказа, Ближнего и Среднего Востока издавна существуют значительные армянские общины. Очевидно, что мы, можно сказать, кровно заинтересованы в установлении мира и стабильности, прилагаем для достижения этого все имеющиеся возможности и, говоря образно, выступаем в роли своего рода «психологического спонсора» взаимопонимания. Поэтому сегодня армянская дипломатия играет определенную позитивную роль не только на Южном Кавказе, но и за его пределами. При этом мы находим полное понимание и встречаем сотрудничество со стороны наших зарубежных соотечественников, которые в странах своего проживания в решении любых конфликтов всегда выступают с конструктивных, миролюбивых позиций.
— Наших читателей не может оставить равнодушным тот факт, что в российской прессе время от времени появляются откровенно антиармянские, явно заказные публикации. Как реагирует на это обстоятельство посольство?
— Действительно, с подобным явлением нам сталкиваться приходится. Причем началось это отнюдь не вчера. Что ж, мы прекрасно понимаем и осведомлены, что такого рода материалы являются продолжением, во-первых, многосторонней информационной агрессии со стороны наших недоброжелателей, а во-вторых, в ряде случаев отражают определенные внутриполитические коллизии в нашей республике.
И хотя это явления различного порядка, наш подход к ним практически одинаков: мы никогда не позволяем себе опуститься до уровня инициаторов и авторов таких публикаций, апеллировать к эмоциям (зачастую – весьма дурного свойства), передергивать факты, заниматься поисками так называемой «жареной» информации, прибегать к скандальным, бездоказательным и безапелляционным заявлениям и т.п.

Все это, однако, отнюдь не означает, что посольство игнорирует такие выступления в СМИ. Наш ответ состоит в том, что исходящая из посольства информация всегда носит самый взвешенный и объективный характер, основывается не на домыслах, а исключительно на конкретных фактах. Мы вообще против нагнетания истерии – это неплодотворно и неконструктивно, это никак не способствует улучшению имиджа нашей страны, укреплению ее позиций. Поэтому мы полагаем, что необходимо целенаправленно и последовательно знакомить российского читателя с реальным положением дел в Армении, ее внешней и внутренней политикой, повседневной жизнью страны. Это создаст цельную и объективную картину происходящего и выбьет козыри из рук дезинформаторов. Такая работа ведется, другой вопрос, что она должна быть активизирована, и мы в этом направлении работаем.
— А координирует ли посольство деятельность многочисленных организаций армянской диаспоры в России?
— Сегодня в Российской Федерации создан и достаточно успешно функционирует целый ряд общефедеральных и региональных организаций, объединяющих наших соотечественников, таких, например, как Союз армян России. Все они декларируют свою приверженность развитию на общественном уровне всего многогранного спектра армяно-российских взаимоотношений в области политики, экономики, культуры, ставят своей целью сохранение и развитие в условиях диаспоры самобытности и культурной идентичности граждан РФ армянской национальности. Мы приветствуем и поддерживаем такую деятельность, при том обязательном условии, что она полностью соответствует существующим российским законам (кстати, примеров обратного характера, к нашему удовлетворению, не зафиксировано).
Естественно, мы следим за их деятельностью, поддерживаем контакты с ними, интересуемся их планами, задумками. Однако посольство не занимается координацией повседневной работы этих организаций, что вполне естественно. Ведь они носят общественный характер, а кроме того, являются объединениями, я подчеркиваю, российских граждан. Поэтому наши взаимоотношения могут быть сколь угодно дружественными, но никак не официальными.
— Наш традиционный вопрос касается работы консульской службы посольства. Не секрет, что этот аспект дипломатической деятельности весьма актуален, ибо затрагивает интересы большого числа граждан Армении, проживающих и находящихся ныне в России...
— С этим можно только согласиться. Конечно, никакое направление деятельности диппредставительства нельзя счесть второстепенным, но деятельность консульского отдела посольства не только очень важна – она еще и публична, что накладывает на эту сторону работы специфический отпечаток. Мнение людей о работе посольства (причем не только граждан Армении) в значительной степени складывается в зависимости от их впечатлений от встречи с консульскими работниками.
Понимая это, мы уделяем работе консульского отдела посольства особое и постоянное внимание. Однако должен признать, что вопросов здесь хватает, причем многие из них носят не только объективный, но и субъективный характер.
Сложность – объ-ективная – в частности, состоит сегодня в том, что у десятков тысяч граждан Армении, находящихся в России, стали истекать сроки действия паспортов нового образца, выданных им в 1994-1995 годах, и соответственно – десятилетние сроки права выезда за рубеж. Это крайне увеличило число обращений: только в консульский отдел посольства ежемесячно обращается более 1500 граждан. И хотя ныне в России действуют, помимо консульского отдела посольства в Москве, еще три консульских учреждения (например, в ЮФО и Санкт-Петербурге), проблема продолжает оставаться актуальной. Поэтому мы сегодня вынуждены развивать институт почетных консулов. В прошлом году соответствующие офисы были открыты в Поволжье и во Владивостоке, готовимся учредить их в Свердловской и Тюменской областях.
А вот пример сложностей из разряда субъективных. Известно, что наибольшие нарекания вызывают длительные сроки оформления консульскими службами различных документов. Так, процедура получения паспорта длится 2,5 – 3 месяца, продление срока действия паспорта за рубежом занимает до 1,5 месяца и т.п. Это вызывает раздражение и критику со стороны наших граждан. Но объективны ли такие упреки? Ведь люди могут не дожидаться истечения срока действия своих документов и заранее позаботиться о продлении. Или, скажем, вспомнить об утере паспорта не перед самым отъездом на родину, а обратиться к нам сразу после потери. Тогда не будет излишней нервотрепки. Надо помнить, что оформление подавляющего большинства документов связано с запросами в соответствующие инстанции РА (МИД, Минюст, МВД, ЗАГСы), прохождением этих запросов по цепочке инстанций, поэтому и ответ следует далеко не сразу. И тут многое зависит от дисциплинированности и сознательности самих граждан.
Одновременно мы делаем все от себя зависящее, чтобы по возможности минимизировать существующие трудности. Речь идет об увеличении окон обслуживания заявителей, разграничении часов приема и выдачи документов, техническом перевооружении и совершенствовании работы консульской службы. Думаю, сочетание наших усилий с повышением гражданской ответственности обращающихся к нам людей даст свои положительные результаты.
— Армен Багратович! Позвольте еще раз поздравить Вас со знаменательным юбилеем в жизни Посольства Республики Армения в Российской Федерации, пожелать успехов в нелегкой и ответственной дипломатической деятельности. Спасибо за интервью!
— Благодарю за то, что вспомнили о важной для всех нас дате, и за предоставленную возможность рассказать о нашей работе на страницах вашей популярной газеты, которую мы всегда с интересом читаем.

Беседу вел Григорий Анисонян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении