Беларусь – Армения: голоса душиИсторические судьбы
Существуют народы, чья близость, на первый взгляд, не кажется очевидной. Не
созвучен язык, не похожа внешность, различны проявления характера, отличаются
предметы быта. И только вглядевшись, а точнее, вслушавшись в тихие голоса народной
души, начинаешь понимать, что схожесть существует на ином, более глубоком уровне,
неприметном глазу, но от этого не менее ясном и сильном.
Эта схожесть, прежде всего, выражается в пути народов, в их исторических судьбах,
которые определяют голос души. Таковы судьбы и голоса армян и белорусов.
Оба народа история и Бог населили на межах, границах, перекрестках стран, континентов,
религий и языков. Как армяне были частью «Великого шелкового пути» древности,
так и белорусы существовали на великом «пути из варяг в греки». Как армяне жили
и боролись в условиях столкновения религий: маздеизма, мусульманства, христианства,
так и белорусы подвергались то окатоличиванию, то православизации.
И белорусы, и армяне в веках отстаивали свои язык и культуру, а ведь тем и другим
это было ох как непросто. Сильные и агрессивные соседи не раз приходили и на
армянские, и на белорусские земли, сея насилие и смерть. Оба народа в разные
века входили в состав чужих стран и империй, подвергались колонизации, насильственной
ассимиляции, полонизировались или отуречивались.
Как Турция и Персия всегда стояли у армянских дверей, так Польша и Литва постоянно
тянули свои алчные руки к скромному белорусскому дому. Отстаивание своей земли,
обычаев отцов и матерей закалило характер белорусов и армян, сделало их упрямыми
и стойкими.
Национальный характер
Великий белорусский поэт ХХ века Владимир Короткевич писал:
«Горыч вінаў Арменіі…
і Беларусь…
Ну каму па плячы
Вас здушыць?…
Можа – горкія –
мы й не да смаку камусь,
Але нам – узаемна –
мы па душы».
Художник улавливает главную черту народной души и восклицает: «Может, мы горькие?».
Горечь жизни, трагичность судеб выработали у обоих народов эту важную черту
национальных характеров и белорусов, и армян – глубоко запрятанную печаль. Как
никто, эту печаль выражали именно поэты – люди с обнаженной душой: у армян –
А. Исаакян, О.Туманян, В.Терьян, у белорусов – Я. Купала, Я. Колас.
Владимиру Короткевичу, ощутившему общий вкус душевной горечи, вторит Ваан Терьян,
обращаясь к Родине:
«И разве не за скорбь твою
Тебе любовь моя и радость?
Как ты, и я покорно пью
И горечь всю твою, и сладость».
(Перевод с арм. Ф. Сологуба).
Печаль армянских глаз и горечь слёз, которые навеки были воспеты поэтами, удивительным
образом перекликаются с «вечным сумам» (грустью, тоской) белоруса:
«Кінь толькі вокам
да гэтага люду –
Сціснецца сэрца
ад болю:
Столькі пабачыш
ты гора ўсюды,
Столькі нуды
без патолі».
(М.Богданович)
Горе, несчастье, бедность людей – вот вечные спутники обоих народов. Неплодородны
земли армян и белорусов, и только тяжкий труд и вера спасают их от исчезновения.
Вера
В разные века крестились армяне и белорусы, но для обоих народов христианская
вера стала важнейшей духовной опорой в трагическом земном пути. Две важнейшие
черты христианства особенно глубоко осознали люди Армении и Беларуси.
Это, прежде всего, сознание того, что земные бедность и страдание «угодны Богу»,
что Господь «благословляет бедных и страждущих». «На Беларусі Бог жыве”, – говорил
В. Короткевич. Так сказать мог только человек глубоко верующий и надеющийся.
Ему созвучны строки Ованеса Туманяна:
«Лампада в полночь,
меж светил,
Висит, блистая в небесах,
Что Просветитель утвердил
В армянских
темных небесах»
(Пер. с арм. В.Брюсова)
И в том, и в другом случае не идет речь о “богоизбранности” армянского или белорусского
народов, о превосходстве над другими народами. Скорее наоборот, “божья воля”
выбрала эти народы для испытаний, через которые может прийти счастье.
Надежда – вторая главная духовная опора двух народов, надежда на будущее, на
счастье, на справедливость:
«Беларусь, твой народ
дачакаецца
Залацістага
яснага дня».
(М.Богданович)
Надежду и веру помогают нести великие люди земли – просветители Месроп Маштоц,
давший армянам азбуку и переведший на армянский Библию, и Франциск Скорина впервые
напечатавший Слово Божье. И того и другого свято чтут народы, осознавая значение
Духовного Слова и Просвещения.
Культура
Удивительные тонкие нити духовного родства проявляются в культуре и обычаях
обоих народов. Еще в прошлом веке исследователи обратили внимание на необычные
архитектурные формы одного из замечательнейших храмов белорусской земли – церкви
в честь Святой Софии в Полоцке. Напомним здесь, что храмы, посвященные Софии,
были как бы символом духовного христианского просвещения в Константинополе,
Киеве, Новгороде. Но Полоцкая София, построенная в XI веке на берегу речного
«пути из варяг в греки», имела граненые формы внешней алтарной части (апсиды),
что роднит её не с византийскими и русскими храмами, а с христианскими храмами
Малой Азии и особенно армянскими храмами (так писал И.Щекотихин). Возможно,
по древнему пути Европы и Азии на белорусский север проникли идеи замечательной
армяно-христианской архитектуры.
Уже более точные указания на армяно-белорусские культурные связи в далеком прошлом
проявились в одном из самых замечательных достижений прикладного искусства Беларуси
– золототкачестве.
Потрясающие по красоте пояса, шитые золотом и шёлком, создавались в Слуцкой
мануфактуре в XVIII веке. Эту ткацкую мануфактуру основал один из великих белорусских
князей-магнатов: Михаил Казимир Радзивилл. Но как пишет исследователь белорусского
прикладного искусства М. Кацер: “Главным организатором производства в Слуцке
и его руководителем стал Ян Маджарский из Стамбула, армянин по национальности”.
Так, мастерство армянской земли стало мастерством и земли белорусской, а в орнаменты
на поясах вплелись естественным образом цветы Беларуси. Вообще, связи периода,
когда белорусские земли находились в составе Речи Посполитой, были естественными,
ведь большие армянские колонии также находились на землях того же государства:
во Львове и Каменец-Подольском. Известно также, что армянские купцы из Львова
вели активную торговлю восточным товаром не только на территории Речи Посполитой,
но через белорусские земли они переезжали в Московскую Русь. Купцы всегда пользовались
дорогами, которые у обоих народов были транзитными, связывающими здесь разные
земли и разные народы.
Дороги
«Дзе ні ступіш крыжавыя
І гасцінцы і дарожкі…»
- так писал о Беларуси её замечательный поэт Янка Купала. «Крыжавымі» (крестовыми)
белорусские дороги называли потому, что при дорогах, на въездах в села или на
распутьях люди ставили кресты или маленькие часовенки – «каплички». Этот обычай,
прошедший сквозь века и дошедший до наших дней, несмотря на попытки его искоренения
официальными властями, говорит о глубокой приверженности народа к христианству,
а также об уважении к дорогам и путешествиям, понимании их значения для народа.
Товары и люди двигались по дорогам Беларуси и Армении, дороги соединяли разные
уголки земли, по дорогам проходили купцы и странники, воины и монахи. Дороги
несли новые знания и «открывали большой мир»:
«Я странник, сестра,
простой пилигрим,
В неведомый край
ищу я дорог,
Оторван от жизни,
судьбою гоним,
Бреду, одинок».
(О. Туманян, пер. М.Павловой)
Но «шляхом», дорогой, которой век нету покою, называл себя также Янка Купала.
А молитва, поклоны на дороге были обычаем и белорусов, и армян. Так же, как
и белорусы у деревянных крестов, останавливались армяне у хачкаров (камней-крестов),
чтобы благодарить Бога за возвращение домой или просить о добром пути в чужую
землю.
Никогда не забуду, как в 80-е годы, проезжая по горной дороге, на перевале возле
Севана я увидел дерево с повязанными на счастье платочками и лентами. Вздрогнула
тогда душа, ведь повязывать полотенца (фартушки) и ленты на придорожные кресты
– это древний обычай белорусской земли…
Сложны узоры исторической жизни народов, причудливы, как узоры слуцких поясов,
но сквозь века и расстояния сплетаются порой они, становясь удивительно похожими.
А.С.Сардаров,доктор архитектуры,зам. председателя Общества белорусско-армянской
дружбы
|