Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

За сохранение стабильности

Интервью Премьер-министра РА Андраника Маргаряна газете «Ноев ковчег»

— Уважаемый господин премьер-министр, прошло свыше 4-х лет как Вы занимаете этот пост. Это своеобразный рекорд в политической истории Третьей республики. Мы помним, что через несколько дней после Вашего назначения Вы сделали весьма жесткое публичное заявление, связанное с урегулированием проблемы Нагорного Карабаха, где был сделан большой акцент на вопрос территориальной целостности Армении. С чем было связано это заявление? Изменилась ли с тех пор Ваша позиция по урегулированию карабахской проблемы или в ней появились какие-то новые нюансы?
— Моя позиция по урегулированию карабахской проблемы, равно как и позиция возглавляемой мной Республиканской партии, была и остается неизменной и основывается на определенных принципах. В первую очередь мы исходим из того, что урегулирование конфликта возможно только при уважительном отношении к праву Нагорного Карабаха на самоопределение, на основе учета исторических реалий. Проблема должна быть урегулирована исключительно мирным путем. При этом должно быть исключено подчинение Нагорного Карабаха, статус которого надо уточнить, Азербайджану.

Необходимо обеспечить гарантии безопасности НКР и Армении. Сам же ход процесса урегулирования конфликта, по нашему мнению, должен осуществляться путем переговоров, непосредственных контактов сопредседателей Минской группы и руководителей двух государств, с участием на определенном этапе властей НКР. Что касается упомянутого Вами акцентирования вопроса территориальной целостности, то он относится к исключению возможности решения конфликта за счет нарушения территориальной целостности Армении.
— Тогда же, четыре года назад, возглавляемое Вами правительство приняло обширную и конкретную программу развития субрегиона Мегри. Прошло довольно много времени с тех пор, как выполняется эта программа, какие есть/были проблемы в ее реализации?
— Вы правы, четыре года назад правительство Армении начало реализацию обширной программы развития приграничных регионов - марзов (областей) республики. Первой в этом списке в июле 2000 года была одобрена программа субрегиона Мегри Сюникской области. За ней последовали программы развития Тавушской и Арагацотнской областей. Процесс реализации этих программ в последующие годы проходил успешно. В частности, из 59 проблем, предусмотренных к решению в программе развития субрегиона Мегри, которые охватывали сферы промышленности, сельского хозяйства, градостроительства, здравоохранения, образования, социальных вопросов и др., полностью или частично решены 46, 6 находятся в процессе решения, а остальные 7 пунктов были исключены из программы - исходя из нехватки финансовых средств и нецелесообразности. В результате реализации программы восстановлена работа Агаракского медно-молибденового комбината, расширено производство на Мегринском консервном заводе и в Мегринском филиале ювелирного завода, осуществлены работы по улучшению Агаракской системы орошения, повышению эксплуатационной надежности автодорог регионального значения, укреплены прибрежные защитные сооружения на реке Аракс, выполнены мероприятия по капитальному ремонту, защите зданий и обеспечению инвентарем школ сел региона, для которых также частично восполнена потребность в педагогических кадрах.
В Мегри и Агараке отремонтированы поликлиники, данным медицинским учреждениям выделено медицинское оборудование. Кроме вышеперечисленного, в определенной степени улучшилось социально-экономическое положение бюджетников Мегринского региона - им повышена зарплата, решаются жилищные проблемы семей азатамартиков и проживающих в Мегринском регионе беженцев, предоставлены льготы по тарифам на оросительную воду и т.д.
Правительство придает большое значение программам развития приграничных регионов республики, исходя также из соображений и целей сохранения безопасности наших границ. Так что мы не довольствуемся достигнутыми результатами, которые налицо. Работы продолжаются.
— Два года назад возглавляемое Вами правительство приняло решение о введении в школьную программу «Истории Армянской Апостольской Церкви». Удовлетворены ли Вы сегодня уровнем его реализации или есть проблемы?
— Известно, что до провозглашения независимости история Армянской Апостольской Церкви, вопросы, касающиеся веры и религии, были оторваны от народа, не изучались в школах и вузах, и, естественно, наши поколения вырастали вне духовного влияния этих исторических ценностей. Но ведь невозможно забыть, что история Армянской Апостольской Церкви - это часть истории армянского народа. А если учесть и то, что в самые трудные для нашего народа времена именно наша Церковь и духовенство брали на себя роль консолидирующей силы нации, картина станет более чем понятной. Исходя из всего этого, была выдвинута идея преподавания в наших школах истории Армянской Апостольской Церкви, которое было введено на основании Соглашения между правительством РА и Армянской Апостольской Церковью, которая финансировала создание соответствующего учебника для учащихся 4-8 классов. Организовали также переподготовку учителей данного предмета. Что касается осуществления программы, то отклики весьма положительные.
— Во время Вашего премьерства несколько снизился уровень государственного долга Армении относительно ВВП. Будет ли сохраняться эта тенденция?
— С точки зрения оценки уровня внешней задолженности государства, наряду с абсолютной величиной внешнего долга, на первый план выдвигаются показатели, характеризующие способность обслуживания долга и его взаимосвязанность с другими макроэкономическими показателями. Внешний долг по отношению к ВВП по состоянию на конец 2003 года составил 39,3%. Для сравнения: в 2000 году этот показатель равнялся 45%.
При условии сохранения проводимой в настоящее время политики в области управления внешним долгом, а также нынешних темпов роста ВВП, экспорта товаров и услуг, доходов госбюджета, РА в ближайшем будущем не будет иметь серьезных затруднений с точки зрения обслуживания внешнего долга, а наметившаяся тенденция сохранится и к 2007 году внешний долг по отношению к ВВП составит 30,7%.
— За последние несколько лет в Армении несколько снизился и такой важный социальный показатель, как коэффициент Джини (с 0,570 до 0,449), который характеризует расслоение общества по доходам. Тем не менее, эта цифра остается достаточно высокой в сравнении с другими странами СНГ. Что кроме широко разрекламированной «Программы по борьбе с бедностью» готово предпринять Ваше правительство для снижения этого коэффициента?
— Прежде всего хотелось бы отметить, что тенденция понижения коэффициента Джини продолжается, и по результатам проведенного в 2003 году обследования домашних хозяйств он составил 0,434. Что касается вопроса о том, какие меры предпринимает правительство по направлению смягчения неравенства распределения доходов, то должен отметить, что все эти шаги намечены именно в Стратегической программе преодоления бедности. Согласно программе, решение задачи видится в осуществлении как эффективной и адресной социальной политики, так и целенаправленной политики доходов, что прежде всего предусматривает осуществление ряда важнейших мероприятий, главные из которых - это увеличение размеров выплат по семейным пособиям и обеспечение увеличения степени их адресности, увеличение размеров пенсионных выплат, создание возможностей для обеспечения уровня доходов, превышающих сформированную в Армении минимальную потребительскую корзину, а также обеспечение опережающего роста зарплат в бюджетной и социальной сферах.
— По общему мнению большинства экспертов, Армения, к сожалению, остается страной с высоким уровнем коррупции и «теневой» экономики. По итогам прошлого года выяснилось, что Армения занимает предпоследнее место среди стран СНГ по показателю доли налоговых поступлений к ВВП. Какие конкретно меры предпринимаются правительством для улучшения этой ситуации?
— Борьба с коррупцией в настоящее время является важнейшей проблемой во всем мире и в странах с переходными экономиками в частности.
Согласно данным организации Трансперенси Интернэшнл, по уровню восприятия коррупции в 2003 году Армения занимала 78-е место в списке 133 стран мира. Индекс восприятия коррупции (ИВК) составил тогда 3,0. Следует отметить, что благодаря проведению реформ, направленных на становление демократических институтов, по ИВК Армения значительно опережает своих соседей - Грузию и Азербайджан, разделивших 124-е место с показателем 1,8. Однако следует отметить, что максимальное (наилучшее значение) для Армении составляет 4,1, что свидетельствует о неоднозначном развитии в этой сфере. Как и абсолютное большинство стран, не достигших показателя 5 по 10-балльной шкале отсутствия коррупции, Армения придает важное значение осуществлению стратегии по борьбе с коррупцией.
Правительство, сознавая опасность этого явления, в 2003 году утвердило Программу антикоррупционной стратегии Республики Армения и мероприятий по ее осуществлению. В результате осуществленных реформ произошли значительные положительные сдвиги в налоговой и банковской сферах, а также в сфере государственного управления. Конечно, процесс еще не завершен. Хотел бы отметить, что еще до утверждения Программы было принято более двух десятков антикоррупционных законов, охватывающих различные сферы. В процессе осуществления принятие и доработка новых законов, направленных на борьбу с коррупцией. Мы придаем большое значение широкому участию в обсуждении указанных вопросов представителей средств массовой информации, деятелей науки и культуры, всего гражданского общества, так как только в этом случае можем ожидать положительных результатов. Понятно, что для этого требуются определенное время и усилия.
Что касается низкого уровня соотношения налоговых поступлений к ВВП, то это обусловлено большой долей в ВВП отраслей, имеющих налоговые льготы. Так, несмотря на 14,5-процентный рост доходов от налогов и пошлин в 2003 году по отношению к 2002 году, их доля в ВВП снизилась на 0,6 процентных пункта. Основной причиной этого было беспрецедентное расширение в структуре ВВП отраслей, имеющих налоговые льготы, что прежде всего было обусловлено реализацией крупных кредитных и грантовых программ. По оценкам, если бы в 2003 году строительство, осуществляемое за счет кредитных и грантовых средств, не имело налоговых льгот, то только за счет реализации программ фонда Линси поступления государственного бюджета по налогу на добавленную стоимость увеличились бы на 8,0 млрд драмов, а соотношение доходы от налогов и пошлин/ВВП увеличилось бы на 0,4 процентных пункта.
Считаю необходимым отметить, что правительство проводит последовательную работу по улучшению этого показателя, особенно за счет преодоления субъективных факторов. Так, Программой деятельности правительства достижение основной цели увеличения доходов от налогов предусматривается главным образом за счет сокращения теневого сектора, в условиях неувеличения ставок основных налогов. В улучшении налоговой политики большую роль играет также совершенствование законодательства. Для этого правительство в ближайшее время разработает и представит на утверждение Национального Собрания Налоговый кодекс Республики Армения.
В результате осуществления перечисленных мероприятий в среднесрочной перспективе планируется ежегодное увеличение соотношения доходов от налогов и пошлин к ВВП в среднем на 0,3-0,4 процентных пункта.
— Само государственное устройство Армении таково, что премьер-министру больше уготована роль «хозяйственника», а за внешнюю политику ответственен президент. Однако в этом году у Вас было несколько удачных, на наш взгляд, выступлений, связанных с внешней политикой. B частности, мы имеем в виду «Международную конференцию по предотвращению геноцидов» в Швеции. Есть ли у Вас своя «политическая команда», которая консультирует Вас по внешнеполитическим вопросам?
— Как известно, сегодня в Армении должность премьер-министра является политической. Я был назначен на эту должность как лидер партии, имеющей поддержку победившего на выборах парламентского большинства. Являясь председателем совета одной из правящих партий - Республиканской партии Армении, я также обязан осуществлять идеологические, в том числе и политические, задачи моей партии, которые включены в программу коалиционного правительства.
Как и на съездах любых партий, внешнеполитические вопросы активно обсуждаются на съездах РПА и находят свое место в итоговых документах. При этом позиция РПА по ключевым внешнеполитическим вопросам совпадает с официальным курсом нашего государства, и в этом плане ведется совместная целенаправленная работа с президентом республики и МИД РА по его осуществлению. Что касается моего выступления на «Международной конференции по предотвращению геноцидов» в Швеции, то, исходя из вышесказанного, мы сочли нашим долгом еще раз поднять вопрос необходимости признания и осуждения Геноцида армян 1915 года в Османской Турции, что является важным шагом на пути предотвращения подобных преступлений в будущем. Именно на эти цели было направлено наше предложение, сделанное в Швеции, чтобы 2005 год - год 90-летия Геноцида армян в Османской Турции, стал годом предотвращения всех подобных трагедий на нашей планете.
— Не секрет, что внутриполитическое положение Армении, несмотря на внешнее спокойствие, остается достаточно сложным и запутанным: оппозиция продолжает бойкотировать заседания парламента, официальный Ереван должен выполнить требования апрельской резолюции ПACE, наиболее горячие головы в правящей коалиции требуют лишить мандатов депутатов от оппозиции и т.д. Тем не менее, Вы лично, оставаясь лидером Республиканской партии, входящей в правящую коалицию, рядом армянских экспертов рассматриваетесь как потенциальный партнер парламентской/внепарламентской оппозиции, в том числе и самой радикальной ее части. Как Вам удалось в этой сложной ситуации, в отличие от Ваших некоторых коллег по четырехсторонней коалиции, сохранить корректные человеческие отношения с представителями радикальной оппозиции?
— Дело в том, что разногласия со многими представителями сегодняшней оппозиции, в том числе и радикальной, среди которых есть также наши недавние единомышленники, возникли не на идеологической основе, а в силу некоторых субъективных причин. При этом у них не было никакой программы, направленной на вывод республики из создавшегося положения. Все сводилось к созданию конфронтации между ветвями власти в стране, с чем я и мои коллеги по партии, естественно, не могли смириться. В итоге наша твердая позиция привела к тому, что РПА как в мае 2000 года, так и в 2003 году совместно с силами коалиции взяла на себя ответственность за сохранение стабильности в республике, и эта деятельность способствовала активизации развития экономики, приведшей к сегодняшним весьма положительным результатам.
Это в политическом плане. А что касается чисто человеческих отношений, то по крайней мере я сам стараюсь не терять их из-за политических разногласий с представителями оппозиции, надеясь на то, что рано или поздно все они поймут истинное значение конструктивного сотрудничества для судеб нашей страны. Не будем забывать, что в первые и тяжелые годы независимости Армении мы вместе боролись за нашу государственность.
— Четвертый год находясь на посту премьер-министра, Вы продолжили интересную традицию, заложенную некоторыми Вашими предшественниками, отказавшись от проживания на правительственной даче, и по-прежнему проживаете в многоквартирном здании в Аване. Не намерены ли Вы все-таки воспользоваться полагающимися Вам привилегиями?
— Нет, и не думаю об этом. Менять место жительства не собираюсь.
— Каковы, по-Вашему, перспективы развития связей между Арменией и Диаспорой?
— Армянская Диаспора - это боль и в то же время сила нашего народа. В последние годы наше государство прилагает немало усилий для налаживания связей между Родиной и Диаспорой, создания благоприятных политических, социальных и духовных условий для объединения нации. Уже состоялись первый и второй форумы Родина-Спюрк (Диаспора), всеармянские форумы по различным направлениям, Панармянские игры. Хочу особо подчеркнуть объединяющее значение организации в 2001 году на государственном уровне общенационального празднования 1700-летнего юбилея принятия армянским государством христианства, в грандиозных мероприятиях которого принимали участие десятки тысяч наших соотечественников со всего мира.
Хочу отметить, что это продолжающийся процесс. В дальнейшем его развитие будет проходить в плане создания и реализации деловых, более конкретных программ, перехода от грандиозных форумов к более динамичным, конструктивным формам общения и организации работ, контуры которых уже намечены в ходе состоявшихся всеармянских мероприятий.
Если нам удастся объединить наши силы и возможности, то я уверен, что мы сможем с определенным оптимизмом смотреть в будущее нашего древнего и вечно молодого народа, нашего независимого государства.

Сусанна Петросян специально для «Ноева Ковчега»

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении