Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

Праздники Армянской Апостольской Церкви

4 суббота Святых 318 патриархов Первого Вселенского собора в Никее

Вселенские соборы были чрезвычайными собраниями отцов и учителей Церкви, иерархов автокефальных церквей. Они созывались для утверждения церковных догм, формирования канонических норм и богослужебных правил, обязательных для всех церквей.
Первый Вселенский собор, в котором принимали участие 318 делегатов, состоялся в 325 г. в вифинском городе Никее. Армению представлял младший сын Патриарха Григора Просветителя – епископ Аристакес, которому Григор передал бразды правления Церковью.
Никейский собор был созван для осуждения распространившегося в 20-е гг. IV века учения священника Ария из Александрии. Арий не принимал равносущности Иисуса Христа Богу Отцу и учил, что Сын Божий не создан из сущности Отца, к тому же Он не беспорочен, а подвержен искажениям, как все тварные. Учение фактически отрицало божественность Христа, за что участники Собора отлучили Ария от церкви. С целью пресечения новых ересей Собор принял важнейший документ – Символ Веры, представляющий собой краткий свод главных догматов как основу христианского вероучения.
Никейский Символ, текст которого приводится ниже, читается во время литургии.
«Веруем в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца единородно, именно от естества Отцова. В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного; единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и спасения нашего ради сшедшего с небес, воплотившегося, вочеловечившегося, родившегося совершенно от святой Девы Марии Духом Святым. Приявшего плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, – истинно, а не сомненно. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную Отца. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству нет конца.
Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголившего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сшедшего на Иордан, проповедавшего Посланного и обитавшего в святых. Веруем и в единую соборную Апостольскую святую Церковь. В одно крещение, в покаяние, очищение и отпущение грехов; в воскресение мертвых; в вечный суд душ и тел; в царство Небесное и в жизнь вечную».

12 воскресенье
Хачверац. Воздвижение животворного Креста Господня (629 г.)

Праздник связан с именем брата Господня – апостола и первого Иерусалимского епископа Иакова. По преданию, Иаков обнаружил и воздвиг, т. е. поднял, над головами единоверцев Крест Господень и запел гимн «Кресту Твоему, Христос, поклоняемся». По другому преданию, более распространенному, мать императора Константина Елена в 326 г. совершила паломничество в Палестину с целью найти место погребения Христа и крест, на котором Его распяли. Раскопки в Иерусалиме и на Голгофе увенчались успехом: Елена обнаружила пещеру Гроба Господня, а также три креста. По определенным признакам было установлено, на котором из них был распят Иисус. Предположения подтвердились после того, как исцелилась прикоснувшаяся к кресту безнадежно больная женщина. Частицу животворящего креста Елена послала своему сыну, а само распятие оставила у иерусалимских христиан. Чтобы крест был виден всем, епископ Макарий воздвиг его над головами собравшихся. Отсюда – название праздника, главная идея которого – призыв идти спасительным «крестным путем Христа». После того, как в 336 г. на месте погребения Христа возвели церковь Св. Воскресения, крест ежегодно воздвигался на Голгофе в день празднования освящения храма.
В 614 г. персидский царь Хосров II захватил Иерусалим. Вместе с другими реликвиями он увез с собой и распятие. Но армия византийского императора Геракла, в составе которой сражались армянские полки под командованием князя Мжежа Гнуни, в 629 г. взяла реванш, и персы вернули крест христианам. Освобожденную святыню торжественно внесли в армянский город Карин и подняли на самую высокую горную вершину Каринской области. С тех пор гора стала называться Хачапайт – Крестное древо, а на ее склоне впоследствии был основан монастырь Св. Креста. Затем святыню принесли в Константинополь и уже отсюда отправили в Иерусалим. По преданию, император Геракл взвалил распятие на плечи и сам поднял его на Голгофу.
В армянский церковный календарь этот праздник окончательно вошел в VII в. при Католикосе Сааке III Дзорапореци. Армянский богослов ХIV века св. Григор Татеваци писал: «Предаваясь Кресту Господню, мы обретаем Слово Божие, Его мудрость, могущество и бессмертие».
Воздвижению Креста предшествует семидневный пост, а суббота накануне считается Днем Церкви. В понедельник после праздника поминают усопших.

24 пятница
Варага Сурб Хач.
Явление креста на горе Вараг

Календарь Армянской Церкви содержит четыре праздника, посвященных символу креста. Явление креста на горе Вараг празднуется только Армянской Церковью, поскольку связано с явлением из нашей национальной действительности.
Римские девы-христианки, в конце III в. бежавшие в Армению от преследований императора Диоклетиана, нашли пристанище на горе Вараг у озера Ван. Одна из них, Рипсимэ, носила на шее частицу крестного древа Господня, которую перед уходом в столичный Вагаршапат передала на хранение местным монахам. С тех пор прошло три с половиной века, и никто уже не знал, где находится реликвия. Многие варагские монахи-отшельники молились Богу, прося указать им место ее нахождения. В 653 г. одному из них, Тодику, служившему настоятелем Глакского монастыря, Господь в видении открыл это место. Тодик (он похоронен в мушском монастыре Иоанна Предтечи) увидел, как над вершиной Варага вспыхнул свет и двенадцатью лучами осветил храм, в центральной части которого сиял нерукотворный крест. Незримая сила направила крест к церковке и осветила алтарь, под которым, как понял монах, лежала реликвия. Тодик и его ученик Овел поспешили в церковь, чтобы поклониться крестному древу. Свет, осветивший алтарь, был так ослепителен, что его наблюдали жители отдаленных областей. Лучи не гасли двенадцать дней, и в Вараг стал стекаться народ. Узнав о чудесном явлении, сюда прибыл Католикос Нерсес III. Духом подтвердив истинность реликвии, он установил посвященный Варагскому кресту календарный праздник и пост, именуемый в народе «монашеским».
При поддержке княжеского дома Арцруни на этом месте был основан Варагский монастырь, ставший главной святыней Васпураканского края. В обители было две церкви – у подножия горы и на ее вершине. Первая из них, Неркин Варагаванк, пользовалась особой популярностью, поскольку именно в ней хранилась в золотом ларце частица крестного древа. В ХVII веке реликвию перенесли в монастырь Сурб Ншан (Св. Знамения), где она хранилась до 1915 года.

25 суббота
Сурб Геворг.
Св. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец – один из самых популярных христианских святых, покровитель христианского воинства, герой песен и сказов. Он жил в III веке, происходил из знатной каппадокийской семьи, исповедовавшей христианство. Георгий служил тысяцким в римской армии в период, когда император Диоклетиан возобновил гонения на христиан и стал изгонять их из армии и государственного аппарата. Когда в 303 г. Диоклетиан опубликовал свой эдикт, направленный против христиан, Георгий порвал свиток, повешенный на городской площади в Никомедии. Его схватили и привели на судилище. На вопрос, кто он такой, Георгий ответил: «Прежде всего, имя мое – христианин, а зовусь я Георгием. Господу моему так угодно, чтобы я приносил плоды благочестия на Его ниве». Диоклетиан предложил Георгию исповедовать язычество, обещал одарить и приблизить к себе, но услышал в ответ: «Обещанные тобою почести и награды временны, так же, как и твое царство, но царствие Христово и заветы Его вечны». После восьмидневных пыток Георгий был обезглавлен.
В течение веков житие св. Георгия претерпело историко-художественную обработку и вылилось в легенду, по которой воин-христианин Георгий убил копьем дракона, опустошавшего палестинские земли и съедавшего детей. Когда в жертву дракону пришлось отдавать царевну Елизавету, Георгий убил дракона, после чего царь и его подданные приняли крещение, а сам избавитель стал именоваться Георгием Победоносцем.
Храмы в честь Георгия Победоносца стали строиться уже в V-VI вв. Широкое распространение культ святого получил в эпоху крестовых походов. Цари и стратеги средневековой Армении почитали Георгия своим покровителем. Царь Гагик I (Х-ХI в.) построил в Оромосе церковь Сурб Геворг, служившую усыпальницей царской династии.

Рубрику ведет Армен Меружанян

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении