Границы компромисса — мир в обмен на статус НКРИнтервью главы офиса (Международный секретариат) «Ай Дата» Киро Манояна газете «Ноев Ковчег»
— Г-н Маноян, как бы Вы охарактеризовали ситуацию в регионе Южного Кавказа?
— Последние изменения, происходящие в мире, естественно, отражаются и на нашем
регионе. В Грузии эти изменения привели к новому положению, которое предполагает
увеличение роли США в нашем регионе посредством более глубокого внедрения в
эту страну. Этот процесс находится в предварительной стадии, и его дальнейшее
развитие зависит от того, к какому соглашению придут Россия и США в отношении
региона. Вместе с тем изменения в Грузии, могущие привести к упрочению США на
Южном Кавказе, не соответствуют интересам Турции. Несмотря на то, что США и
Турция являются стратегическими партнерами и в годы «холодной войны» именно
Турция была оплотом США в регионе, сейчас она хочет вести свою политику. И с
этой точки зрения странно звучат заявления президента Грузии, что он может выступить
посредником в нормализации армяно-турецких отношений. Понятно, что он это сказал
при поддержке Турции.
В Азербайджане твердо уяснили себе, что четко выраженный проамериканизм может
навредить стране. И поэтому власти стараются наладить ровные отношения и с Россией,
и в этом направлении есть подвижки – контакты стали более частыми как в экономике,
так и военно-стратегическом плане.
Иран остается активным игроком региона, невзирая на то, что есть внутренние
вопросы, которые требуют решения. Там есть еще одна опасность – Южный Азербайджан
при поддержке некоторых сил пытается нарушить территориальную целостность страны.
Но в любом случае Иран остается серьезным и одним из ключевых игроков, и с этим
нельзя не считаться.
Турция стоит на пути перемен. Насколько они будут соответствовать требованиям
Евросоюза, покажет время. Но факт того, что в сентябре начинаются переговоры
между Турцией и ЕС и страна очень хочет вступить в Европейское сообщество, налицо.
Вместе с тем Турция очень озабочена возможностью создания курдского государства
в Ираке. Правда, последний визит президента Ирака в Анкару немного успокоил
турецкое правительство, но не следует забывать, что сам Ирак еще нестабилен
и эта нестабильность Турцию очень и очень беспокоит.
Что касается Армении, то она развивается наиболее динамично и является довольно
стабильной страной в очень сложном регионе. Армения имеет больше возможностей
для того, чтобы уточнить свое военно-стратегическое значение и стать гарантом
стабильности для всех стран Южного Кавказа.
— В Азербайджане стали громче звучать призывы к войне. Кому это выгодно?
— Эти призывы имеют два адреса: свой народ и Армению. Азербайджанские власти
хотят нас напугать, но все же эти призывы в основном для внутреннего пользования.
Надо подчеркнуть, что эти призывы неприемлемы для самого Азербайджана, они сами
себя накручивают, делают общественность агрессивной, чтобы недовольство выплеснулось
не на власти, а на Армению.
— На какие компромиссы может пойти Армения в вопросе урегулирования нагорно-карабахского
конфликта?
— Мы не собираемся начинать войну, а Азербайджан должен признать независимость
НКР. Это границы наших компромиссов. В переговорах основной акцент делают на
освобожденные районы вокруг НКР. Мы считаем, что это не азербайджанские, а армянские
территории, и мы от них никогда не откажемся. Эта позиция обсуждению не подлежит.
Просто этим землям нужен статус. Во время переговоров президентов двух стран
подтекстом было присоединение НКР к Армении. Мы не можем во имя компромисса
отдать территории, которые являются гарантом национальной безопасности. На сегодняшний
день периметр наших охраняемых армянскими войсками границ гораздо меньше, чем
он станет в тот момент, когда мы сдадим территории, контролируемые карабахской
армией. До тех пор, пока есть три понятия – Нагорный Карабах, Армения и освобожденные
территории, компромисс армянской стороны очевиден. Освобожденные территории
должны входить в юрисдикцию НКР.
— «Ай Дат» поддерживает кандидатуру Джона Керри на предстоящих президентских
выборах в США. Чем обусловлена Ваша позиция?
— Джон Керри в отличие от Джорджа Буша никаких обещаний не давал – он просто
признал Геноцид армян. Наш выбор продуман и обоснован. Мы сотрудничаем с Керри
уже 20 лет. Именно он, будучи конгрессменом, а потом сенатором, занимался вопросами
Геноцида, был одним из инициаторов проведения 907-й поправки. Кстати, пока турки
не имеют налаженных отношений с окружением Керри, в отличие от того же вице-президента
Чейни, который действует как лоббист турецких интересов. Мы надеемся, что с
избранием Джона Керри положительные изменения в отношении США к Армении будут.
В таких штатах, как Флорида, Пенсильвания и Огайо, позиция «Ай Дата» и голоса
армян могут повлиять на итоги выборов. Принимая все это во внимание, мы и приняли
решение поддержать его кандидатуру. При этом наша позиция не направлена против
Республиканской партии США.
-Смогут ли армяне стать добрыми соседями турок и откроется ли армяно-турецкая
граница?
— Если открытие границы связано с изменением позиции Армении по Геноциду и НКР,
то она не будет открыта. Границу заблокировала Турция, и если она откажется
от блокады, то какой-то диалог может быть налажен. А говорить о нормальных отношениях
слишком преждевременно. Достичь доверия соседи могут лишь в том случае, если
мы убедимся, что они изменились. Геноцид армян не был совершен в Османской Турции,
и он не канул в историю, Геноцид продолжался до недавнего времени. Турция захватила
не только Западную Армению, но и часть Восточной. Признание Геноцида не может
быть лишь нравственным актом. Оно должно иметь последствия в виде компенсации.
Первопричина нынешнего состояния Армении: диаспора – Геноцид. Говоря Геноцид,
мы имеем в виду не только истребление населения, но и оккупацию территорий исторической
Армении.
Признание Геноцида – это прежде всего политическая задача. Турки это прекрасно
понимают и поэтому не признают его. Будь вопрос нравственного характера, Турция
давно бы сказала – «это было, мы сожалеем и давайте забудем». Но они прекрасно
понимают, что этим все только начнется. Для армян это вопрос не прошлого, а
настоящего и, если хотите, будущего. Пока эти вопросы не решатся, нормальные
отношения с Турцией невозможны, но какие-то межгосударственные отношения не
исключены. Как вы знаете, сегодня гражданин Армении не имеет права на приобретение
собственности в Турции, между тем гражданин Турции такое право в Армении имеет.
Не слишком ли мы либеральны? И не забывайте, что Турция не открывает границу
с Арменией из-за Азербайджана. Я бы даже сказал, не открывает в ущерб собственным
интересам.
— Вы не очень лестно отзываетесь об армянской диаспоре России, которая, по некоторым
данным, насчитывает больше двух миллионов. Чем это вызвано?
— Здесь есть несколько причин. Западно-армянская диаспора сформировалась в результате
Геноцида, в России же обосновались армяне - в недавнем прошлом граждане Армении.
К примеру, в США армяне уже являются аборигенной нацией - с момента их переселения
прошел солидный срок и они обрели статус местных жителей. В России же большинство
армян не обзавелись гражданством, следовательно, они не наделены политическим
влиянием, а больше заняты решением каждодневных бытовых вопросов. Следующая
причина - политическая культура и структура страны. США и Россия не дают в этом
плане одинаковых возможностей представителям диаспоры, по-разному протекает
и процесс их ознакомления и привыкания к государственной структуре этих двух
стран. Следующая причина – устои самой диаспоры. Я думаю, что российская диаспора
еще не организовалась политически. Да, мы будем помогать, чем можем, но инициатива
все же должна идти из самой общины, которая вроде занимается глобальными вопросами,
но в состоянии ли она лоббировать в России интересы Армении – вот в чем вопрос.
Карине Тер-Саакян,Ереван
|